Рейксмузеум: самое интересное
Путеводитель по главной галерее НидерландовИстория музея
Рейксмузеум (Rijksmuseum), который также называют Рейксмюсеумом и Рейксмузеем (в переводе с нидерландского — «государственный музей»), открылся в 1800 году. Сначала небольшую коллекцию из примерно 200 экспонатов разместили в резиденции королевской семьи в Гааге, затем она переехала ещё дважды: в Королевский дворец в Амстердаме и в особняк Триппенхюс.
С течением времени коллекция росла, параллельно возрастал и интерес населения к искусству. Новые галереи начали строить по всей Европе, и стало ясно, что для Рейксмузеума тоже нужно отдельное здание.
Проект поручили создать Пьеру Кёйперсу, который позже работал над созданием Центрального вокзала в Амстердаме и замка де Хаар в Утрехте. Архитектор спроектировал здание, похожее на сказочный дворец: в нём сочетались элементы готики, Ренессанса и национальная символика. В новое здание музей переехал в 1885 году.
В дальнейшем облик музея неоднократно менялся. В прошлом веке к зданию пристроили галереи, а из внутренних дворов сделали залы. С 2003 года Рейксмузеум находился на реконструкции, а вновь открыл свои двери спустя 10 лет — в 2013‑м.
Где находится Рейксмузеум и как до него добраться
Рейксмузеум расположен в Амстердаме по адресу Museumstraat, 1. Доехать сюда можно на метро, следуя до станции Vijzelgracht, или на трамваях № 2, 7, 12 и 24. Нужно выйти на остановке Vijzelgracht, Museumplein или Rijksmuseum.
Что нужно обязательно увидеть в Рейксмузеуме
Большая часть коллекции музея — полотна голландских мастеров, среди которых Харменс ван Рейн Рембрандт, Ян Вермеер, Питер де Хох. Кроме того, здесь можно увидеть азиатское искусство — некоторые работы были созданы, например, в Китае, Монголии и Индонезии. Также в Рейксмузеуме хранится коллекция скульптур, предметов прикладного искусства, гравюр, фотографий, мебели и одежды.
Большой зал Пьера Кёйперса
Архитектор задумал этот зал как некую подготовку к знакомству с экспозицией: сюда посетители попадают перед началом экскурсии по залам музея. Первое, что обращает на себя внимание, — яркие витражи в исполинских окнах. Одни Кёйперс посвятил разным видам искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе, — на других изобразил представителей самых распространённых профессий в средневековых Нидерландах: рыбака, фермера, торговца и других.
На стенах расположены работы австрийского художника Георга Штурма: полотна изображают события из истории страны. А пол декорирован мозаикой со знаками зодиака и символикой, связанной с временами года.
Можно долго бродить, рассматривая богатое убранство зала. При этом здесь нет ощущения нагромождения деталей, наоборот, благодаря высоким сводам и большим окнам, пространство наполнено светом и воздухом.
«Ночной дозор» Рембрандта (1642)
Зал «Ночного дозора»
Это самая масштабная картина Харменса ван Рейна Рембрандта и главный шедевр Рейксмузеума. Художник написал «Ночной дозор» для одного из трёх штабов гражданской гвардии Амстердама. Но вместо классического группового портрета, на который рассчитывали заказчики, получилась динамичная сцена: рота ополченцев движется по направлению к зрителю. Рембрандт нарушил канон, став первым художником, изобразившим гвардейцев в движении.
До наших дней картина дошла в изменённом виде. В 1715 году полотно обрезали, чтобы оно поместилось между дверями в городской ратуше Амстердама. Так с «Ночного дозора» исчезли три персонажа. Узнать, каким полотно было изначально, можно благодаря художнику Герриту Люнденсу, который успел сделать копию картины до обрезки. Работа Люнденса находится в Лондонской национальной галерее.
Ещё один любопытный факт о «Ночном дозоре»: на него трижды совершали покушение. В 1911 и 1975 годах картину пытались повредить ножом, и во второй раз успешно. Мужчина с психическим заболеванием нанёс по картине несколько ударов. На восстановление шедевра ушло полгода. А в 1990‑м сбежавший пациент психбольницы облил работу кислотой. От уничтожения полотно спас слой лака, который не позволил ядовитому веществу повредить краску.
«Автопортрет в фетровой шляпе» Ван Гога (1887)
Зал № 1.18
Эту картину художник написал после переезда в Париж. Брат Винсента Тео, торговец искусством, познакомил новоиспечённого парижанина с современными веяниями во французской живописи. Чтобы освоить новые техники, но при этом не платить моделям, мастер решил писать автопортреты.
В то время он создал не один десяток подобных работ. Многие из них хранятся в музее Ван Гога в Амстердаме, но один из автопортретов в 1936 году Рейксмузеуму подарила Франсуаза Бонгер, вдова голландского коллекционера.
«Молочница» Вермеера (ок. 1660)
Галерея почёта
Исследователи предполагают, что главная героиня полотна Яна Вермеера изображена за приготовлением хлебного пудинга — традиционного голландского блюда. Во всяком случае, об этом свидетельствует набор продуктов на столе: хлеб и молоко.
Сегодня мы назвали бы это полотно минималистским: фигура служанки выделяется на фоне пустой белой стены. В 2022 году учёные выяснили, что такой лаконичной картина стала не сразу. Первоначально над головой женщины был изображён держатель для кувшина, а у её ног стояла пожарная корзина (туда клали чашу с углями, чтобы согревать младенцев и сушить пелёнки). Однако позже художник убрал лишние детали.
Библиотека Пьера Кёйперса
Старейшая и самая большая художественно-историческая библиотека Нидерландов. Пьер Кёйперс считал, что в музее нужно не только удивляться и давать оценку искусству, но и получать знания. Поэтому, создавая музейное пространство, решил выделить помещение под библиотеку, где можно будет почитать об экспонатах.
Сейчас в собрании библиотеки около 450 тысяч книг, документов и рисунков, с которыми может ознакомиться любой посетитель музея (для этого нужно предварительно записаться). На стеллажах читального зала разместили лишь малую часть фонда, остальное находится в подземных хранилищах.
Интересна и планировка помещения. Кёйперс хотел визуально увеличить пространство. Для этого он сделал колонны у пола и потолка более узкими, тем самым как бы вытянув зал. Также архитектор нестандартно подошёл к вопросу освещения: благодаря стеклянной крыше днём в библиотеке много света, который отражается от светлых стен (на них намеренно нет лишнего декора). Так что читать в библиотеке можно без ламп.
Время работы музея и стоимость билетов
Рейксмузеум открыт каждый день с 9 до 17 часов, в том числе в государственные праздники. Взрослый билет обойдётся в 22,5 евро. Для посетителей младше 18 лет вход бесплатный. Те, кто уже побывал в музее, советуют покупать билеты онлайн, так как на месте, скорее всего, придётся выстоять длинную очередь. На свой сеанс (билеты привязаны ко времени) лучше не опаздывать, иначе в Рейксмузеум могут не пустить.
Заключение
Чтобы не пройти мимо шедевров и главных залов музея и узнать о них то, о чём не пишут в путеводителях, стоит обратиться к опытному гиду. Вот подборка экскурсий Tripster, которые сделают знакомство с Рейксмузеумом ещё более насыщенным и интересным.
Автор: Анна Знаменская
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Прогуляться вдоль каналов, посетить площадь Дам, увидеть тайную церковь и пройти по улочкам Йордана
Отыскать эффектные и нешаблонные ракурсы города и изучить его исторический центр
Изучить нетуристические районы, узнать о жизни голландцев и попробовать аутентичные закуски
Прогуляться по следам «Орла и решки» и услышать невероятные истории города