Музей Прадо в Мадриде: что смотреть в главном собрании искусства Испании

Музей Прадо в Мадриде: что смотреть в главном собрании искусства Испании
Испанский Museo del Prado — самый крупный музей изобразительного искусства в стране. Здесь более 7 тысяч картин и несколько тысяч произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Здесь выставлены шедевры Диего Веласкеса, Иеронима Босха, Рафаэля Санти и Франсиско Гойи. Рассказываем, что стоит увидеть в музее Прадо в первую очередь.
СодержаниеИстория музеяЗдание музеяКоллекции музея ПрадоИспанская живописьИтальянская живописьФламандская живописьФранцузская живописьНемецкая живописьСкульптуры и декоративное искусствоГде находится музей Прадо и как до него добратьсяВремя работы и стоимость билетовЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Оксана

    Обожает историю и живопись, поэтому отучилась на искусствоведа и может рассказать о главном музее Мадрида в мельчайших подробностях.

Фото с экскурсии «Главное в музее Прадо»

История музея

Начинается в 1819 году — с подачи короля Фердинанда VII. Королевский музей живописи и скульптуры тогда был хранилищем личных собраний испанских монархов, которые решено было выставить в одном месте и открыть для всеобщего обозрения.

Ничего общего с домом Prada

Prado по-испански означает «луг». Музей строился на самых зелёных территориях Мадрида и в буквальном переводе звучит как «музей в лугах».

Оксана, гид в Мадриде
1864 год. Музей Прадо • 1876 год. Фото: J. Laurent • 1936 год. Центральная галерея во время Гражданской войны. Фото: Hauser y Menet

Сначала коллекция насчитывала чуть больше полутора тысяч картин, но уже через несколько лет собрание достигло четырёх тысяч полотен. Первые поступления в галерею осуществлялись в виде пожертвований королевской семьи и состоятельных горожан. Во второй половине XIX века музей из королевской собственности перешёл государству. Обширное собрание объединили с коллекцией музея Тринидада, в котором хранились картины, изъятые у религиозных орденов, а также шедевры XIX века, приобретённые страной. После революции 1868 года Королевский музей переименовали в Museo Nacional del Prado.

Здание музея

Считается настоящим архитектурным украшением города. Его строительство началось ещё в 1785 году по проекту известного архитектора Хуана де Вильянуэва. Король Испании Карл III хотел разместить здесь музей естественной истории, но стройка затянулась более чем на 30 лет.

В 1808 году, когда строительство было почти завершено, здание существенно пострадало от наполеоновских войск. и только спустя шесть лет его начали восстанавливать в соответствии с задумкой Вильянуэва.

Монументальная архитектура в стиле неоклассицизма и сегодня впечатляет своим величием и элегантностью. Главный фасад украшен многочисленными колоннами, статуями и высоким портиком в центре. По бокам — квадратные павильоны розового цвета с купольными сводами. Перед главным фасадом напротив бульвара Прадо установлен памятник Диего Веласкесу — художнику испанского двора, чьи работы сегодня можно увидеть в мадридском музее.

Главный фасад • Касон дель Буэн Ретиро. Филиал напротив парка Ретиро • Новое здание музея

Коллекция так быстро росла, что к началу ХХ века пространства стало катастрофически не хватать. Проблему частично удалось решить благодаря проекту Рафаэля Монео. Он спроектировал новый корпус в минималистичном стиле и соединил с главным зданием подземным переходом. Однако до сих пор большая часть коллекции находится в хранилищах музея. Из 11 тысяч экспонатов он способен выставить не больше двух тысяч.

Коллекции музея Прадо

Первым начал скупать шедевры искусства для себя король Карл V в XVI веке. Эту традицию продолжили и последующие монархи. Интересно, что принцип коллекционирования в то время отличался от современного. Ориентируясь на свои вкусы, короли выбирали любимых художников и стремились собрать как можно больше их работ. Поэтому Прадо часто называют музеем художников, а не картин. Это объясняет, почему коллекция сконцентрирована больше на творчестве конкретных мастеров, чем на художественном направлении в целом.

Безупречная репутация

Ни одна из картин музея не была украдена, вывезена незаконным путём из других стран или получена в качестве контрибуций, поэтому Прадо часто называют «самым честным музеем в мире».

Оксана, гид в Мадриде
Карл V, начавший коллекционировать шедевры искусства, которые затем стали частью фонда музея Прадо
Аллегория, в которой Карл V восседает на троне, возвышаясь над побежденными врагами

Испанская живопись

Основа художественной коллекции музея Прадо. Она охватывает сразу восемь веков развития испанского искусства — от фресок XII века до полотен XIX века. Здесь выставлены картины Эль Греко, Хосе де Риберы, Диего Веласкеса, Бартоломе Мурильо и Франсиско Гойи.

Воля творца

Во время гражданской войны в Испании директором музея был назначен Пабло Пикассо. Он помог спасти несколько картин, когда началась эвакуация шедевров из Мадрида, а также завещал государству свою главную работу «Герника» с пометкой, что висеть она должна рядом со знаменитыми «Менинами» Веласкеса. До 1992 года воля мастера исполнялась, но сегодня «Герника» выставляется в другом месте — музее Рейна София.

Оксана, гид в Мадриде

Гордость музея — живопись Диего Веласкеса: в Прадо находится почти половина всех его работ (около 50 произведений). Здесь можно увидеть его самую известную и загадочную картину с необычной композицией — «Менины». Она одновременно создаёт ощущение таинственности и эффект присутствия. Кажется, что персонажи на холсте смотрят прямо на зрителя.

Диего Веласкес, «Менины» • Хосе де Рибера, «Прометей» • Франсиско Гойя: «Маха обнажённая», «Маха одетая»

Ещё одно крупное собрание — около 60 работ Хосе де Риберы, которого часто называют «художником истязаний» за яркое изображение человеческих страданий. В музее Прадо выставлен знаменитый «Прометей». Говорят, чтобы изобразить мучения героя максимально реалистично, художник наблюдал за пытками заключённых в тюрьмах.

Впечатляет и коллекция работ Гойи (более 500 произведений!). Первые три картины мастера находились в Прадо с момента его открытия. Остальные поступили преимущественно из музея Тринидада, а также были выкуплены из частных коллекций. Сегодня в постоянной экспозиции находятся скандальные картины «Маха обнажённая» и «Маха одетая», которые в начале XIX века конфисковала испанская инквизиция за безнравственность и угрозу общественным интересам.

Итальянская живопись

Вторая по объёму в коллекции музея Прадо. Здесь представлено больше 500 картин итальянских мастеров эпохи Возрождения: Рафаэля Санти, Сандро Боттичелли, Вечеллио Тициана и других.

Персональная Мона Лиза

В музее Прадо есть собственная «Джоконда». Картина стала настоящим художественным открытием 2012 года, когда после реставрации оказалось, что это не просто идеальная копия самой известной картины в мире, а копия, которая делалась параллельно с работой великого Леонардо — в той же мастерской и теми же материалами кем-то из ближайших учеников мастера.

Оксана, гид в Мадриде
Вечеллио Тициан, «Вакханалия на острове Андрос» • Вечеллио Тициан, «Даная»

Большинство работ собрали испанские короли. Например, Филипп II покровительствовал Тициану и приобрёл больше 30 его произведений на религиозные и мифологические сюжеты. В музее Прадо можно увидеть жизнеутверждающую «Вакханалию на острове Андрос», ставшую гимном радостей жизни, и самый эротичный шедевр художника — «Данаю». Существует пять разных версий этой картины, одна из ранних (1554 год) находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а вот последняя (1560-е годы) хранится в Мадриде.

Статья по темеГлавные шедевры Эрмитажа

В 1930-х благодаря пожертвованию коллекционера Франсеска Камбо в коллекцию поступила серия панно «Новелла о Настаджио дельи Онести» Боттичелли, иллюстрирующая эпизоды из «Декамерона» Джованни Боккаччо. Это элегантные и в то же время крайне жестокие сцены, изображающие погоню и истязания девушки её отвергнутым возлюбленным. В настоящее время в Мадриде хранится три панно из четырёх (последнее находится у частного коллекционера).

Сандро Ботичелли, «Новелла о Настаджио дельи Онести» (4 сцены)

Фламандская живопись

Составляет большую долю коллекции Прадо наряду с испанской и итальянской, и это не случайно. В XVI веке часть территории современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга была под контролем Испании, поэтому испанские монархи смогли собрать довольно внушительную коллекцию таких фламандских мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Иероним Босх, Рогир ван дер Вейден и Антонис ван Дейк.

Дьявол в деталях

Один из главных шеверов Прадо — «Сад земных наслаждений» — несколько раз менял своё название. Сам Иероним Босх никогда не давал названия своим работам, поэтому, когда Филипп II купил эту картину для своей коллекции, она числилась в каталогах как «Картина с земляничным деревом». Из тысяч загадочных образов, отражённых Босхом, при испанском дворе обратили внимание лишь на одну деталь — земляничное дерево, герб Мадрида.

Оксана, гид в Мадриде

В музее Прадо собрана крупнейшая коллекция произведений Рубенса (около 100 работ). В постоянной экспозиции выставлена известнейшая картина «Суд Париса» (последняя версия 1639 года). Картина получилась настолько яркой и волнующей, что испанский король Карл III, увидев её, посчитал неприличной и приказал сжечь. К счастью, этого не случилось.

Питер Пауль Рубенс, «Суд Париса» • Иероним Босх: «Сад земных наслаждений», «Извлечение камня глупости», «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»

А ещё благодаря королю Филиппу II (большому поклоннику не только итальянской, но и фламандской живописи) в Прадо находятся главные шедевры Босха. Например, «Сад земных наслаждений», «Извлечение камня глупости» и весьма загадочная работа «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Это серия жанровых сценок, иллюстрирующих смертные грехи, которые размещены прямо внутри большого круга — «Божьего ока». Некоторые исследователи считают, что картина предназначалась для практического применения — в качестве столешницы, которую, обходя, нужно было рассматривать.

Французская живопись

Значительный вклад в пополнение королевской коллекции внесли Филипп IV и Филипп V. Благодаря им в музее появились полотна Клода Лоррена, Мишеля-Анжа Уасса, Николы Пуссена, Антуана Ватто и Луи-Мишеля ван Лоо.

Особое место в собрании занимают работы основоположника французского классицизма — Пуссена. В Прадо выставлена его красочная картина «Парнас», изображающая священную древнегреческую гору, на которой собрались Аполлон, музы и знаменитые поэты. Интересно, что композиция картины практически в деталях повторяет фреску Рафаэля Санти в Апостольском дворце в Ватикане.

Никола Пуссен, «Парнас» • Клод Лоррен, «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»

Обязательно стоит увидеть тонкую игру света на полотнах мастера идеалистических пейзажей Клода Лоррена. Персонажи его картин не доминируют над природой, как у других художников XVII века, а гармонично сосуществуют с ней. Например, в центре композиции «Пейзажа с кающейся Марией Магдалиной» — мягкий солнечный свет, озаряющий равнину и горы. Фигура Марии совсем небольшая и смещена от центра, акцент на ней создаёт только луч света, освещающий её лицо.

Немецкая живопись

Более скромно представлена в музее. Однако в Прадо хранятся сразу несколько маститых немецких художников: Альбрехт Дюрер, Антон Рафаэль Менгс и Лукас Кранах Старший.

Главный шедевр немецкой коллекции — диптих «Адам и Ева» Дюрера. На двух деревянных досках высотой в два метра изображена обнажённая пара первых людей на планете в натуральную величину. Дюрер создаёт идеальные пропорции тел Адама и Евы, они изящные и грациозные, а контрастные цвета придают фигурам лёгкое сияние.

Альбрехт Дюрер, «Адам и Ева» • Лукас Кранах: «Охота в честь Карла V в замке Торгау», «Охота в честь императора Священной Римской империи Фердинанда I близ замка Торгау»

Ещё в особо ценных экспонатах полотна Лукаса Кранаха «Охота в честь Карла V в замке Торгау» и «Охота в честь императора Священной Римской империи Фердинанда I близ замка Торгау», соединяющие принципы Ренессанса и готики. За счёт сильно поднятой линии горизонта на полотне разместилось множество мелких деталей, иллюстрирующих сразу несколько сцен королевской охоты. Эти работы очень яркие, наполненные движением и флёром сказочности.

Скульптуры и декоративное искусство

В музее собраны шедевры от античности до ХХ века. Древнегреческие и древнеримские статуи попали в коллекцию преимущественно из королевских собраний испанских монархов, другие были переданы в дар из частных коллекций.

В залах мадридского музея можно увидеть скульптуру Ореста и Пилада из белого каррарского мрамора I века до н. э. и бронзовую статую «Карл V и Ярость» работы Леоне Леони XVI века. Кстати, она считается новаторской для искусства Ренессанса из-за съёмных доспехов, которые при желании можно прикрепить на обнажённую фигуру (в музее Карл V полностью обмундирован).

Леоне Леони, «Карл V и Ярость» • Зал с «Сокровищами дофина». Фото: Museo Nacional del Prado

Также в музее Прадо представлена великолепная коллекция декоративно-прикладного искусства: фламандские гобелены, фарфор королевской фабрики Буен-Ретиро, старинная мебель и даже доспехи и изысканные веера. Гордость музея — собрание невероятно изящной посуды из камня и горного хрусталя XVI-XVII веков, которую называют «Сокровища дофина» в честь родоначальника коллекции — французского принца Людовика Великого Дофина.

Где находится музей Прадо и как до него добраться

Здание расположено практически в центре Мадрида, в районе Ретиро. Центральный вход — со стороны бульвара Пасео дель Прадо (Paseo del Prado), а вот кассы находятся с другой стороны здания на улице Руис де Аларкон, 23 (Ruiz de Alarcon).

На общественном транспорте удобнее всего добираться на метро. Ближайшие станции — «Аточа» (Atocha) на синей ветке и «Банк Испании» (Banco de España) на красной. Практически напротив музея есть автобусная остановка «Музей Прадо» (Museum Prado) или «Ботанический сад» (Jardin Botanico).

Время работы и стоимость билетов

Музей Прадо работает каждый день с 10:00 до 20:00 (до 19:00 по воскресеньям и в праздничные дни). 1 января, 1 мая и 25 декабря — выходные. Стоимость входного билета — 15 € для взрослого, дети до 18 лет и студенты могут проходить бесплатно. За отдельную плату можно дополнить осмотр коллекции аудиогидом.

Must-see

Если времени на осмотр совсем мало и вы хотите увидеть только самое главное, зайдите в зал Босха на нулевом этаже, а потом поднимитесь в зал с «Менинами» Веласкеса и в залы с «Махами» Гойи — на первом. Их легко найти благодаря бесплатным схемам с картинками на информационных стойках.

Оксана, гид в Мадриде

Кстати: в музей Прадо можно попасть бесплатно в последние часы перед закрытием. Но об этом знают очень многие, поэтому внушительная очередь выстраивается уже с 16:00. Людей пускают в один из запасных входов, не через главный, так что ищите скопление людей вокруг здания. Если встать в очередь вовремя (например, около 17:00), будет шанс попасть внутрь и за час увидеть главные шедевры коллекции, не заплатив ни цента.

Что посмотреть в музее Прадо

Заключение

Национальный музей Прадо в Мадриде по праву можно назвать одним из наиболее выдающихся музеев европейского искусства. Здесь можно познакомиться с самой полной коллекцией работ испанских и фламандских художников, которые были собраны за несколько столетий. А ещё увидеть шедевры европейских мастеров эпохи Возрождения и классицизма. А если обратиться к гидам Трипстера, можно узнать интересные подробности о жизни художников и их картинах, а заодно познакомиться с историей и культурой Испании.

Автор: Дарья Савина

Ещё на тему путешествий

Под звон бокалов: фестивали пива, вина и других горячительных напитковПод звон бокалов: фестивали пива, вина и других горячительных напитков Швейцарский абсент, испанский херес и каталонская кава

Экскурсии в Мадриде