Самые старинные вокзалы России
10 железнодорожных комплексов, которые поразят своей историей и красотой/https://cdn.tripster.ru/photos/b2141bb2-ed0d-4782-bd18-a70623fd99ce.jpg)
Витебский вокзал в Петербурге
Хотя сооружение, которое мы видим сегодня, датируется началом XX века, сам вокзал считается старейшим в России. Первое деревянное здание было построено перед запуском железнодорожного сообщения между городом и Царским Селом. Поезда начали ходить в 1837 году. Их прибытие было для жителей Петербурга диковинным зрелищем, поэтому на перронах скапливались толпы зевак.
/https://cdn.tripster.ru/photos/ae3eedd7-d0cd-4508-8681-d4d66d80955c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/fd9ae23b-0ff0-465f-89bb-5fbfd5abba67.jpg)
В середине XIX века, когда самый первый вокзал России перестал справляться с потоком пассажиров, на его месте возвели новый — более вместительный и уже из камня. А современное здание построили в 1904 году. Оно стало первой общественной постройкой в Петербурге в стиле модерн. Вокзал был оборудован по последнему слову техники: тут работали лифты, транспортёры и было электрическое освещение.
Сегодня Витебский железнодорожный вокзал называют одним из самых красивых в России. Он привлекает своими интерьерами: витражными окнами, лепниной цвета бронзы на стенах и панно с изображениями Петербурга и Одессы. Фасад здания украшен дорическими колоннами, а над входом красуются гербы столицы Российской империи и Витебска.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c9b03a80-a335-4814-8b5c-8a12476599c3.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/6c9113aa-3886-4534-9568-0f80800e5f4f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/8e16c4f5-26ea-4a6f-a0a4-9871d41c07e0.jpg)
Вокзал часто становился декорацией к известным фильмам: например, мелькал в киносерии о великом сыщике Шерлоке Холмсе (и «сыграл роль» сразу двух лондонских вокзалов), появлялся в «Вокзале для двоих» и «Брате». А современные киношники снимали здесь сцены для «Анны Карениной» с Елизаветой Боярской в главной роли и «Серебряных коньков».
в приложении
Вокзал в Новом Петергофе
Открылся в 1857 году, когда из Петербурга провели железную дорогу в один из главных его пригородов. Здание в псевдоготическом стиле возвели по проекту Н. Л. Бенуа.
В наши дни вокзал стал одной из достопримечательностей Петергофа. Старинное здание притягивает внимание прежде всего готическими элементами: арки, через которые проезжают прибывающие поезда, и окна имеют стрельчатую форму, а венчает строение изящная башня со шпилями.
/https://cdn.tripster.ru/photos/7046cece-43e4-45df-ba85-f0b1a9bcdfa3.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e6773db1-eeb0-4fa0-9848-f29126254137.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3ef40068-0be3-40f0-bfdf-f8f264a54a71.jpg)
В середине XIX века в газетах писали, что пассажиры были в восторге от нового вокзала. Он не перестаёт восхищать петербуржцев и путешественников и сейчас. А хорошая сохранность одного из самых красивых вокзалов России привлекает сюда ещё и киношников. Например, здесь снимали советский фильм «Кортик» и современные ленты «Батальонъ» и «Матильда».
Ярославский вокзал в Москве
Появился в 1862 году и соединил на тот момент второй по величине город России с Сергиевым Посадом. Первая постройка была деревянной и двухэтажной, но через 40 лет подверглась большой реконструкции. Автором проекта стал один из лучших архитекторов того времени Ф. О. Шехтель, который работал в стиле модерн.
/https://cdn.tripster.ru/photos/54304457-4590-4ed7-824c-048f842777ce.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ef81f522-dcae-4a90-b62b-ca902aa6a9db.jpg)
Здание одного из самых старых вокзалов России отличает шатёр на центральной башне — он напоминает одновременно праздничный кокошник, который носили в губерниях на севере страны, распространённые там же деревянные дозорные сооружения и юрту кочевника. Такие отсылки неслучайны: с вокзала отходили поезда в Архангельск.
Фасад здания отделан сразу несколькими материалами: кирпичом, металлом, камнем, изразцами и штукатуркой. Ещё одна интересная особенность вокзала — фриз из бирюзовой майолики, который визуально соединяет верхнюю и нижнюю части комплекса.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6e0f2e29-b734-48df-b7b4-73222fa8a3f4.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/cbcbc3bb-f535-46ce-82f9-d0b90032598b.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/88379a78-47db-467a-8395-9527c5e4fed6.jpg)
Несмотря на несколько реконструкций, которые пережило здание за свою историю, в его архитектуре и интерьерах сохранились элементы конца XIX века. Один из них — массивные колонны в зале ожидания. Долгое время они находились на перроне, но в начале 2000-х, когда помещения вокзала решили расширить, были перемещены.
Казанский вокзал в Москве
Первое деревянное здание построили в 1862 году, когда город соединили железной дорогой с Коломной и Рязанью. Каменное сооружение, которое появилось на этом месте спустя два года, проектировал М. Ю. Левестам. Интересно, что первое здание соседнего Ярославского вокзала было построено по его же задумке.
В 1911 году началась реконструкция вокзала, которая растянулась до 1940 года и проходила под руководством А. В. Щусева. Новое здание возвели в стиле московского барокко, а самым узнаваемым его элементом стала высокая 73‑метровая башня — копия башни Сююмбике в Казанском кремле.
/https://cdn.tripster.ru/photos/becb0221-e8d3-4c82-bc27-7867afb6a94f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/6a020ea0-6c25-40a5-a66a-e5a2ef9a9e1b.jpg)
Восточные элементы на фасаде соседствуют с западными. В числе последних, например, вокзальные часы со знаками зодиака — подобные можно увидеть во многих городах Европы. Очень похожий циферблат украшает собор Святого Марка в Венеции, — принято считать, что именно им вдохновлялся А. В. Щусев.
Внутри здания стоит обратить внимание на богато украшенный зал «Комфорт»: тут можно долго разглядывать расписанный внуком Н. Л. Бенуа Е. Е. Лансере потолок и золочёную лепнину на стенах. Богатство убранства связано с тем, что раньше в помещении был ресторан.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a04b6553-6c0f-4ef0-be70-0b299a89e72e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/cba34406-c742-405f-9b93-cf27eebe7cfb.jpg)
Вокзал Волгограда
Первая постройка на его месте появилась в 1871 году, когда из Москвы проложили дорогу в Царицын (так тогда назывался город). В 1942 году вокзальный комплекс разрушили фашисты. Вместо него возвели временную одноэтажную постройку, которую в начале 1950‑х снесли и заменили более вместительным зданием в стиле сталинского ампира.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c06689a0-baaf-4562-99d8-84baeca3d851.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/33fc5386-3ccb-40df-a15c-801d219f52ec.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/b052a3eb-4e80-487b-9eea-acede27c683e.jpg)
Сооружение можно узнать по высокому шпилю (67 метров). Фасад выполнен из гранита, а отдельные его элементы — из мрамора и инкерманского камня — разновидности известняка, которую добывали в городе Инкерман недалеко от Севастополя. По обеим сторонам от входа расположены пятиметровые барельефы, которые посвящены советским солдатам, вставшим на защиту Сталинграда в Великую Отечественную войну.
/https://cdn.tripster.ru/photos/e2ab379e-a4c6-4679-bcbf-f1d1f5b97604.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/03e2673c-dbfc-4664-89c3-070015923912.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/d3b1b975-5e74-4e47-91dc-d89cbc9854d5.jpg)
За последние 20 лет постройка пережила две реставрации. В 2005 году здание очистили от грязи и вернули ему белый цвет, а ещё снабдили подсветкой. Спустя восемь лет на вокзале произошёл страшный теракт. Взрыв уничтожил роскошную лепнину, купол, панно и другие декоративные элементы вестибюля и зала ожидания, выбил стёкла и повредил часы. Всё, что было утрачено, удалось восстановить благодаря чертежам 1954 года. Сегодня вокзал выглядит практически так же, как в середине прошлого века.
Вокзал Владивостока
Его открытие датировано 1893 годом. Изначально вокзал представлял собой каменное здание с двумя этажами, но уже через 20 лет был перестроен, так как перестал справляться с потоком пассажиров. Здание решили возвести в необычном для Дальнего Востока псевдорусском стиле, позаимствовав элементы Ярославского вокзала в Москве. Архитекторы хотели сделать так, чтобы ж/д комплексы городов, где начинается и заканчивается Транссибирская магистраль, стилистически перекликались. Главное сходство между зданиями — массивный шатёр над главным входом.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a50800c5-0aae-44da-b1e6-f91af2b92453.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e6540eba-af78-4e87-ad48-67ed8866721f.jpg)
Из-за нескольких реставраций облик вокзала во Владивостоке заметно изменился. В 1924 году с крыши сняли символ Российской империи — двуглавого орла — и закрасили панно с гербами Москвы и Приморья. Тогда же здание перекрасили в зелёный, а исконный жёлтый цвет вокзалу вернули только в 1990-х.
На вокзале есть два памятника. Один из них — стела «9288» с двуглавым орлом на платформе. Число обозначает протяжённость Транссиба в километрах. Кстати, на Ярославском вокзале в Москве есть похожая композиция — нулевой километр.
Рядом со стелой стоит мемориальный локомотив 1944 года, который годом позднее поступил в СССР из США по ленд‑лизу и перевозил грузы. Когда поезд перестал курсировать, его решили установить на рельсах как памятник труду железнодорожников в годы войны.
/https://cdn.tripster.ru/photos/d0393db4-ce72-4a1b-88ce-0c8b435af10e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c1f2d92f-cbed-40f0-8b4c-bc176f25226e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/764b9c54-369d-432e-bfde-b75e6b6dd08e.jpg)
Царский павильон в Нижнем Новгороде
Расположен около Московского железнодорожного вокзала. Здание возвели в 1894 году для приёма членов императорской семьи и других важных гостей. Первые вагоны поездов раньше останавливались прямо перед центральным входом в павильон. Таким образом почётные гости сразу попадали, что называется, «с корабля на бал».
Автором красивой постройки в стиле эклектики стал Д. Н. Чичагов, создавший также проект старой Московской городской думы на площади Революции. Николай II и его близкие наведывались сюда дважды — в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская выставка, и в 1913‑м. Тогда царская чета прибыла в город на праздник по случаю 300‑летнего юбилея дома Романовых.
/https://cdn.tripster.ru/photos/3fdea38f-878c-4f3e-8ab0-ad23ce3b781a.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3237bdbb-53cd-45aa-8b31-06af824aa619.jpg)
После революции 1917 года в павильоне базировались местные структуры большевистской партии. Вскоре постройка отошла железной дороге, а сейчас здесь, как и прежде, проводят официальные приёмы. Они проходят в большом зале с золочёной лепниной, мраморным камином и портретом Николая II. Ещё в павильоне есть кабинет императора с печью, отделанной майоликой, и комната его супруги. Из‑за того, что назначение здания неоднократно менялось, многие предметы обстановки не уцелели и были воссозданы по старым фотографиям.
/https://cdn.tripster.ru/photos/cae89439-f1fa-4b00-a777-7e901c6fd9a2.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/546c3494-0f65-4da8-948e-ce75154a7ac8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3ab345d5-245e-4080-91a2-f24589bf8bd8.jpg)
К сожалению, внутрь павильона попасть нельзя, но это не помешает оценить его внешний вид. На эффектном здании красного цвета можно увидеть герб Российской империи с короной и надписью «С нами Богъ», а по обе стороны от него стоят по два вазона. Чтобы осмотреть здание, заходить на территорию вокзала необязательно: нарядный фасад выходит прямо на улицу.
Вокзал Казани
Его возвели в 1890‑е, когда город соединили железнодорожным сообщением с Москвой. Автором проекта стал один из лучших архитекторов Казани Г. Б. Руш, построивший в городе несколько известных сооружений, в том числе Александровский пассаж. Вокзал считается выдающимся памятником промышленной архитектуры и дошёл до наших дней почти в первозданном виде. В 1992 году на вокзале случился пожар. К счастью, внешний облик постройки не пострадал, а вот внутренне оформление частично сгорело. В течение пяти лет убранство восстановили.
/https://cdn.tripster.ru/photos/bd7f778d-ce89-420e-8042-4b156a003a5b.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e4dbc75a-88ac-4b8b-931f-bb293a2366fb.jpg)
По обеим сторонам от входа сидят белые барсы — символ Казани, изображённый на гербе города. Любопытно, что эти животные в Поволжье никогда не водились, а культ дикой кошки в этих землях распространили булгары и монголы, которые жили тут в Средневековье.
В 1967 году рядом с главным зданием возвели пригородный вокзал. Он привлекал внимание красивым портретом девушки-татарки, сделанном в популярной тогда в СССР технике сграффито, когда стену покрывают несколькими слоями штукатурки, а затем к поверхности прикладывают трафарет и выскабливают рисунок до нижнего слоя — так получается рельефное изображение. В 2005 году здание хотели полностью перестроить, но мэр города К. Ш. Исхаков настоял, чтобы полюбившееся казанцам сграффито сохранили. Так стена с изображением стала частью новой постройки и местной достопримечательностью.
/https://cdn.tripster.ru/photos/2fa61f4d-973e-41b5-bfa1-ebe28567db14.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/45843376-59a1-40d3-a236-3fdfa925f357.jpg)
Станция Слюдянка (Иркутская область)
Находится на берегу Байкала. Здание возвели в 1904 году, когда строилась Кругобайкальская железная дорога.
Это единственный в мире вокзал, сделанный из бело‑розового мрамора. Как ни странно, материал выбрали по экономическим причинам: за несколько лет до начала работ поблизости от будущей станции обнаружили мраморный карьер, а доставка кирпичей, из которых хотели строить вокзал изначально, стоила бы дорого. Кстати, мрамором, который добыли в этих краях, отделаны также станции метро «Баррикадная» и «Марксистская» в Москве, «Красный проспект» в Новосибирске и «Индустриальная» в Харькове.
/https://cdn.tripster.ru/photos/f880e5c2-7623-44f0-a97d-551ca724c203.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/86734dad-0efa-47a0-ac0a-905a0f303b71.jpg)
Слюдянка славится и тем, что до конца прошлого века здесь процветала торговля копчёным омулем, которым богаты воды Байкала. Раньше поезда здесь делали длительную остановку — пассажиры основательно закупались свежей рыбой, а потом устраивали трапезу прямо в вагонах. К середине 2000‑х станция перестала быть стыковочной и время стоянки сократилось до нескольких минут. Так омулевый бизнес практически сошёл на нет, но местные всё ещё помнят, как бойко здесь торговали деликатесами из Байкала.
/https://cdn.tripster.ru/photos/7a3518e7-d526-4518-91ea-20cec6e8bfcf.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/bdf70b6a-b8f5-40f5-a38b-df8809de3782.jpg)
Вокзал Сочи
Железнодорожные пути провели до города в начале 1920‑х. Тогда в Сочи и появился вокзал. Сначала это была скромная деревянная постройка, затем её сменила каменная. А в 1952 году вокзал переехал в новое роскошное здание в стиле сталинского ампира. Его архитектор — А. Н. Душкин, который также спроектировал вокзалы в Днепре, Евпатории и Симферополе, «Детский мир», несколько станций метро и одну из семи сталинских высоток в Москве.
В Сочи часто наведывались И. В. Сталин и первые лица СССР, поэтому разработка концепции здания считалась ответственной задачей. Говорят, что результат главе государства понравился, но историки утверждают, что из‑за болезни И. В. Сталин на вокзале так и не побывал.
/https://cdn.tripster.ru/photos/834f8334-e023-4cd6-ab4e-0f647fc09caa.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a484c280-7ede-42c1-939c-530b13e09242.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/592faeae-820c-4283-b2af-428efbf921e9.jpg)
Отрицательный отклик работа А. Н. Душкина получила позднее — от Н. С. Хрущёва и его окружения. В 1955 году началась борьба с архитектурными излишествами и «помпезным и расточительным» сталинским ампиром. Под раздачу попал сочинский вокзал с его лепниной, колоннами и элементами из мрамора. Это поставило крест на карьере архитектора. Уже в 1975 году государство пересмотрело отношение к богатому внутреннему убранству вокзала, и он стал памятником местного значения, а также вошёл в Список наследия ЮНЕСКО.
Отдельного внимания заслуживают вокзальные часы. Вместе девяти чисел на циферблате установлены знаки зодиака, стоящие в неверном порядке, а вместо ещё трёх — символы созвездий Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Доподлинно неизвестно, с чем связано это оригинальное решение А. Н. Душкина, по одной из версий — с увлечением архитектора эзотерикой.
/https://cdn.tripster.ru/photos/838d7bc1-818d-4a9c-a374-9c2f7926205f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a9c5265a-a7ce-4487-a808-a23375534c61.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/a199ccf9-d88f-43b2-9576-5627b67e3cba.jpg)
Заключение
Во время путешествий по России не спешите покидать железнодорожные вокзалы. Часто они могут рассказать об истории города не меньше, чем другие памятники, и впечатлить архитектурой и интерьерными решениями.
Ещё интереснее знакомство с ж/д комплексами сделают местные гиды. Они поделятся самыми любопытными фактами о строительстве вокзалов, расскажут о том, как они менялись с течением времени и чем примечательны сейчас.
Ещё на тему путешествий
Когда лучше брать отпуск в 2026 году Рассказываем, как спланировать отдых, чтобы увеличить для себя выходные дни
Главные новогодние фильмы «Карнавальная ночь», «Один дома», «Эльф» и другие шедевры
Новый год в Сочи Идеи, как классно отметить праздники
Леонардо да Винчи: всё о жизни гения и его шедеврах Где увидеть «Мону Лизу», «Даму с горностаем» и другие творения/https://cdn.tripster.ru/photos/071986f6-a476-4f6a-b41f-85eea0d009bb.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/271567ea-963c-41a1-9148-69839bc323c8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1bef14e3-dccd-40ff-b272-de80b14c841d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c643a487-c4f4-4a64-8da3-29bb916fa298.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/f25a274d-0018-42c5-9a7a-ae094337681b.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/8671e108-25cd-4896-b531-6fe77e854604.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/2f15772e-09ef-4b97-87d0-bd9b38674f3b.jpg)