Иерусалим — город трёх религий
Руины древних святынь, тысячелетние здания и пересечение культурМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- ORNA
С детства живёт в Иерусалиме и готова проводить не только авторские маршруты по городу, но и индивидуальные под запросы гостей.
- Ольга
Водит экскурсии по Иерусалиму и с особым удовольствием расскажет историю этого старинного города.
История: от доисторической эпохи до наших дней
На территории современного Иерусалима люди проживали с древнейших времён, а его географическое положение относится к так называемому Плодородному полумесяцу — одному из самых развитых доисторических регионов мира, где зародилось земледелие. Свидетельства о том, что Иерусалим населяли ранние человеческие племена, нашли на севере города: археологические артефакты (керамика, украшения и сельскохозяйственные инструменты) датируются примерно V тысячелетием до н.э.
Городское поселение появилось здесь в III тысячелетии до н.э. — на юге Иерусалима рядом с источником Гихон археологи обнаружили каменные укрепления, которые относят к медному веку. А первые упоминания о нём датируются II тысячелетием до н.э. — о городе Урушалим говорится в Эль‑Амарнских письмах, древней переписке царей Египта с правителями других государств. В этот период территорию Иерусалима и всего восточного побережья Средиземного моря населяли различные западно‑семитские народы, образовавшие разобщённое государство с несколькими центрами и всё время воевавшие между собой. Их называли ханаанеями, а страну, соответственно, — Ханаан.
В Библии её упоминают как Землю обетованную, которую Бог передал Аврааму, родоначальнику трёх религий, а название связывают с именем внука Ноя, Ханаана, от которого и произошли народы этой территории. Так, город Иерусалим населяли его сыновья — иевусеи. Начало еврейскому государству положил Иисус Навин, преемник Моисея, который захватил Ханаан, но взять Иерусалим не смог. Город существовал как отдельное государство, пока примерно в 1000 году до н.э. не покорился царю Давиду.
Период Первого и Второго храмов
Правитель основал в Иерусалиме столицу Израильского царства и привёз сюда священный объект — Ковчег Завета, представляющий собой сундук, в котором хранились скрижали с десятью заповедями. После чего город стал считаться не просто центром государства, а священным местом, вокруг которого сосредоточилась религиозная жизнь народа. Царь Соломон, сын Давида, построил Первый храм в середине X века до н.э. с прилегающим к нему дворцом на горе в центре города (сегодня её называют Храмовой горой) — одну из важнейших святынь евреев.
При правлении Соломона территорию поделили между южными и северными племенами: в Иерусалиме остались потомки Иуды, которые создали Иудейское царство со столицей в священном городе. Оно существовало на протяжении 400 лет, пока в 586 году до н.э. на Иерусалим не напал вавилонский правитель Навуходоносор II — во время погрома сожгли Первый храм, население захватили в плен, драгоценности из святыни вывезли, а Ковчег бесследно исчез.
Вернуться в город евреи смогли только в 539 году до н.э., когда Вавилон захватили персы. Они разрешили населению восстановить город и построить на месте святыни новое сооружение — Второй храм, который возвели в 515 году до н.э. Так народ возродил прежнюю жизнь Иерусалима и Иудейское царство, но в 332 году до н.э. подчинился великому Александру Македонскому и стал частью древнегреческого государства, а после распада Македонии достался Сирии.
В это время евреи подвергались гонениям: их вера была запрещена, а храм осквернили, превратив его в языческое святилище Зевса. В 167 году до н.э. народ в ходе восстания отстоял город, но уже с 6 года н.э. Иудея оказалась под влиянием Римской империи. В 70 году Иерусалим захватил полководец Тит (будущий император Тит Флавий) после очередного восстания евреев и разрушил Второй храм.
Под властью Римской империи
Иудея стала римской колонией и после 135 года была переименована в Сирию Палестинскую, а Иерусалим — в Элию Капитолину. На месте разрушенного города отстраивались новые сооружения: появилась характерная для того времени архитектура и языческие храмы и сформировались основные градостроительные принципы, которые сегодня прослеживаются в Старом городе.
Христианизация империи началась только в IV веке. Здесь построили множество церквей и монастырей и возвели важнейший для всех христиан храм Гроба Господня, а Иерусалиму вернули прежнее название. Христианским Иерусалим оставался на протяжении всего существовании Византии, которой он отошёл после падения Римской империи, вплоть до завоевания территорий арабскими племенами в 638 году. Иерусалим стал третьим священным городом в исламе, а на Храмовой горе возвели мечеть Купол Скалы.
Средние века и современность
С XI столетия Иерусалим снова неоднократно становился яблоком раздора. Сначала его захватили крестоносцы — европейские рыцари, которые освобождали священные христианские места из‑под власти мусульман. Затем город отвоевал султан Салах ад‑Дин, но после этого Иерусалим снова перешёл крестоносцам, а позже сдался мамлюкам — египетским воинам тюркского происхождения. В 1516 году город оказался в составе Османской империи.
При правлении Сулеймана Великолепного Иерусалим процветал, но со временем пришёл в упадок, пока не началось строительство новых районов за пределами Старого города. Зато при османах место открыли для людей всех вероисповеданий. С этого времени различные религиозные общины отстаивали права на свои святыни — так, например, над храмом Гроба Господня сегодня имеют контроль пять христианских конфессий. Всё это время оставался большой проблемой конфликт с Палестиной из‑за статуса города: страна и на сегодняшний день не признаёт Иерусалим столицей Израиля и считает его своим.
Когда ехать
Иерусалим — город , который находится на склонах Иудейских гор между Средиземным и Мёртвым морями, поэтому климат здесь средиземноморский. Летом температура воздуха может достигать +40°C, но в среднем держится на отметке +30°C. Зимой же погода мягкая с осадками: часто бывают дожди и редко — снег, а температура не превышает +15°C. Ночью может быть прохладно, а температура резко опускается ниже дневных показателей. Такая особенность возникла из‑за того, что город находится на высоте примерно 700 метров над уровнем моря, — учтите этот момент перед поездкой и возьмите с собой подходящую одежду.
Я бы посоветовала приезжать в Иерусалим в апреле‑мае, когда дождей уже нет и ещё не очень жарко. Хорошее время также в октябре‑ноябре, но это самый пик туристического сезона и, возможно, город будет перегружен, так что обратите на это внимание при планировании поездки.
ORNA, гид в Иерусалиме
Лучшее время, чтобы отправиться в Иерусалим, — середина весны или осени. В эти периоды гулять и изучать город комфортнее всего: температура днём достигает +20°C, а погода преимущественно ясная, без палящего солнца.
Летом в Иерусалиме намного приятнее, чем в прибрежных зонах Израиля, где очень жарко и влажно. Здесь воздух намного суше, поэтому жара переносится легче. Из Тель‑Авива сюда можно домчать на скоростном поезде за 25 минут — по дороге, в строительстве которой, кстати, принимал участие «Метрострой».Фёдор Вяземский, выпускающий редактор журнала Tripster, жил в Израиле полгода
Где находится Иерусалим и как добраться
Иерусалим — столица страны, но так как город находится в горной местности, он не имеет своего аэропорта. Главным международным транспортным хабом Израиля является тель‑авивский аэропорт Бен‑Гурион. Долететь туда прямым рейсом можно из Москвы, Санкт‑Петербурга, Сочи, а билеты в обе стороны обойдутся в среднем в 30-50 тысяч рублей. Также есть варианты с пересадками в Тбилиси, Баку и Ереване.
Для въезда в страну нужен только действующий загранпаспорт, но имейте в виду, что пограничники могут спросить цель визита и уточнить наличие обратных билетов.
От аэропорта Тель‑Авива до Иерусалима небольшое расстояние (примерно 65 километров). Помимо трансфера на такси, есть два варианта — на поезде или автобусе:
- Ж/д станция находится прямо в аэропорту, а поездка до столицы на скоростном поезде займёт всего 25 минут.
- Автобусная остановка также находится рядом с аэропортом, рейсы до Иерусалима отправляются круглосуточно каждый час. Они едут до города около часа (в зависимости от загруженности дорог).
Имейте в виду, что большинство видов общественного транспорта имеет перерыв на Шаббат: с середины пятницы до вечера субботы (точное время лучше уточнять на месте, оно меняется в зависимости от светового дня).
Как передвигаться по городу
Компактный Старый город идеален для пеших прогулок среди старинных зданий и святынь, и транспорт здесь не ходит. Добираться до других районов удобнее всего на автобусах и трамваях — сеть общественного транспорта хорошо развита в городе. Чтобы ими пользоваться, лучше всего приобрести карту «Рав‑Кав», а сделать это можно по прибытии в аэропорт или в городе. Пополнять её нужно в специальных уличных автоматах.
Чтобы ознакомиться с Иерусалимом, вам не нужна машина. Во‑первых, её негде будет парковать, а во‑вторых, в городе постоянные пробки. Так что по городу лучше гулять пешком или ездить на общественном транспорте, а отели выбирать рядом с трамвайной линией: она соединяет новые районы со Старым городом.
ORNA, гид в Иерусалиме
Никогда не стоит забывать, что на всей территории Израиля действует Шаббат — время, когда не ходит никакой транспорт и не работают магазины. Он начинается вечером в пятницу и заканчивается вечером в субботу. Помните об этом, чтобы не застрять где‑то и не платить огромные деньги за такси.Фёдор Вяземский, выпускающий редактор журнала Tripster, жил в Израиле полгода
Районы
Иерусалим традиционно делится на Старый город, где сконцентрированы все основные достопримечательности, и новые районы. Но в его устройстве есть особенности, которые наглядно отражают многогранную историю города и жизнь разных народов.
Лучше останавливаться в западной части города в пешей досягаемости от исторической части Иерусалима. А вот восточные районы понравятся любителям экзотики, дешевизны и этнического экстрима.
Ольга, гид в Иерусалиме
Старый город
Центр Иерусалима — кладезь почитаемых во всём мире святынь и знаковых архитектурных сооружений и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город занимает чуть меньше квадратного километра, а пока не появились современные кварталы, являлся собственно Иерусалимом. Центр ограничивается по периметру стенами, которые были построены при османском султане Сулеймане Великолепном в XVI веке, а сам район поделён на четыре квартала, которые населяют различные религиозные общины.
Самый большой район Старого города — мусульманский квартал. Он расположен на северо‑востоке, а попасть в него можно через Дамасские, Львиные ворота и ворота царя Ирода. Здесь находятся такие знаковые достопримечательности, как мечети «Купол Скалы» и Аль‑Акса, а также христианские святыни — церковь Святой Анны и часть улицы Виа Долороса. Рядом с ним — христианский квартал, куда ведут Новые и Яффские ворота. За стенами района — главная святыня всех христиан, храм Гроба Господня, и множество церквей и духовных учреждений.
В юго‑восточной части находится Еврейский квартал, куда можно зайти через Сионские ворота. Здесь расположена самая известная в городе синагога Хурва и главная святыня иудеев — Стена Плача. Рядом с еврейским разместился самый маленький квартал в городе — армянский. Войти в него можно через Сионские и Яффские ворота и увидеть главный духовный центр армянского народа — Иерусалимский патриархат Апостольской церкви Армении.
Новый город
За пределами старых кварталов находятся современные районы, которые стали появляться в XIX веке. Тут Иерусалим поделён на восточную и западную части, а их кварталы населяют преимущественно евреи и арабы. Например, одни из примечательных районов, престижный Ямин‑Моше со множеством галерей и прекрасным видом на город; колоритные Геула и Меа‑Шеарим, где живут ортодоксальные евреи, и первый арабский район за пределами Старого города Баб‑Захара, где можно найти ряды торговых лавок местных жителей.
Что посмотреть
Иерусалим знаменит своей древней и многослойной архитектурой — здесь почти каждый уголок напоминает о невероятной истории становления города и зарождении трёх религий. Поэтому в Иерусалиме стоит пройтись по главным святым местам и осмотреть архитектурные объекты, построенные столетия назад.
Храм Гроба Господня
Главная святыня Иерусалима и христиан всего мира построена на месте казни Иисуса Христа и пещеры, в которой он был похоронен и где случилось чудо воскресения. По легенде, мать византийского императора Константина I приехала в Иерусалим с визитом в поисках мест и артефактов, связанных с жизнью Иисуса. Она нашла несколько крестов и, чтобы определить, какой из них тот, на котором замучили Иисуса, прикладывала их поочерёдно к больной женщине — от прикосновения к Животворящему кресту та исцелилась.
Храм живёт по договору о разграничении полномочий между шестью конфессиями, подписанному турецким султаном в 1856 году: Греческая православная церковь, Армянская апостольская церковь, католические монахи Францисканского ордена, Сирийская церковь, Коптская православная церковь и Эфиопская православная церковь.
Ольга, гид в Иерусалиме
Здесь же провели раскопки и обнаружили Голгофу и погребальную скамью, после чего построенный вокруг святынь языческий храм снесли, а на его месте в 335 году возвели храм Гроба Господня. За время своего существования он неоднократно подвергался разрушениям и разорениям, поэтому тот вид, в котором святыня известна сейчас, она приобрела в XII веке, а затем несколько раз значительно реконструировалась.
Храмовый комплекс в сдержанном романском стиле состоит из нескольких сооружений: соборного храма, церквей Обретения Животворящего Креста и Равноапостольной Елены, приделов и ротонды, в которой находится кувуклия — небольшая часовня с местом захоронения Иисуса (Гробом Господним), у которой православные каждый год в Пасху наблюдают нисхождение Благодатного огня.
В храме можно увидеть важные религиозные символы, связанные с Христом: вершину Голгофы, на которой как бы остались отверстие от креста и трещина, появившаяся в миг смерти Иисуса; камень, к которому приковывали его ноги во время установки креста; места, где ему возложили на голову терновый венец и где он явился Марии Магдалине после воскресения.
Виа Долороса
Улица, символизирующая путь Иисуса к месту распятия, — её называют Крестным путём или Путём скорби. Она начинается от небольшой площади Лифостротон во дворе исламской школы в мусульманском квартале, где Иисус был приговорён к казни, и заканчивается в храме Гроба Господня. На маршруте 14 точек, каждая из которых символизирует событие, случившееся с Христом на пути. Учтите, что улица достаточно оживлённая, поэтому, чтобы внимательно изучить священный путь, выбирайте утреннее время, когда людей меньше.
Улица сохранилась со времён Средневековья, но за прошедшие столетия вокруг неё вырос рынок, и многие остановки пути Христа большую часть года не видны из‑за этого. Но если вы окажетесь здесь в пятницу после обеда (в Шаббат), то сможете посмотреть шествие францисканских монахов, которые придут сюда помолиться и пройти все остановки, держа в руках кресты в человеческий рост.
ORNA, гид в Иерусалиме
Елеонская гора
Ещё одно знаковое место, почитаемое христианами, — с Елеонской горой связаны важные библейские события. Здесь Иисус Христос общался с учениками и вознёсся на небеса, а у подножия горы, в Гефсиманском саду, был предан Иудой и арестован в ночь перед казнью. В древности оливковый сад (поэтому гору ещё называют Масличной) занимал всю долину вдоль горы — сейчас здесь остались несколько древних деревьев, под которыми, по преданию, молился Иисус.
На Елеонской горе находится несколько религиозных сооружений: храм Всех Наций, гробница Богородицы, русский православный Гефсиманский и Елеонский женский монастыри, католическая церковь Патер‑Ностер и другие. А ещё здесь расположено древнее еврейское кладбище, которому 3 тысячи лет! Первые захоронения на горе датируются периодом Первого храма, а в библейском предании говорится, что именно отсюда начнётся Судный день и мёртвые воскреснут. Кладбище насчитывает десятки тысяч захоронений, среди которых есть и гробницы пророков.
На Елеонскую гору приходят паломники, чтобы прикоснуться к святым местам и рассмотреть купола храмов и мечетей и древние стены Иерусалима — отсюда открывается потрясающий вид на Старый город.
Стена Плача
Знаменитая иудейская святыня — часть крепости, возведённой при Ироде Великом вокруг Второго храма. Вместе с ним в 70 году укрепление было разрушено римлянами, а западная стена — единственное, что сохранилось от священного храмового комплекса. Поэтому сегодня в иудаизме принято считать именно её главным местом паломничества, напоминающим о древних святынях.
Несмотря на то что Стена Плача открыта для посещения 24/7 круглый год, иногда площадь перед стеной закрывают для проведения церемоний и праздников, принятия воинской присяги, визитов мировых политиков. О таких событиях вас может предупредить местный гид.
Ольга, гид в Иерусалиме
Интересно, что Стеной Плача назвали её не сами евреи, а мусульмане, которые видели, как те приходят к стене и плачут. Люди со всего мира приезжают сюда, чтобы помолиться и попросить у Всевышнего исполнить их желание — многие оставляют в стене записки с сокровенными мыслями. Кстати, под стеной есть подземный туннель, куда можно спуститься и узнать о том, как было устроено укрепление в древние времена.
«Купол Скалы»
Одна из важнейших мечетей в исламе: с ней связывают вознесение пророка Мухаммада на небеса и жертвоприношения Ибрахима. А ещё именно здесь находится Краеугольный камень, с которого, по мнению верующих, началось сотворение мира, поэтому мечеть носит такое название — под скалой подразумевается именно он. Поэтому место почитается не только мусульманами, но и иудеями — до завоевания арабами Иерусалима именно здесь находились Первый и Второй храмы.
Оригинальный золотой купол мечети давно утерян, его переплавили, чтобы расплатиться с долгами одного из мусульманских правителей города в прошлом. А вот нынешнее золочение стало возможным благодаря королю Иордании Хусейну ибн Талалу, который для покупки драгоценного металла продал один из своих дворцов в Лондоне.
ORNA, гид в Иерусалиме
Сама мечеть считается одной из древнейших в исламе — она построена в 691 году по приказу омейядского халифа Абд аль‑Малика, но за время своего существования неоднократно перестраивалась и реставрировалась, а во времена крестоносцев служила церковью. Сейчас сооружение представляет собой восьмиугольник, богато украшенный мозаикой и орнаментами, с величественным позолоченным куполом. Вход в мечеть разрешён всем вне зависимости от вероисповедания, но для туристов есть свой график посещения. Также важно знать правила и приходить в закрытой одежде, а у входа снимать обувь.
Мечеть Аль‑Акса
Рядом с «Куполом Скалы» расположена ещё одна мусульманская святыня — вместе они образуют комплекс Аль‑Харам‑аль‑Шариф. Он считается третьим по значимости в исламе после мечети Аль‑Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине, но изначально был киблой — местом, в сторону которого все мусульмане совершают намаз из любой точки мира. Оно почиталось как раз благодаря Ковчегу Завета и стало общим для мусульман и евреев, поэтому киблой впоследствии назначили святыню в Мекке.
Мечеть Аль‑Акса возвели в VII-VIII веках, и так же, как «Купол Скалы», её несколько раз перестраивали. В XI веке она пострадала от землетрясения и была переделана тамплиерами в храм Соломона, а в XIII веке, при мамлюках, снова стала мечетью. Попасть в величественный храм, чтобы рассмотреть колонны из каррарского мрамора, подаренные Бенито Муссолини, и мозаику, могут все желающие. А ещё зайти в Музей ислама, прилегающий к мечети, и посмотреть коллекцию исторических предметов.
Башня Давида
Масштабная цитадель рядом с Яффскими воротами — одно из древнейших городских укреплений. Первые сооружения возводили здесь ещё во II веке до н.э., а затем перестраивали в начале и середине I века до н.э. При правлении Ирода Великого в начале I века у крепости появились три башни — новые укрепления служили защитой для города и дворца царя, который располагался рядом на горе Сион. Только одна из них сохранилась до сегодняшнего дня, её и называют башней Давида.
Башня не имеет никакого отношения к царю Давиду, это название — историческая ошибка, сделанная крестоносцами. Тем не менее эта постройка — одна древнейших (из стоящих до сих пор) в Иерусалиме. Она была возведена вместе с ещё двумя похожими башнями царём Иудеи Иродом Великим примерно в 20 году до н.э. для защиты его дворца.
Ольга, гид в Иерусалиме
В течение столетий крепость реставрировали и использовали под разные нужды: в ней были казармы римлян, монашеские жилища и резиденция правителей крестоносцев. Сейчас башня считается объектом культурного наследия, а внутри находится Музей истории Иерусалима, где можно узнать о становлении города, а ещё подняться на вершину, чтобы увидеть окрестности с высоты.
Улица Кардо
В Иерусалиме сохранились и руины строений Римской империи. Самая знаковая достопримечательность этого периода — улица Кардо в Еврейском квартале. Само название является общим понятием в римском градостроительстве: кардо — это улица, протянувшаяся с севера на юг, а декуманус — с запада на восток. Их пересечение посередине образовывало центр города, а остальные улицы выстраивались параллельно им. В Иерусалиме на главной римской улице сейчас можно увидеть остатки торговых лавок, мостовой и колоннад, которые в древности служили опорой для крыш над тротуарами по обеим сторонам.
Часть покрытия улицы VI века, периода правления императора Юстиниана, была найдена во время археологических раскопок 1970‑х годов, и сейчас этот кусок отреставрирован, мы можем по нему прогуляться. Согласитесь, не в каждом городе такое возможно.
Ольга, гид в Иерусалиме
Чем заняться
В Иерусалиме огромное количество достопримечательностей и знаменитых мест, ради которых сюда приезжают путешественники со всего мира. Но удивить могут не только они: в план поездки стоит включить поход в музеи и религиозные и светские праздники.
Музеи
В Иерусалиме множество музеев, где можно подробно узнать об истории города и страны, исламской и еврейской культурах, а также познакомиться с древним и современным искусством.
Музей истории холокоста «Яд‑Вашем». Экспозиция рассказывает об одной из самых трагических страниц в истории евреев. В мемориальном комплексе представлены личные предметы, документы, дневники, письма и другие свидетельства очевидцев, а также фильмы и художественные произведения о геноциде еврейского народа.
Музей исламского искусства. Здесь можно познакомиться поближе с восточной культурой и посмотреть обширную выставку старинной керамики, украшений и текстиля, предметов религиозного культа, исторических артефактов и древнего искусства. А ещё в музее выставлена большая коллекция часов XIX-XX веков от мастеров со всего мира.
Музей Израиля. В нём представлена самая большая в стране музейная коллекция. Здесь можно увидеть Свитки Мёртвого моря (древние рукописи), римские скульптуры и мозаики и другие археологические находки. Кроме них, в музее представлено большое собрание европейского и еврейского искусства. К музею Израиля также относится Храм Книги, в котором хранятся Кумранские свитки — древние библейские рукописи.
Часть экспозиции находится в парке музея — здесь большое количество арт‑объектов современных художников, а также макет древнего Иерусалима времён Второго храма — не пропустите.Фёдор Вяземский, выпускающий редактор журнала Tripster, жил в Израиле полгода
Археологический музей Рокфеллера. Был создан в середине прошлого века — его строительство спонсировал фонд богатейшей американской семьи Рокфеллеров, а куратором выступал сам Джон Рокфеллер — младший. В собрании представлены археологические артефакты, найденные во время раскопок на Святой земле — территориях Израиля и Палестины. Здесь можно увидеть богатейшую коллекцию предметов различных эпох: римские саркофаги и скульптуры, средневековые барельефы храма Гроба Господня, элементы дворца халифа Хишама VII века и другие экспонаты.
Музей библейских стран. Экспозиция погружает в древнюю историю Ближнего Востока и культуру народов, упомянутых в Библии: ханаанеев, филистимлян, арамейцев, хеттов, древних египтян. Здесь представлены различные артефакты: керамика, монеты, идолы, оружие и документы, а также макеты первых поселений на территории Иерусалима.
Праздники и фестивали
Чтобы лучше прочувствовать местную культуру, стоит посетить одно из городских мероприятий и важных национальных религиозных торжеств. Правда, их отмечают не по привычному нам григорианскому календарю, а по еврейскому, который ориентирован на лунные циклы, поэтому даты проведения могут меняться.
Рош‑а‑Шана — иудейский Новый год. Здесь считают год не от Рождества Христова, а от сотворения мира, и отмечают в сентябре или октябре в течение двух дней — первых в месяце тишрей. По традиции проводят их в молитвах: считается, что в это время Бог оценивает поступки людей, поэтому верующие посвящают его покаянию и просьбам о милосердии.
В городе в праздничные дни можно услышать характерные звуки шофара — духового инструмента из бычьего рога, с помощью которого евреев призывают на молитвы. В праздник принято желать друг другу оказаться в «Книге жизни», а на стол подают сдобный круглый хлеб, блюда из овощей, голову барана или рыбы, яблоки с мёдом и гранат. На десятый день тишрея наступает Йом‑Кипур — Судный день, в который Бог решает дальнейшую судьбу человека.
Пурим. Этот праздник появился в честь спасения евреев, проживавших на территории Древней Персии после того, как Иерусалим был разрушен вместе с Первым храмом. Министр царя Ахашвероша Аман подговорил правителя уничтожить всех евреев: ему не нравилось, что они неуважительно относятся к нему. Об этом узнала жена царя Эстер, скрывшая от мужа своё еврейское происхождение. Тогда она вместе со своим дядей Мордехаем стала держать пост и молиться о спасении. А затем раскрыла Ахашверошу свою тайну и попросила защитить народ. Царь по закону не мог отменить свой указ, но издал новый — по нему евреям разрешалось защищаться любыми способами. В итоге коварного Амана казнили, а еврейский народ отстоял себя.
В Пурим, который отмечают в феврале‑марте, принято держать пост в память об Эстер и Мордехае и читать в синагоге Свиток Эстер, где описывается бесстрашный поступок царицы. А затем устраивать пир и карнавальные шествия, пить вино до упаду и радоваться спасению своих предков.
«Огни Иерусалима». Фестиваль проводят летом в течение недели — художники и дизайнеры украшают Иерусалим разнообразными световыми инсталляциями и оживляют древние достопримечательности с помощью проекций. Праздник света сопровождается выступлением уличных музыкантов и театрализованными шоу.
Фестиваль вина. Ежегодно в августе или сентябре в Иерусалиме в Саду искусств у Музея Израиля можно продегустировать различные сорта израильского вина и угоститься национальной кухней. На фестивале также получится приобрести местные продукты (сыры, масло, кондитерские изделия) и насладиться напитками под живую музыку.
Фестиваль Израиля. Одно из важнейших культурных мероприятий страны, на котором выступают лучшие театральные коллективы, музыканты и танцоры со всего мира. Например, на площадках фестиваля показывали спектакли режиссёра Роберта Уилсона и произведения художника Яна Фабра. Фестиваль проводят в течение недели в разные сезоны, поэтому уточняйте даты проведения во время планирования поездки.
Где поесть
В Иерусалиме большое количество кафе и ресторанов, представляющих не только кухню местных народов, но и европейскую, а различные заведения можно найти как в Старом городе, так и за его пределами. Особенного внимания заслуживает рынок Махане‑Иегуда — главный в городе. Здесь можно пообедать в одном из уличных кафе, насладиться местным колоритом или даже зайти в бар, чтобы пропустить бокал вина или кружку пива. Ещё стоит отправиться в один из торговых кварталов города — Мамилу или Малху, где находятся самые разные заведения на любой вкус.
Израиль — уникальная страна, где живут евреи из разных стран, так что в столице можно найти места с кухней разных стран: армянской, грузинской, марокканской, итальянской и французской. И все они в некотором роде будут считаться еврейскими.
ORNA, гид в Иерусалиме
В поездке обязательно стоит попробовать национальную кухню. В меню ищите хорошо известные европейцам фалафель, хумус, шакшуку, бабагануш и форшмак, а ещё попробуйте фаршированную рыбу гефилте‑фиш, морковный десерт цимес и пирожки бурекас.
Что привезти из города
В Иерусалиме стоит обратить внимание на религиозные сувениры. Здесь можно приобрести христианские иконы, свечи и нательные крестики и еврейские обереги — звезду Давида, которая встречается на брелоках и ювелирных украшениях, красную нить на руку, обещающую удачу и исполнение желаний, и символ в виде ладони хамсу. Также в городе продаются другие атрибуты еврейской культуры, как, например, традиционный мужской головной убор кипа и семисвечник менора.
Советую зайти в мастерскую к каллиграфу, и вам напишут ваше (или любое другое) имя на иврите на пергаменте и объяснят, что каждая буква и имя в целом означает с точки зрения гематрии. Такой подарок точно запомнится!
Ольга, гид в Иерусалиме
Кроме религиозных предметов, в Иерусалиме можно купить украшения из золота и серебра, местную косметику, в которой используют минералы из Мёртвого моря, и провизию: местные сладости, кофе, сухофрукты и специи.
Старайтесь не вестись на предложения повязать красную нить на руку от незнакомых людей, которые потом будут требовать с вас деньги. Они особенно навязчиво действуют у Стены Плача.Фёдор Вяземский, выпускающий редактор журнала Tripster, жил в Израиле полгода
Безопасность
В оживлённом крупном городе стоит соблюдать основные правила: держать ценные вещи при себе и не оставлять их без присмотра, обращаться с вопросами только к полицейским и желательно не гулять в ночное время одному. В связи с обострёнными конфликтами на Ближнем Востоке местная администрация принимает меры по защите гостей и жителей города, поэтому стоит обращать внимание на рекомендации властей.
Помните, что Иерусалим населяют ортодоксы и представители разных религий, старайтесь не вести себя вызывающе, не акцентировать внимание на внешнем виде религиозных людей, который может казаться нам нелепым, — уважайте чужую культуру и верования.Фёдор Вяземский, выпускающий редактор журнала Tripster, жил в Израиле полгода
Заключение
Иерусалим стоит увидеть хотя бы раз в жизни вне зависимости от вашего отношения к религии. Каждый метр города рассказывает о многовековой истории человечества и заставляет бесконечно восхищаться его многогранностью. А чтобы не потеряться среди тысяч историй и древних достопримечательностей, обратитесь к местным гидам, которые чувствуют себя в этом городе как рыбы в воде, — они расскажут про Иерусалим самые важные факты, проведут в малоизвестные места и сделают путешествие комфортным и интересным.
Автор: Милита Герберсаген