Что посмотреть в Тарусе за 1 день
Дома Цветаевой и Поленова, самодельный парк на месте свалки и итальянские мозаики в Доме литераторовИстория Тарусы
На сегодняшний день о древней истории города известно немногое. Первое письменное упоминание о Тарусе датируется серединой XIII века: именно тогда было образовано Тарусское княжество. В XIV столетии оно потеряло независимость и одним из первых присоединилось к Московской Руси. В результате Таруса на несколько веков стала важной частью так называемого берега — оборонительной линии вдоль Оки, которая защищала подступы к столице от врагов. К примеру, в 1360-1370-х тарусяне вместе с московским войском дали отпор захватчикам из Литовского княжества.
В Смутное время город несколько раз разоряли — многие древние памятники были утрачены. А в конце 1770-х Таруса и вовсе почти полностью сгорела в пожаре: уцелело лишь 23 дома. После этого город отстраивали заново.
С конца XIX века в обновлённую живописную Тарусу массово потянулись деятели искусства, очарованные красотой этих мест. В разное время здесь гостили и жили писатель К. Г. Паустовский, поэты Н. А. Заболоцкий, М. И. Цветаева и Б. А. Ахмадулина, пианист С. Т. Рихтер. А художник В. Д. Поленов и скульптор В. А. Ватагин даже окрестили город «русским Барбизоном» — в честь красивой деревни под Парижем, которую точно так же облюбовали французские живописцы.
В советское время Тарусой заинтересовались ещё и киношники. В городе и его окрестностях снимали начальные кадры «Войны и мира» С. Ф. Бондарчука и фильм «Чук и Гек» И. В. Лукинского. Тарусские пейзажи можно увидеть и в современных российских сериалах «Участок» и «Дальнобойщики».
Достопримечательности Тарусы на карте
Маршрут по Тарусе на 1 день
Город славится живописным ландшафтом и домами-музеями, оставшимися в память о знаменитых литераторах и художниках, когда-то живших здесь. О самых красивых видах, писательских дачах и других достопримечательностях Тарусы — далее.
Площадь Ленина
Центральная тарусская площадь находится недалеко от набережной Оки. Здесь, прямо за памятником В. И. Ленину, высится архитектурная доминанта города — собор святых апостолов Петра и Павла, или просто Петропавловский собор.
Храм в барочном стиле был построен в 1789 году, когда Тарусу восстанавливали после пожара. Однако в раннесоветский период его частично разрушили, колокол со звонницы отправили в совхоз, чтобы будить рабочих по утрам, а само здание передали Дому пионеров. Настрадавшийся собор восстановили и снова открыли только в 2005 году. Однако все его ценные реликвии, включая позолоченное Евангелие XIX века чеканной работы, при разрушении храма сожгли.
К Петропавловскому собору примыкает здание картинной галереи города Тарусы. Это, можно сказать, местная Третьяковка, где хранится собрание русской и зарубежной живописи с XVI по XX век. Часть полотен сюда привезли как раз из Третьяковской галереи, например работы И. К. Айвазовского. Кстати, одна из его картин — знаменитый пейзаж «Море у острова Капри» — в 2015 году оказалась в центре криминальной истории. Её похитили из музея вместе с двумя полотнами других авторов. К счастью, произведения искусства быстро нашли и вернули на место.
Набережная Оки
Сама по себе тарусская набережная ничем не примечательна: это преимущественно грунтовая дорожка со спусками к воде. А вот обзор с неё открывается отличный: на Оку и луга на противоположном берегу. Самая благоустроенная часть набережной находится ближе к центру Тарусы. Здесь к воде примыкает Городской сад, где можно насладиться видом на реку со смотровой площадки и взглянуть на памятники поэтессам М. И. Цветаевой и Б. А. Ахмадулиной, которые часто гостили в городе.
Рядом с садом также установлен монумент в виде ружейного штыка в память о погибших на Великой Отечественной войне. А ещё памятник писателю К. Г. Паустовскому — первому почётному гражданину Тарусы.
Если во время летней прогулки по набережной захочется искупаться в Оке, комфортнее всего сделать это на пляже рядом с домом отдыха «Серебряный век»: там есть кабинки для переодевания.
Воскресенская церковь
Адрес: улица Ефремова, 13а
Этот архитектурный памятник, датированный XVII веком, считается самым старым из сохранившихся в Тарусе. При этом нынешнее здание где-то на 70 процентов было построено лишь в конце 1990-х — после разорения и разрушения церкви в советское время. Тогда храм «обезглавили» (снесли колокольню), уничтожили иконы и утварь, а внутри стали хранить зерно и печь хлеб. Одна из ценнейших утерянных реликвий церкви — Боголюбская икона, крестный ход с которой, по преданиям, дважды спасал город от холеры.
Прихожанами храма раньше были члены семей художника В. Д. Поленова, поэтессы М. И. Цветаевой и других известных жителей Тарусы. До разрушения в 1930-х здание было наряднее: с красно-белым декорированным фасадом и красивыми шатрами над крыльцом, кровлей и колокольней. Современная Воскресенская церковь с белыми стенами и тёмной крышей выглядит куда более просто и строго, но не менее впечатляюще.
Кенотаф Марины Цветаевой
В детстве великую русскую поэтессу каждое лето возили на дачу в Тарусу. В одном из стихотворений цикла «Ока» Цветаева с теплотой вспоминала город: называла его «маленьким, мирным», а проведённые здесь дни — «золотыми». И даже писала о желании быть похороненной на крутом тарусском берегу в очерке «Хлыстовки».
В итоге погребли поэтессу в Елабуге, а в Тарусе установили памятный камень — неподалёку от Воскресенской церкви. Кенотаф появился в городе в 1962 году, и место для него выбрано не случайно. Памятник расположился на любимом цветаевском маршруте вдоль реки: по нему будущая поэтесса с сестрой Анастасией часто прогуливались от дачи до центра Тарусы.
Музей семьи Цветаевых
Адрес: улица Розы Люксембург, 30
Экспозиция была открыта к 100-летию поэтессы в 1992 году и расположилась в доме её дедушки, А. Д. Мейна. На свою тарусскую дачу Цветаевы ездили только летом, а осенью и зимой останавливались именно здесь.
Музей поделён на смысловые блоки. Например, один из залов посвящён жизни и творчеству поэтессы, другие выставки — её семье и тарусскому окружению. В экспозиции представлено много подлинных документов и личных вещей Цветаевой: например, прижизненные издания книг с её автографами или раритетный умывальник с латунной чашей.
Ежегодно в музее устраивают Цветаевский праздник. Обычно попасть на него можно в первую субботу октября. В программе: выступления поэтов, научные чтения, а также прогулки по цветаевским местам Тарусы — возложение цветов к её памятнику и кенотафу.
Дом Позняковых
Адрес: улица Энгельса, 4
Музейно-краеведческий центр находится внутри тарусского памятника архитектуры — усадьбы купцов Позняковых XIX века. Экспозиция занимает весь второй этаж.
В зале, посвящённом народным художественным промыслам, гости познакомятся с образцами «цветной перевити». Это приём традиционной калужской вышивки: в качестве основы используют красную сетчатую ткань, из которой сначала по определённой схеме выдёргивают нити, а потом заполняют получившуюся сетку нитками других цветов — чаще всего белыми. В Тарусе перевитью украшают костюмы, полотенца, постельное бельё и подушки, а узоры могут быть разными: растительными, зооморфными, геометрическими.
В этнографическом отделе музея можно побывать в воссозданной купеческой лавке рубежа XIX-XX столетий. А в историческом отделе — узнать о древнем Тарусском княжестве.
Дом-музей Паустовского
Адрес: Пролетарская улица, 2
В Тарусе знаменитый советский писатель провёл последние годы жизни: с 1955-го по 1968-й. В этот период К. Г. Паустовский не только работал над своими произведениями, но и активно участвовал в жизни города. Благодаря его выступлениям и публикациям в СМИ в Тарусе был проведён центральный водопровод и заасфальтированы многие дороги.
Сейчас в доме Паустовского находится мемориальный музей с детально воссозданными интерьерами. Сохранилась и небольшая беседка в саду, где Константин Георгиевич чаще всего творил. Здесь он создал повести «Время больших ожиданий» и «Бросок на юг», рассказы «Наедине с осенью» и «Ильинский омут». Последний посвящён одноимённому природному уголку в десяти километрах вверх по реке Тарусе, где любил гулять писатель.
В музее можно увидеть оригиналы некоторых рукописей автора, его личные вещи и снимки. Например, фотографию Марлен Дитрих с автографом, которую Паустовскому кинозвезда подарила лично.
Сад и дом-музей Ракицкого
Адрес: улица Шмидта, 38
Учёный-агроном Н. П. Ракицкий в XX веке разбил в Тарусе уникальный ботанический сад-дендрарий. Ему удалось поселить на одной территории растения из самых разных климатических зон. Здесь амурская сирень и сибирский кедр с Дальнего Востока соседствуют с маньчжурским орехом из Китая и диковинной румелийской сосной из Македонии — диаметр её ствола достигает 75 сантиметров! При жизни Ракицкого в знаменитый сад заглядывали К. Г. Паустовский, М. А. Волошин, Б. Л. Пастернак и другие представители творческой интеллигенции.
Последние полвека ботанический сад был заброшен. Но сейчас его постепенно восстанавливают и даже планируют открыть здесь летний кинотеатр. Сад уже частично доступен для посещения.
Здесь же можно зайти в дом-музей учёного с восстановленными историческими интерьерами и поучаствовать в мастер-классах. Например, собрать мозаику в технике тарусской вышивки — в традиционной красно-белой цветовой гамме, или создать панно из трав. А ещё — посетить домашнее чаепитие и сыграть в «ботаническую» настольную игру.
Что ещё посмотреть в Тарусе
Ниже — небольшой список интересных городских локаций для тех, кто уже осмотрел главные достопримечательности, но решил задержаться в «русском Барбизоне» дольше чем на один день.
Музей Сергея Жарова
Адрес: улица Шмидта, 11а
Этот музей в мансарде своего дома открыл местный мастер по работе с деревом и металлом — С. В. Жаров. Он наполнил экспозицию причудливыми скульптурами, сделанными из мусора и металлолома. Например, здесь можно увидеть муравья из болтов от швейных машинок и мотоциклетных запчастей, отдыхающего на скамье пушкинского Онегина в цилиндре и даже авторскую копию «Писающего мальчика» из Брюсселя! Словом, экспозиция в свете последнего тренда на экологичность очень актуальная: вот он, тот самый модный апсайклинг (вторичное использование материалов) в исполнении местного умельца.
В музее представлена и ещё одна необычная коллекция, в которую входят сотни раритетных утюгов. Среди них польские паровые — весом до пяти килограммов; немецкие газовые, работающие от баллона; американские — с горелкой на спирту. Сергей Жаров также собрал приличную коллекцию патефонов. Некоторые прекрасно работают, поэтому при посещении музея можно поностальгировать об ушедшей эпохе под старые пластинки, например под песни Л. О. Утёсова.
Зайцевский парк
Ещё одна локация Тарусы, где старые вещи стараниями местного жителя получили вторую жизнь. Удивительный хендмейд-парк создал обычный пенсионер — бывший моряк А. М. Зайцев. До 2013 года на этом месте была свалка. Мужчина вывез тонны мусора, овраг запрудил и поселил в водоёме карпов и карасей, которых теперь можно бесплатно ловить; на территории установил самодельные качели, украсил новый парк скульптурами из цемента и даже соорудил фонтан, используя для этого списанные тарелки для космической связи! Получилась ухоженная и необычная зона отдыха для детей и взрослых.
Позднее Зайцев получил поддержку от правительства: в 2018 году Минстрой выдал тарусянину грант в один миллион рублей. На эти деньги Андрей Зайцев оборудовал парк камерами наблюдения, подсветкой, бесплатным Wi-Fi и даже прожекторами для лазерных шоу.
Дом литераторов
Адрес: улица Весёлая, 23
В роскошном белом здании в стиле сталинского неоклассицизма разместился главный центр культурной жизни Тарусы. Из бывшего пансионата Дом литераторов превратился в модную площадку для концертов, выставок и спектаклей. А ещё это музей современного мозаичного искусства, все экспонаты для которого создали итальянский мастер Марко Бравура и его дочь Рушана, они уже много лет живут в городе на Оке.
Одна из самых необычных работ мозаичиста — «Иконостас природы» из разноцветных кусочков стекла, смальты, кирпича и других материалов. При помощи каноничных техник иконописи вместо святых Марко Бравура изобразил деревья. А главная инсталляция Рушаны, «Единственная истинная алхимия», состоит из тысячи картин Дали, Пикассо, Малевича и других известных художников, которые в виде мозаики выложены на промышленных трубах. Все свои произведения творческая семья создаёт в мастерской, которая находится здесь же, в Доме литераторов.
Что посмотреть в окрестностях
За пределами города Тарусы путешественников ждут старинные усадьбы, храмы и другие атмосферные достопримечательности. Ниже — две из них, которые точно нужно посетить.
Усадьба Поленова
Адрес: Тульская область, Заокский район, село Страхово
В конце XIX века русский живописец В. Д. Поленов влюбился в побережье Оки возле Тарусы и решил построить здесь усадьбу. Реализовать задуманное получилось к 1904 году — благодаря большому гонорару от императора Александра III, купившего у художника знаменитую работу «Христос и грешница».
На территории усадьбы, которая сегодня имеет статус музея-заповедника, находится почти два десятка построек. Все здания Василий Дмитриевич спроектировал сам, вплоть до дверных замков! Художник ориентировался на западноевропейскую средневековую архитектуру и сочетал разные направления, благодаря чему получился авторский «поленовский» стиль. Большинство зданий сложено из тарусского известняка, который Поленов высоко ценил и называл местным мрамором.
Центральное здание усадебного комплекса — Большой дом, где жила семья художника. Здесь сохранились оригинальные интерьеры. Например, библиотеку украшает готический камин, отделанный мозаикой ручной работы, — её выкладывал сам Поленов. В столовой можно увидеть тарелки, расписанные сестрой живописца Е. Д. Поленовой, а также К. А. Коровиным, С. И. Мамонтовым и И. И. Левитаном. А в кабинете — подлинный рабочий стол хозяина, его картины и даже натурный материал. Например, рядом с поленовским «Арестом гугенотки» стоят те самые доспехи французского воина XVI века, которые изображены на полотне.
Из других зданий усадьбы примечательна лодочная станция с громким названием «Адмиралтейство». Раньше здесь хранилась вся большая «флотилия» Поленова (у всех его детей было по лодке), а сейчас выставлена знаменитая диорама: объёмные картины, на которых в зависимости от освещения сменяются день и ночь. Сохранилось на территории и «Аббатство» — любимая мастерская художника. В 1958 году её частично уничтожил пожар, но здание восстановили. При реставрации под лупой рассматривали старые фотографии, чтобы даже кисти на столе разместить так, как они лежали при жизни Поленова.
Храм Воскресения Христова в Роще
Адрес: Калужская область, Тарусский район, село Роща
Недалеко от Тарусы расположена церковь с нетипичным для сельской местности пышным декором. Храм Воскресения Христова на территории бывшего имения князей Голицыных был построен в середине XVIII века в стиле дворцового барокко и стал неожиданным отражением елизаветинского Петербурга в тарусской глубинке. Главное украшение памятника: массивный голубой купол с вертикальными окнами-люкарнами.
Храм был закрыт в 1967 году и с тех пор не возобновил работу. Здание обветшало, а его реставрация, начатая в 2000-х, так и не была закончена и сейчас приостановлена. Но даже полуразрушенная церковь стоит того, чтобы на неё взглянуть: оголённый красный кирпич, местами поросший сорной травой, только добавляет ей колорита.
Кстати, рядом с достопримечательностью растут многовековые деревья, которые были высажены ещё для усадебного парка Голицыных. Самому старому дубу — около 600 лет!
Заключение
Таруса — это город, который способен удивить даже путешественника со стажем. Интеллигентские дачи и купеческие усадьбы хранят секреты своих знаменитых обитателей, а городские умельцы поддерживают многовековые традиции местных ремёсел. Сюда стоит приехать, чтобы проникнуться очарованием русской провинции с её невероятными пейзажами и неспешным ритмом жизни. А ещё — на поиски вдохновения, по следам великих писателей и художников. Получить яркие эмоции и стать в городе «своим» помогут местные гиды, которые знают всё о Тарусе, её истории и знаковых достопримечательностях.
Автор: Никита Показанников