Это стоит увидеть: самые красивые локации на Чуйском тракте
Путеводитель по знаменитой дороге, которую нужно проехать хотя бы раз в жизниГлавное о Чуйском тракте: факты и цифры
Старейшая дорога страны начинает свою историю с XV века. Тогда это был торговый путь, а сегодня — один из красивейших маршрутов для путешествий по России. Кратко рассказываем всё, что нужно знать о Чуйском тракте перед поездкой.
Краткая история Чуйского тракта
Изначально торговый путь, по которому сейчас проложен Чуйский тракт, шёл от Бийска до границы с Монголией. Тогда это была узкая горная тропа, на которой местами лошадям приходилось перепрыгивать с камня на камень, преодолевая слишком обрывистые участки. К 1860‑м годам назрела необходимость более безопасных путей для развития торговли с Азией. Первые улучшения тут произвели в 1879–1880‑х, но передвижение по тракту по‑прежнему оставалось опасным. Финансирования на строительство дороги не хватало, в работы вложились даже местные купцы, частично оплатив сооружение мостов и переправ на особо сложных участках.
Первый легковой автомобиль прошёл по этой дороге в 1925 году. С этого момента на Чуйском тракте начали активно развиваться грузоперевозки, а машины по перевалам водили в том числе и женщины. В 1980‑х годах часть дороги проложили в новом месте, через более безопасный участок перевала Чике‑Таман. А на старый участок трассы в наши дни можно посмотреть со смотровой площадки перевала.
Где проходит Чуйский тракт
Легендарная дорога России тянется через весь Алтай. Чуйский тракт славится не только своими локациями, но и качественным дорожным покрытием: за состоянием трассы здесь тщательно следят. Правда, на съездах такой роскоши ждать не стоит — там вас ждёт разбитая грунтовка.
Протянулся тракт почти на 1000 километров: начинается он в Новосибирске и заканчивается у границы с Монголией. Последний населённый пункт — село Ташанта на 961‑м километре, прямо перед монгольской границей. Собираясь сюда, обязательно возьмите с собой паспорта: в приграничной зоне их нередко проверяют.
Инфраструктура на маршруте
Большая её часть сосредоточена на участке Чуйского тракта до перевала Чике‑Таман. Потом заправки и кафе начинают попадаться реже, поэтому заправляться лучше заранее.
Отелей и больших гостиниц на тракте практически нет. Для отдыха встречаются гостевые дома, туристические базы и аилы — национальные жилища алтайцев. В сезон (с конца весны и до начала осени) возможны проблемы со свободными местами, поэтому варианты для проживания лучше бронировать заранее.
Сотовая связь работает практически везде, но в горных районах (например, в Курайской степи, где дорога зажата вершинами) с сигналом иногда возникают проблемы.
Примечательные места Чуйского тракта
Кроме потрясающих горных вершин, кристально чистых озёр и бирюзовой реки Катуни, Алтай славится археологическими памятниками: древними каменными стелами и наскальными рисунками, часть из которых создавалась ещё до нашей эры. Рассказываем, какие достопримечательности Чуйского тракта стоит посмотреть во время путешествия на машине.
Музей Чуйского тракта
350‑й километр Чуйского тракта
Находится в Бийске, откуда раньше начинался старый торговый путь. Это единственный в России музей, который полностью посвящён истории одной дороги. Он расположен в усадьбе купца Варвинского 1911 года постройки и занимает пять залов. Посетителей ждёт знакомство с историей Чуйского тракта — от первой дороги, по которой передвигались только на лошадях, до современного состояния. Здесь, например, можно увидеть, модели советских автомобилей, преодолевавших крутые перевалы, и экипировку их водителей.
В музее есть и большой макет Чуйского тракта с перепадами высот. Ещё один интересный экспонат — небольшая диорама, воссоздающая участок старого пути. Вид впечатляет: крошечная узкая дорога, со всех сторон зажатая горами и обрывами.
Гора Бабырган
426‑й километр Чуйского тракта
Это самая первая вершина, с которой многие начинают знакомство с алтайскими хребтами. Находится на въезде в Республику Алтай и представляет собой плато с многочисленными останцами необычной формы. Высота Бабыргана — 1008 метров, так что взобраться сюда несложно.
С северной стороны на вершину ведёт экологическая тропа — 3,5 километра в одну сторону. Оборудованных мест для отдыха по пути нет, но есть большие валуны, на которых многие путешественники устраивают привал.
У алтайцев есть легенда, что Бабырган — это окаменевший богатырь, которого старик Алтай послал вдогонку за своей дочерью Катунью. Но ловкая девушка превратилась в реку, а неудачливый «охотник» так и застыл недалеко от её берега. Говорят, при определённом освещении в очертаниях горы можно разглядеть силуэт окаменевшего воина.
Гора Чёртов Палец
457‑й километр Чуйского тракта
Вершин с таким названием в России несколько (например, Усьвинские столбы в Пермском крае), и Алтай не исключение. По легенде, местный Чёртов Палец остался от схватки богатыря Куюма и злодея Чёрто. Всю ночь они бились, а на рассвете богатырский конь втоптал врага в землю, да так, что только палец и остался торчать.
Сюда поднимаются за головокружительными панорамами на Катунь, долину реки и озеро Ая. Да и сама тропа, закручивающаяся по спирали, оставит немало впечатлений по пути к вершине. Любят Чёртов Палец и эзотерики. Они верят, что здесь расположен «выход силы» — место, где люди могут подзарядиться от космической энергии.
Манжерок
469‑й километр Чуйского тракта
Топовая достопримечательность во многих путеводителях по Чуйскому тракту. Манжерок — это и озеро, которое хорошо прогревается летом (что на Алтае большая редкость), и одноимённый горнолыжный курорт неподалёку. Так что многие путешественники задерживаются на несколько дней, чтобы посетить обе локации.
На курорте «Манжерок» зимой для путешественников есть 30 километров подготовленных трасс и три канатные дороги. Канатки, кстати, не прекращают работать и летом — на них поднимаются на вершину горы Малая Синюха. Оказавшись наверху, отправляйтесь гулять по экотропам парка «Хранитель Большого Алтая». Он оформлен по мотивам алтайского героического эпоса «Маадай‑Кара», а оборудованных дорожек для прогулок три: от тропы в 650 метров длиной до маршрута на 1,7 километра.
Чергинский зубрятник
509‑й километр Чуйского тракта
Находится в селе Черга в паре километров от Чуйского тракта. Зубры здесь живут с 1980‑х, а сегодня в питомнике их насчитывается около 50 особей. Животным отведено 500 гектаров леса и лугов, поэтому чувствуют они себя комфортно.
В питомнике есть как взрослые зубры, так и зубрята. Если повезёт, в тёплое время года можно увидеть детёныша, которому всего два‑три дня, когда он уже самостоятельно ходит за мамой. Летом путешественников иногда завозят на джипах и уазиках прямо в загоны к зубрам. Важно помнить: далеко от машин отходить нельзя, так как животные могут принять вас за хищника и напасть.
Зимой огромные зубры подходят прямо к сеткам загонов, так что особо смелые могут их даже погладить. А ещё эти огромные животные с радостью лакомятся морковкой и яблоками из рук путешественников, так что не забудьте взять с собой угощение.
Семинский перевал
583‑й километр Чуйского тракта
На алтайском языке он называется Дьал‑Менку, что в переводе значит «вечная грива». Семинский — самый высокий из двух перевалов на Чуйском тракте — 1717 метров. А ещё он считается воротами между Северным и Центральным Алтаем.
На вершине Семинского перевала множество сувенирных лавочек и несколько кафе. Отсюда хорошо видно гору Сарлык, которая находится слева. К ней ведёт каменистая и частично грунтовая дорога, по которой в тёплое время года на внедорожнике можно доехать до подножия.
И хотя Семинский считается самым высоким перевалом, подъём сюда почти не заметен: дорога идёт плавно, так что на вершине оказываешься неожиданно быстро и легко. Виды отсюда впечатляющие, поэтому многие делают здесь остановку для фотосессии.
Перевал Чике‑Таман
659‑й километр Чуйского тракта
До начала XX века через него вела тропа для лошадей и телег, которая насчитывала 34 крутых и максимально опасных поворота. С тех пор трассу несколько раз перестраивали, а её современный вариант открыли в 1984 году. Сейчас высота перевала — 1295 метров, а поворотов здесь насчитывается около 40 с двух сторон.
Во время путешествия по Чуйскому тракту на автомобиле обязательно сделайте остановку на вершине Чике‑Тамана, где установлена фигура дорожного рабочего. Это памятник всем строителям Чуйского тракта. Рабочий поправляет кепку и одет в брюки галифе: по словам скульптора, это дань памяти фронтовикам, которые строили дорогу после Великой Отечественной войны.
Многие говорят, что с местной смотровой площадки открываются самые потрясающие виды на Чуйский тракт. А ещё отсюда можно увидеть старый участок дороги через Чике‑Таман, которым сегодня не пользуются, и оценить, насколько сложным раньше был этот путь.
Ининский мост
702‑й километр Чуйского тракта
На самом деле моста два. Новый железобетонный через Катунь, по которому сегодня проходит Чуйский тракт, построен в 1970‑х годах. А его предшественник расположен совсем рядом. Это уникальное сооружение, построенное по проекту молодого инженера С. А. Цаплина в 1936 году. Мост стал первой такой конструкцией в СССР: с каждого берега реки дорожное полотно укладывалось на бетонные опоры, а центральная часть крепилась на прочных вантах.
Есть версия, что перед открытием здесь было пущено шесть автомобилей с грузом 6–8 тонн, а общий вес колонны составлял порядка 36 тонн. Сегодня мост не используется: его деревянные настилы пришли в негодность, а ходить по ним нужно максимально осторожно. Но даже с берега фотографии на фоне мостовых вант получаются впечатляющими.
Чуй‑Оозы — место слияния Чуи с Катунью
710‑й километр Чуйского тракта
Отсюда просто невозможно уехать без десятка крутых снимков. Мощный поток Чуи буквально врывается в широкую Катунь, а особенно красиво это выглядит осенью, когда катунская вода становится ярко‑бирюзового цвета. А напротив места слияния двух рек возвышается гора Баатыр‑Таш — «богатырский камень» в переводе с алтайского.
Здесь настолько впечатляющие виды, что у местных жителей даже есть красивая легенда: когда‑то давно слияние двух рек настолько впечатлило богатыря‑кочевника, проезжавшего в этих местах, что он замер от восхищения. Да так и застыл, превратившись в скалистую гору.
Калбак‑Таш
723‑й километр Чуйского тракта
Это место считается самым знаменитым собранием петроглифов (наскальных рисунков) в Горном Алтае. На плоских участках скал насчитывается больше трёх с половиной тысяч изображений: древнейшие из них датируются 6–4 тысячелетием до н. э., а появление наиболее молодых относят к 1000–700 годам до н. э.
Петроглифы показывают культуру и бытовую жизнь древних людей. Некоторые из них уже обросли легендами: например, изображение двух человек, держащихся за руки. Считается, что если напротив них взяться за руки и поклясться в вечной дружбе, то это поможет сохранить отношения на долгие годы. Рассказывают рисунки и о бытовой жизни. Среди петроглифов Калбак‑Таша можно отыскать изображения хищников, которые нападают на жертву, петроглифы с колесницами, сценами охоты на оленей и другие.
Святилище Адыр‑Кан
728‑й километр Чуйского тракта
Ещё один археологический комплекс недалеко от Калбак‑Таша. Здесь на плоских участках скал сохранилось около 100 петроглифов, возраст которых — от 3–1 тысячи лет до н. э. до VIII–III веков до н. э. Они, как и рисунки Калбак‑Таша, изображают животных или бытовую жизнь древних людей. Но есть и более редкие изображения: например, рисунок змеи, который не часто встречается на писаницах Горного Алтая.
В святилище находится и воин Адыр‑Кан — каменный столб высотой около 1,5 метра и шириной порядка 40 сантиметров с чётким изображением лица в верхней части, меча и лука снизу. Это одна из немногих таких стел, которая осталась на своём историческом месте и не была перенесена в результате археологических раскопок. Установили её примерно 2–3 тысячи лет назад, а учёные до сих пор не дают однозначного ответа о её назначении.
Памятник Кольке Снегирёву
744‑й километр Чуйского тракта
Наверное, самая необычная достопримечательность Чуйского тракта, которая появилась на Алтае относительно недавно — в 2014 году. Памятник из двух автомобилей (АМО и «Форда») установили в честь всех шофёров, работавших на этой дороге. А ещё его посвятили Коле Снегирёву — герою легендарной песни. Она рассказывает о любви парня Кольки и девушки Раи, которая подбила его устроить гонки на перевале. Мотив песни, кстати, можно услышать в киноленте «Живёт такой парень» Василия Шукшина.
Водопад Ширлак (Девичьи Слёзы)
759‑й километр Чуйского тракта
25‑метровый каскад хорошо видно прямо с дороги. Облако брызг, отполированные водопадом скалы и шум мощного потока — в тёплое время года Ширлак действительно завораживает. А ещё говорят, что в нём удивительно вкусная вода, поэтому многие путешественники набирают её с собой.
Особенно красив водопад весной и в начале лета — в это время он считается наиболее полноводным. Добраться сюда можно в любое время года: к Ширлаку ведёт протоптанная тропа, а от дороги идти примерно 50 метров.
В морозы водопад застывает мощной глыбой льда, на которой часто тренируются альпинисты‑ледолазы. Да и простые путешественники нередко приходят сюда полюбоваться причудливыми ледяными натёками.
Гейзерное озеро
795‑й километр Чуйского тракта
Одна из главных природных достопримечательностей, которую точно стоит посетить во время путешествия. Гейзерное озеро — небольшое, около 30 метров в диаметре. Прославилось оно цветными разводами на поверхности. Круги разного размера с голубыми и бирюзовыми оттенками возникают тут постоянно.
Примечательно, что, несмотря на название, никаких гейзеров на дне нет. Водоём наполняется из подземных источников, которые разбавляют глину — она и создаёт на поверхности необычные узоры.
Купаться в озере не стоит: спусков к воде нет, а дно глинистое и покрыто водорослями. В итоге вы только смажете причудливый рисунок природы и попусту взбаламутите водоём. Открытого прохода к озеру нет, так что идти придётся через территорию турбазы, для прохода нужно приобрести билет. Стоит он около 150 рублей с человека.
Курайская степь
824–848‑й километр Чуйского тракта
Находится в огромной котловине, образованной таянием древних ледников. Со всех сторон степь окружают Северо‑Чуйский и Курайский хребты с вершинами высотой более 3 тысяч метров. С Чуйского тракта видно часть из них: Актру, Куркуре и другие. Заранее настройтесь на частые остановки: открывающиеся виды настолько красивы, что рука сама тянется к камере. А самая лучшая точка, откуда проще всего сделать крутые фото, — вершина одного из холмов, где установлена небольшая беседка со смотровой площадкой.
Кызыл‑Чин — Алтайский Марс
863‑й километр Чуйского тракта
Локация, которую включают почти во все маршруты туров по Алтаю. Кызыл‑Чин часто называют алтайскими «радужными горами», а по версии учёных, 5–6 миллионов лет назад они были дном огромного Чуйского озера. Говорят, даже сегодня на Алтайском Марсе можно отыскать окаменелости того периода.
Ландшафт Кызыл‑Чина — разноцветные горы и отвалы. Преобладает здесь красный цвет, но на терракотовых склонах встречаются и другие оттенки: фиолетовые, розоватые и жёлтые. Такая палитра объясняется наличием ярких примесей: марганца, гематита, хрома, кварца и других минералов.
В урочище Кызыл‑Чин есть даже свой «марсоход» — странный объект, собранный местными умельцами, чем‑то напоминающий прибор для космических исследований. А вообще, за классными фото сюда лучше приезжать до обеда и в солнечный день: опытные путешественники говорят, что это беспроигрышная комбинация для крутых снимков.
Чуйская степь
874‑й километр Чуйского тракта
Здесь заканчивается маршрут по Чуйскому тракту. Растительность тут настолько бедная, что местные жители из других районов Алтая иногда просят путешественников с оказией передать родственникам цветы: например, для ребёнка‑первоклассника.
Чуйская степь считается самой засушливой и холодной в крае. Она расположена у границы с Монголией, и пейзажи здесь типично монгольские: плоская равнина, внезапно упирающаяся в большие горные хребты.
Заключение
Путешествие по одной из самых красивых дорог мира впечатляет в любое время года. Весной и летом — яркими красками, осенью — контрастом золотой листвы и бирюзовой Катуни, а зимой — синим небом и белым снегом на вершинах.
Чтобы посмотреть все достопримечательности легендарной трассы и познакомиться с другими, малоизвестными локациями, отправляйтесь в многодневный тур по Чуйскому тракту. Проводятся они в любое время года, а гиды составляют маршруты так, чтобы было не только интересно, но и по возможности комфортно.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Исследовать красоты региона по индивидуальному сценарию
Проехать по живописному маршруту, познакомиться с регионом и с комфортом добраться до отеля
Побывать на уникальном озере, где зимуют лебеди-кликуны, и пополнить копилку алтайских легенд
За один день увидеть красивейшие уголки Горного Алтая — от острова Патмос до Еландинских порогов