Самые старинные вокзалы России

27 янв 2024, обновлено 8 сен 2024
Самые старинные вокзалы России

Найти экскурсию

Показать
В «12 стульях» И. А. Ильф и Е. П. Петров назвали московские вокзалы воротами города. Продолжая метафору, можно сказать, что вокзалы — ещё и визитные карточки городов, ведь некоторые из них настолько красивы, что становятся полноценными до­сто­при­ме­ча­тель­но­стями. Именно о таких железнодорожных комплексах России и расскажем в статье.

Витебский вокзал в Петербурге

Хотя сооружение, которое мы видим сегодня, датируется началом XX века, сам вокзал считается старейшим в России. Первое деревянное здание было построено перед запуском железнодорожного сообщения между городом и Царским Селом. Поезда начали ходить в 1837 году. Их прибытие было для жителей Петербурга диковинным зрелищем, поэтому на перронах скапливались толпы зевак.

1904‑1908 годы. Царскосельский вокзал • Современный вид. Фото: Alex Florstein Fedorov, CC BY-SA 4.0

В середине XIX века, когда вокзал перестал справляться с потоком пассажиров, на его месте возвели новый — более вместительный и уже из камня. А современное здание построили в 1904 году. Оно стало первой общественной постройкой в Петербурге в стиле модерн. Вокзал был оборудован по последнему слову техники: тут работали лифты, транспортёры и было электрическое освещение.

Сегодня вокзал называют одним из самых красивых в России. Он привлекает своими интерьерами: витражными окнами, лепниной цвета бронзы на стенах и панно с изображениями Петербурга и Одессы. Фасад здания украшен дорическими колоннами, а над входом красуются гербы столицы Российской империи и Витебска.

Парадный зал с мраморной лестницей • Световой зал • Платформы • Фото: Alex Florstein Fedorov, CC BY-SA 4.0

Вокзал часто становился декорацией к известным фильмам: например, мелькал в киносерии о Шерлоке Холмсе (и «сыграл роль» сразу двух лондонских вокзалов), появлялся в «Вокзале для двоих» и «Брате». А современные киношники снимали здесь сцены для «Анны Карениной» с Елизаветой Боярской в главной роли и «Серебряных коньков».

Вокзал в Новом Петергофе

Открылся в 1857 году, когда из Петербурга провели железную дорогу в один из главных его пригородов. Здание в псевдоготическом стиле возвели по проекту Н. Л. Бенуа.

В наши дни вокзал стал одной из до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Петергофа. Старинное здание притягивает внимание прежде всего готическими элементами: арки, через которые проезжают прибывающие поезда, и окна имеют стрельчатую форму, а венчает строение изящная башня со шпилями.

1858-1863 года • Современный вид

В середине XIX века в газетах писали, что пассажиры были в восторге от нового вокзала. Он не перестаёт восхищать петербуржцев и путешественников и сейчас. А хорошая сохранность здания привлекает сюда ещё и киношников. Например, здесь снимали советский фильм «Кортик» и современные ленты «Батальонъ» и «Матильда».

Ярославский вокзал в Москве

Появился в 1862 году и соединил на тот момент второй по величине город России с Сергиевым Посадом. Первая постройка была деревянной и двухэтажной, но через 40 лет подверглась большой реконструкции. Автором проекта стал один из лучших архитекторов того времени Ф. О. Шехтель, который работал в стиле модерн.

Ещё по теме
 
1905‑1906 годы. Открытка издательства П. Г. фон Гиргенсона • Современный вид

Здание отличает шатёр на центральной башне — он напоминает одновременно праздничный кокошник, который носили в губерниях на севере страны, распространённые там же деревянные дозорные сооружения и юрту кочевника. Такие отсылки неслучайны: с вокзала отходили поезда в Архангельск.

Фасад здания отделан сразу несколькими материалами: кирпичом, металлом, камнем, изразцами и штукатуркой. Ещё одна интересная особенность вокзала — фриз из бирюзовой майолики, который визуально соединяет верхнюю и нижнюю части комплекса.


Несмотря на несколько реконструкций, которые пережило здание за свою историю, здесь сохранились элементы конца XIX века. Один из них — массивные колонны в зале ожидания. Долгое время они украшали перрон, но в начале 2000‑х, когда помещения вокзала решили расширить, были перемещены.

Казанский вокзал в Москве

Первое деревянное здание построили в 1862 году, когда город соединили ж/д путями с Коломной и Рязанью. Каменное сооружение, которое появилось на этом месте спустя два года, проектировал М. Ю. Левестам. Интересно, что первое здание соседнего Ярославского вокзала было построено по его же задумке.

В 1911 году началась реконструкция вокзала, которая растянулась до 1940 года и проходила под руководством А. В. Щусева. Новое здание возвели в стиле московского барокко, а самым узнаваемым его элементом стала высокая 73‑метровая башня — копия башни Сююмбике в Казанском кремле.

1920-1923 года • Современный вид

Восточные элементы на фасаде соседствуют с западными. В числе последних, например, вокзальные часы со знаками зодиака — подобные можно увидеть во многих городах Европы. Очень похожий циферблат украшает собор Святого Марка в Венеции, — принято считать, что именно им вдохновлялся А. В. Щусев.

Внутри здания стоит обратить внимание на богато украшенный зал «Комфорт»: тут можно долго разглядывать расписанный внуком Н. Л. Бенуа Е. Е. Лансере потолок и золочёную лепнину на стенах. Богатство убранства связано с тем, что раньше в помещении был ресторан.

Ещё по теме
 
Вестибюль • Зал ожидания • Фото: A. Savin, FAL

Вокзал Волгограда

Первая постройка на его месте появилась в 1871 году, когда из Москвы проложили дорогу в Царицын (так тогда назывался город). В 1942 году вокзальный комплекс разрушили фашисты. Вместо него возвели временную одноэтажную постройку, которую в начале 1950‑х снесли и заменили более вместительным зданием в стиле сталинского ампира.

1880‑1889 годы. Первое здание • 1942 год. Привокзальная площадь, фонтан «Детский хоровод». Фото: Э. Н. Евзерихин • 1955‑1956 годы. Восстановленный вокзал

Сооружение можно узнать по высокому шпилю (67 метров). Фасад выполнен из гранита, а отдельные его элементы — из мрамора и инкерманского камня — разновидности известняка, которую добывали в городе Инкерман недалеко от Севастополя. По обеим сторонам от входа расположены пятиметровые барельефы, которые посвящены советским солдатам, вставшим на защиту Сталинграда в Великую Отечественную войну.

Вокзал Волгограда • Вестибюль • Зал ожидания • Фото: A.Savin, CC BY-SA 3.0, сайт РЖД

За последние 20 лет постройка пережила две реставрации. В 2005 году здание очистили от грязи и вернули ему белый цвет, а ещё снабдили подсветкой. Спустя восемь лет на вокзале произошёл страшный теракт. Взрыв уничтожил роскошную лепнину, купол, панно и другие декоративные элементы вестибюля и зала ожидания, выбил стёкла и повредил часы. Всё, что было утрачено, удалось восстановить благодаря чертежам 1954 года. Сегодня вокзал выглядит практически так же, как в середине прошлого века.

Вокзал Владивостока

Открылся в 1893 году и изначально представлял собой каменное здание с двумя этажами. Уже через 20 лет вокзал был перестроен, так как перестал справляться с потоком пассажиров. Здание решили возвести в необычном для Дальнего Востока псевдорусском стиле, позаимствовав элементы Ярославского вокзала в Москве. Архитекторы хотели сделать так, чтобы ж/д комплексы городов, где начинается и заканчивается Транссибирская магистраль, стилистически перекликались. Главное сходство между зданиями — массивный шатёр над главным входом.

1895‑1899 годы. Первое здание вокзала • 1918‑1919 годы. Замена оборванных проводов

Из‑за нескольких реставраций облик вокзала во Владивостоке заметно изменился. В 1924 году с крыши сняли символ Российской империи — двуглавого орла — и закрасили панно с гербами Москвы и Приморья, которые красовались на фасаде. Тогда же здание перекрасили в зелёный, а исконный жёлтый цвет вокзалу вернули только в 1990‑х.

На вокзале есть два памятника. Один из них — стела «9288» с двуглавым орлом на платформе. Число обозначает протяжённость Транссиба в километрах. Кстати, на Ярославском вокзале в Москве есть похожая композиция — нулевой километр.

Рядом со стелой стоит мемориальный локомотив 1944 года, который годом позднее поступил в СССР из США по ленд‑лизу и перевозил грузы. Когда поезд перестал курсировать, его решили установить на рельсах как памятник труду железнодорожников в годы войны.

Фото: сайт РЖД

Царский павильон в Нижнем Новгороде

Расположен около Московского железнодорожного вокзала. Здание возвели в 1894 году для приёма членов императорской семьи и других важных гостей. Первые вагоны поездов раньше останавливались прямо перед центральным входом в павильон. Таким образом почётные гости сразу попадали, что называется, «с корабля на бал».

Автором красивой постройки в стиле эклектики стал Д. Н. Чичагов, создавший также проект старой Московской городской думы на площади Революции. Николай II и его близкие наведывались сюда дважды — в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская выставка, и в 1913‑м. Тогда царская чета прибыла в город на праздник по случаю 300‑летнего юбилея дома Романовых.

1913 год. Августейшее семейство у Царского павильона • Современный вид

После революции 1917 года в павильоне базировались местные структуры большевистской партии. Вскоре постройка отошла железной дороге, а сейчас здесь, как и прежде, проводят официальные приёмы. Они проходят в большом зале с золочёной лепниной, мраморным камином и портретом Николая II. Ещё в павильоне есть кабинет императора с печью, отделанной майоликой, и комната его супруги. Из‑за того, что назначение здания неоднократно менялось, многие предметы обстановки не уцелели и были воссозданы по старым фотографиям.

Ещё по теме
 
Фото: milutkin

К сожалению, внутрь павильона попасть нельзя, но это не помешает оценить его внешний вид. На эффектном здании красного цвета можно увидеть герб Российской империи с короной и надписью «С нами Богъ», а по обе стороны от него стоят по два вазона. Чтобы осмотреть здание, заходить на территорию вокзала необязательно: нарядный фасад выходит прямо на улицу.

Вокзал Казани

Его возвели в 1890‑е, когда город соединили железнодорожным сообщением с Москвой. Автором проекта стал один из лучших архитекторов Казани Г. Б. Руш, построивший в городе несколько известных сооружений, в том числе Александровский пассаж. Вокзал считается выдающимся памятником промышленной архитектуры и дошёл до наших дней почти в первозданном виде. В 1992 году на вокзале случился пожар. К счастью, внешний облик постройки не пострадал, а вот внутренне оформление частично сгорело. В течение пяти лет убранство восстановили.

1894-1900 года • Современный вид

По обеим сторонам от входа сидят белые барсы — символ Казани, изображённый на гербе города. Любопытно, что эти животные в Поволжье никогда не водились, а культ дикой кошки в этих землях распространили булгары и монголы, которые жили тут в Средневековье.

В 1967 году рядом с главным зданием возвели пригородный вокзал. Он привлекал внимание красивым портретом девушки‑татарки, сделанном в популярной тогда в СССР технике сграффито, когда стену покрывают несколькими слоями штукатурки, а затем к поверхности прикладывают трафарет и выскабливают рисунок до нижнего слоя — так получается рельефное изображение. В 2005 году здание хотели полностью перестроить, но мэр города К. Ш. Исхаков настоял, чтобы полюбившееся казанцам сграффито сохранили. Так стена с изображением стала частью новой постройки.

Ещё по теме
 
Фото: сайт РЖД

Станция Слюдянка (Иркутская область)

Находится на берегу Байкала. Здание возвели в 1904 году, когда строилась Кругобайкальская железная дорога.

Это единственный в мире вокзал, сделанный из бело‑розового мрамора. Как ни странно, материал выбрали по экономическим причинам: за несколько лет до начала работ поблизости от будущей станции обнаружили мраморный карьер, а доставка кирпичей, из которых хотели строить вокзал изначально, стоила бы дорого. Кстати, мрамором, который добыли в этих краях, отделаны также станции метро «Баррикадная» и «Марксистская» в Москве, «Красный проспект» в Новосибирске и «Индустриальная» в Харькове.

1904 год. Станция Слюдянка • Современный вид. Фото: W0zny, CC BY-SA 3.0

Слюдянка славится и тем, что до конца прошлого века здесь процветала торговля копчёным омулем, которым богаты воды Байкала. Раньше поезда здесь делали длительную остановку — пассажиры основательно закупались свежей рыбой, а потом устраивали трапезу прямо в вагонах. К середине 2000‑х станция перестала быть стыковочной и время стоянки сократилось до нескольких минут. Так омулевый бизнес практически сошёл на нет, но местные всё ещё помнят, как бойко здесь торговали деликатесами из Байкала.

Фото: блог «Дестрой»

Вокзал Сочи

Железнодорожные пути провели до города в начале 1920‑х. Тогда в Сочи и появился вокзал. Сначала это была скромная деревянная постройка, затем её сменила каменная. А в 1952 году вокзал переехал в новое роскошное здание в стиле сталинского ампира. Его архитектор — А. Н. Душкин, который также спроектировал вокзалы в Днепре, Евпатории и Симферополе, «Детский мир», несколько станций метро и одну из семи сталинских высоток в Москве.

В Сочи часто наведывались И. В. Сталин и первые лица СССР, поэтому разработка концепции здания считалась ответственной задачей. Говорят, что результат главе государства понравился, но историки утверждают, что из‑за болезни И. В. Сталин на вокзале так и не побывал.

1946-1947 года • 1959 год • Современный вид

Отрицательный отклик работа А. Н. Душкина получила позднее — от Н. С. Хрущёва и его окружения. В 1955 году началась борьба с архитектурными излишествами и «помпезным и расточительным» сталинским ампиром. Под раздачу попал сочинский вокзал с его лепниной, колоннами и элементами из мрамора. Это поставило крест на карьере архитектора. Уже в 1975 году государство пересмотрело отношение к богатому убранству помещений и фасада вокзала и он стал памятником местного значения, а также вошёл в Красную книгу ЮНЕСКО.

Отдельного внимания заслуживают вокзальные часы. Вместе девяти чисел на циферблате установлены знаки зодиака, стоящие в неверном порядке, а вместо ещё трёх — символы созвездий Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Доподлинно неизвестно, с чем связано это оригинальное решение А. Н. Душкина, по одной из версий — с увлечением архитектора эзотерикой.

Фото: сайт РЖД

Заключение

Во время путешествий по России не спешите покидать железнодорожные вокзалы. Часто они могут рассказать об истории города не меньше, чем другие памятники, и впечатлить архитектурой и интерьерными решениями.

Ещё интереснее знакомство с ж/д комплексами сделают местные гиды. Они поделятся самыми любопытными фактами о строительстве вокзалов, расскажут о том, как они менялись с течением времени и чем примечательны сейчас.

Автор: Анна Знаменская

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Куда поехать на ноябрьские праздникиКуда поехать на ноябрьские праздники Интересные локации для детей и взрослых в России и безвизовой загранице

Еще экскурсии по теме