Самые красивые пейзажные парки России

27 мая 2024, обновлено 18 июня 2024
Самые красивые пейзажные парки России
Пейзажные парки с XVIII века стали украшением практически любой императорской резиденции и крупной дворянской усадьбы. Рассказываем об их истории, особенностях и жемчужинах садово-паркового искусства России, большая часть которых сосредоточена в Ленобласти.
СодержаниеОсобенности пейзажного паркаПримеры лучших пейзажных парков в РоссииЕкатерининский парк в Царском СелеПарк «Александрия» в ПетергофеДворцовый парк в ГатчинеПарк «Монрепо» в ВыборгеПарк «Царицыно» в МосквеЗаключение

Особенности пейзажного парка

Этот стиль садово-паркового искусства появился в начале XVIII века в Англии на контрасте с популярным прежде французским регулярным парком (самый яркий пример последнего — Версаль). Главное отличие было в том, что пейзажный парк создавал иллюзию естественного ландшафта, но за идиллической природной гармонией стояли продуманные решения дизайнера.

Ещё одной особенностью этого стиля стали павильоны, беседки и изящные арочные мосты, стилизованные под живописные руины. Это должно было создавать у посетителей меланхоличное настроение — по романтической моде тех времён.

Пример регулярного парка: Версаль • Фонтан Аполлона • Сады • Фото: Shutterstock

Покорив Англию, пейзажные парки пришли и в континентальную Европу. В Российской империи ими увлеклись во второй половине XVIII века, при Екатерине II. В XIX веке английский стиль всё ещё был в моде, а сады со свободной планировкой стали появляться не только в императорских резиденциях, но и при дворянских усадьбах. Яркий пример — парк «Монрепо» в Выборге.

Примеры лучших пейзажных парков в России

Заказы на устроение территорий могли себе позволить только очень богатые люди, так что главными клиентами садовых дизайнеров были царские особы. Вот самые яркие примеры садов в английском стиле.

Екатерининский парк в Царском Селе

Царскосельскую императорскую резиденцию недалеко от Санкт-Петербурга украшают несколько садово-парковых ансамблей. К Екатерининскому дворцу примыкает парк, который разделён на регулярную (Старый сад) и пейзажную (Английский парк) части.

Английский парк разбит у берегов Большого пруда, у которого поменяли форму с чёткого шестиугольника на более естественную. Водоёмы вообще занимают пятую часть территории садово-паркового ансамбля. Наиболее поэтично выглядят Лебяжьи прудки с небольшими островками, где раньше жили лебеди.

Мраморный (Палладиев) мост • Павильон «Пирамида» • Адмиралтейство • Фото: Shutterstock

На западном берегу Большого пруда находится один из первых павильонов парка — «Пирамида». Здесь похоронены три любимые собачки Екатерины II. А поодаль, где Лебяжьи прудки соединяются с прудом, построен изящный Мраморный (Палладиев) мост с колоннадой. Примером для него послужили аналогичные сооружения в английских поместьях Стоу и Уилтон.

На южном берегу Большого пруда находится павильон Адмиралтейства с тремя кирпичными корпусами в голландском стиле. Раньше здесь хранили суда, на которых катались во время празднеств члены королевской семьи.

В екатерининскую эпоху парк также украсила серия построек, прославлявших победы России в русско-турецких войнах. Среди монументов и обелисков выделяется Башня-руина, возведённая Ю. М. Фельтеном в 1771 году. Она стилизована под развалины крепости, а со смотровой площадки наверху открывается завораживающий вид на парк.

Башня-руина • Турецкая баня • Красный каскад • Фото: Shutterstock

Парк «Александрия» в Петергофе

Один из нескольких пейзажных парков Петергофа, который сложился в первой половине XIX века. Он назван в честь супруги Николая I Александры Фёдоровны, которая стала первой владелицей этих мест.

С разных видовых точек бывшей императорской резиденции открывается завораживающий вид на Финский залив. Ландшафты «Александрии» разнообразны: возвышенности сменяются оврагами, а за полями виднеются перелески. Кстати, некоторые деревья, например 200-летний дуб у дворца «Коттедж», вероятно, видел первую хозяйку этих мест.

Осенняя аллея и вид на Финский залив • Дворец «Коттедж» • Готическая капелла • Фото: Shutterstock

Территорию парка также украшает несколько живописных зданий. Одно из самых необычных — Готическая капелла, построенная по проекту немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля в 1830-е годы. В этом изящном здании в неоготическом стиле велись службы для нескольких поколений императоров, начиная с семьи Николая I. Несмотря на все атрибуты средневекового собора в миниатюре — заострённые башенки (пинакли), окна-розы, витражи, богатый скульптурный декор, — внутри капелла мало чем отличается от обычной православной церкви.

Ещё по теме
Фермерский дворец и пергола в его саду. Фото: Shutterstock

В стиле набиравшей тогда популярность неоготики выполнен и дворец «Коттедж» в «Александрии», который Николай I подарил своей супруге в 1829 году. Александра Фёдоровна не любила роскошных интерьеров и ценила уединение, так что «Александрия» с уютным загородным домом стала для её семьи интимным пространством. Внутри сохранились подлинные интерьеры с множеством личных вещей членов семьи Романовых.

Дворцовый парк в Гатчине

Этот парк состоит из садов с регулярной планировкой и английского парка, который примыкает к Гатчинскому дворцу. Возведение грандиозного дворцово-паркового ансамбля началось в 1765 году, когда Екатерина II подарила эти земли своему фавориту графу Г. Г. Орлову. Разнообразный ландшафт местности с родниковыми озёрами, речками и хвойными лесами позволил создать один из самых живописных пейзажных парков России.

Следующим владельцем Гатчины стал Павел I, который активно занялся обустройством своей любимой резиденции в 1790-е годы. Увлекавшийся военным искусством наследник престола устроил перед дворцом огромный плац для проведения парадов.

1870—1900-е годы. Гатчинский дворец • 1909 год. Дети Романовых в Собственном саду

Современники отмечали, что при Павле Петровиче Гатчинская резиденция больше напоминала неприступную крепость с рвами и бастионами. При нём в парке появилось множество новых павильонов, высаживались деревья, через каналы провели мосты. После смерти императора в 1801 году кардинальных изменений в парке уже не происходило.

Композиционный центр парка — Белое озеро, поверхность которого испещрена насыпными островками. Оно соединено протоками с озером поменьше — Серебряным, а также с Карпиным прудом. Так, любой маршрут прогулки строился вокруг этих водоёмов, по берегам которых расположена большая часть павильонов.

В XVIII веке было особенно модно устраивать в пейзажных парках лабиринты, чтобы удивить и повеселить гостей. При Павле I около Белого озера (недалеко от павильона Венеры) тоже появилась такая водная забава из небольших насыпных островов, омываемых извилистыми и запутанными протоками. Погулять здесь можно и сейчас: лабиринт оборудован системой мостиков.

Аллея вдоль Белого озера • Павильон Венеры • Мост через протоку водного лабиринта • Фото: Shutterstock

Главное украшение берега Белого озера — павильон Венеры на острове Любви. Прообразом сооружения с таким поэтичным названием стала похожая постройка, которую Павел Петрович увидел во время поездки в поместье Шантийи во Франции.

Павильон Орла относится к одним из самых ранних парковых построек. Небольшое строение напоминает античный храм-ротонду с колоннадой, образующей полукруг. По легенде, с этого места будущий император стрелял в пролетающего мимо орла, отсюда и название павильона.

Парк «Монрепо» в Выборге

Парк со скальными пейзажами разбит на побережье бухты Защитной и занимает северную сторону острова Твердыш. Территорию начали благоустраивать в конце XVIII века. Тогда владельцем этих мест, которые до Северной войны входили в состав Швеции, стал барон Людвиг Генрих фон Николаи — немецкий поэт и один из учителей молодого Павла I. При нём и его потомках усадебный парк превратился в удивительный заповедник северной природы, пронизанный романтическим духом. На протяжении XIX века среди поросших мхом гранитных скал и высоких сосен появились изящные павильоны, беседки, скульптуры и монументы.

1890–1899-е годы. Усадьба Монрепо • 1904–1917-е годы. Въездные ворота • 1900–1910- годы. Храм Нептуна

Среди до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей парка выделяется поэтичный остров Людвигштайн. На нём в 1820-х была построена белоснежная капелла с башенками по бокам в неоготическом стиле — Людвигсбург. Остров служил семейным некрополем фамилии Николаи, а чтобы сделать это место максимально приватным, вместо моста сюда организовали паромную переправу. Сейчас Людвигштайн закрыт для посещения, но полюбоваться на капеллу можно и с берега.

В глубине парка в окружении высоких скал находится ещё одна знаковая до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть — скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле». Главный герой эпоса «Калевала» изображён с древним карело-финским музыкальным инструментом на коленях, а его взгляд и левая рука обращены вверх. Оригинальную скульптуру конца XIX века Йоханнеса Таканена разрушили во время Второй мировой войны.

Капелла Людвигсбург на острове Людвигштайн • Скульптура «Вяйнямёйнен, играющий на кантеле» • Бухта Защитная • Фото: Shutterstock

За свою историю «Монрепо» становился частью нескольких государств. Бывшие шведские земли оставались под властью Российской империи около 200 лет. Но с 1917 года контроль над Выборгом был утрачен и город отошёл независимой Финляндии. В 1940 году по результатам советско-финской войны «Монрепо» оказался в составе СССР. Восстановили по эскизам парк только в 2007 году.

Парк «Царицыно» в Москве

История этого дворцово-паркового ансамбля началась в 1775 году, когда Екатерина II выкупила имение Чёрная Грязь. Строительные работы своей новой подмосковной резиденции она поручила придворному архитектору В. И. Баженову. Помимо возведения необычного дворца из красного кирпича и белого камня, а также нескольких корпусов, Баженов разбил на территории и английский парк.

Архитектор засадил его преимущественно деревьями, которые не сильно затеняют пространство, — берёзами и соснами. Но кое-где для контрастного эффекта оставил вкрапления раскидистых лип и дубов с тёмной окраской листьев. Баженов обустроил Верхний Царицынский пруд, который стал важным элементом композиции. Прибывшие в 1784 году садовые мастера из Англии также внесли свой вклад: выявили самые красивые парковые виды и разбили аллеи.

1883 год. Большой дворец. Ещё с первоначальными крышами • 1895–1910-е годы. Верхний Царицынский пруд • 1900–1907-е годы. Павильон «Миловида» • Фото: Shutterstock

В 1785 году императрица разжаловала архитектора из-за подозрения в заговоре и распорядилась значительно изменить облик резиденции. Дальнейшими работами занялся ученик Баженова — М. Ф. Казаков, но и ему не удалось достроить «Царицыно» и угодить вкусам Екатерины II. После её смерти в 1796 году строительство дворцовых зданий прекратилось, а парк в XIX веке стал любимым местом прогулок москвичей.

С того времени «Царицыно» перешло государству. В 1830-е годы перед дворцом появилась Большая поляна — обширное и приподнятое над уровнем остальных посадок и зданий пространство. Оно было образовано за счёт плодородного ила, который уложили на лужайке во время чистки пруда.

Строительство Большого 80-метрового моста через овраг, начатое ещё Баженовым, завершил в начале XIX века И. В. Еготов. Это необычное сооружение из красного кирпича с деталями из белого камня стало главным украшением парка. Чуть дальше от него, недалеко от Большого дворца, находится Фигурный мост. Он меньше размером и выполнен в тех же материалах и цветах, но отличается более причудливым декором. По бокам мост украшают две высокие башенки, что придаёт ему, по замыслу Баженова, вид крепости.

Светомузыкальный фонтан на острове «Подкова» • Большой мост через овраг • Скульптуры сфинксов у павильона «Миловида» • Фото: Shutterstock

В XIX веке также появилось несколько парковых павильонов, самый интересный из которых — «Миловида». Сооружение в виде арочной галереи с поперечными проходами находится недалеко от берега Верхнего Царицынского пруда, за Фигурными воротами. Павильон в стиле ампир, выполненный Еготовым, окружён четырьмя крытыми помещениями-кабинетами, а у его основания сидят скульптуры сфинксов.

Заключение

Хотя русские пейзажные парки возводились с оглядкой на европейские, особенности северной природы вносят в их облик неповторимое очарование. Рядом с Санкт-Петербургом есть ещё множество красивых и поэтичных ансамблей, ради которых стоит выехать за город. Например, к таковым относится парк рядом с Павловским дворцом, который создавался преимущественно при Павле I.

Автор: Анастасия Билибина

Ещё на тему путешествий

Самые красивые библиотеки мираСамые красивые библиотеки мира Книжные сокровищницы в Рио-де-Жанейро, Вене и Выборге

Еще экскурсии по теме