8 самых красивых вокзалов Москвы
Три двухэтажных «теремка», башня с орлами и другие архитектурные находкиВокзалы Москвы на карте города
Ленинградский вокзал
Адрес: Комсомольская площадь, 3
Старейшая железнодорожная станция Москвы приняла своих первых пассажиров ещё в 1851‑м. Вокзал был возведён по чертежам одного из самых востребованных русских архитекторов XIX века К. А. Тона (среди других его знаменитых проектов — храм Христа Спасителя и Оружейная палата). Историческое здание имеет строгий двухэтажный фасад, а его центральную часть украшает часовая башня и флагшток. Когда‑то на первом этаже располагались элегантные залы для пассажиров поездов и роскошное отделение для императорской семьи, а на втором — квартиры для сотрудников терминала.
В 1934 году здание было переоборудовано: внутри него заработали телеграф, справочное бюро, а также комната матери и ребёнка. А уже после крупномасштабной реконструкции 1970‑х с левой стороны строения выросло трёхэтажное крыло — с гостиницей и медпунктом. Не изменился только фасад: он и сегодня продолжает смотреть на Комсомольскую площадь, где разместились ещё два вокзала. Этот архитектурный ансамбль сам по себе — яркая городская достопримечательность. Чтобы полюбоваться им, нужно приехать на станцию метро «Комсомольская» и воспользоваться выходами №9 или 10: так вы окажетесь на площади в окружении всей тройки вокзалов.
Ярославский вокзал
Адрес: Комсомольская площадь, 5
Одно из самых красивых и атмосферных зданий города — шедевр русского модерна.
Первое здание вокзала построили в 1862 году, но выглядело оно весьма заурядно. В начале ХХ столетия руководство Ярославской железной дороги решило реконструировать станцию и обратилось за помощью к Ф. О. Шехтелю — одному из самых ярких архитекторов стиля модерн в России.
По его задумке, главный фасад вокзала должен был напоминать об архитектуре северных монастырей. Высокая теремная кровля, башня с восьмигранным шатром, украшенная козырьком монументальная арка над центральным входом, фризы с изображением белых медведей, майоликовые вставки — каждая деталь этого проекта реконструкции была по‑своему прекрасна. Самое поразительное, что оригинальные идеи Шехтеля можно оценить и сегодня: фасад этого ж/д вокзала Москвы прекрасно сохранился и выглядит почти так же, как и сто лет назад.
Внутри здания тоже красиво и атмосферно. В ожидании поезда можно полюбоваться светлым вестибюлем с мощными колоннами, огромными «северными панно» К. А. Коровина и элементами сталинского ампира (рельефами животных или светильниками), которые органично вписали в интерьеры уже в советское время. Если вам никуда не нужно ехать с Ярославского вокзала, сюда можно заглянуть, например, чтобы выпить чашку кофе, а заодно получить и эстетическое удовольствие.
Казанский вокзал
Адрес: Комсомольская площадь, 2
Один из самых больших не только в нашей стране, но и в Европе.
Один из самых больших не только в России, но и в Европе. Строительство современного здания вокзала началось в 1913 году. Автором проекта стал А. В. Щусев — один из самых востребованных отечественных архитекторов первой половины ХХ столетия (по его чертежам строили и церковь Покрова в Марфо‑Мариинской обители, и Мавзолей Ленина на Красной площади). Он считал, что это здание станет своеобразными «воротами на Восток», поэтому его облик должен отражать символическую связь Европы и Азии. Главная доминанта вокзала — 87‑метровая многоярусная конструкция над главным входом: она стилизована под «падающую» башню Сююмбике в Казани. А рядом с ней на фасаде — зодиакальный циферблат — он напоминает о Часовой башне Святого Марка в Венеции.
Самым нарядным помещением вокзала стал ресторан, оформленный в стиле русского барокко XVIII века (сейчас здесь бизнес‑зал ожидания). Но и другие его пространства восхищают своим декором и колоритом — ведь их оформлением занимались многие известные художники России (включая А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиева и Н. К. Рериха). Возведение Казанского вокзала превратилось в самый настоящий долгострой: хотя официально он был сдан в 1940 году, сооружение достраивали и активно реконструировали вплоть до конца 1980‑х.
Киевский вокзал
Адрес: площадь Киевского вокзала, 1
Памятник не только архитектуры, но и инженерной мысли начала ХХ столетия. Строительство этого вокзала на западе Москвы началось в 1914 году и завершилось уже при советской власти — в 1920‑м. Это грандиозное сооружение по проекту инженера-архитектора И. И. Рерберга — яркий образец архитектуры неоклассицизма.
Один из символов Киевского вокзала — эффектная часовая башня со скульптурами орлов и окнами в виде арок. В его роскошных залах — стены, расписанные под мрамор, а также колонны, барельефы, светильники в стиле ампир. И всё же главное украшение Киевского — элегантный дебаркадер над перроном. Автор этого 321‑метрового купола из параболических арок — знаменитый инженер и изобретатель В. Г. Шухов.
В 1940‑х к зданию пристроили корпус с пригородными кассами и вестибюлем станции метро «Киевская», а уже в 2000‑х перед вокзалом появилась площадь Европы. Главная достопримечательность этого места — фонтан с абстрактной скульптурой под названием «Похищение Европы». Кстати, её автор — известный бельгийский художник‑символист Оливье Стребель, чьи работы украшают улицы и парки самых разных городов мира. А конкретно эта скульптура — подарок Брюсселя Москве.
Рижский вокзал
Адрес: Рижская площадь,1
Один из самых тихих в городе: поезда дальнего следования отсюда не отправляются — только подмосковные электрички и «Ласточки» в Тверскую область.
Его построили в самом начале ХХ столетия по проекту С. А. Бржозовского (по его чертежам возводили шедевр стиля модерн — Витебский вокзал в Санкт‑Петербурге). Здание Рижского — это три двухэтажных «теремка» с пышной лепниной, соединённые одноэтажными переходами. Интересно, что в левом крыле когда‑то располагалась электростанция — благодаря ей освещение на платформе работало без перебоев.
В начале 2000‑х из‑за низкого пассажиропотока у городских властей возникла идея снести Рижский вокзал, а на его месте построить торговый центр. К счастью, воплотить её в жизнь не получилось. В 2004‑м здесь открылась экспозиция Музея Московской железной дороги, и до 2022 года тут можно было увидеть старые паровозы, тепловозы и другие образцы рельсового транспорта.
Сегодня заглянуть на Рижский вокзал стоит не только для того, чтобы выбрать направление и сесть на поезд. Путешественники также могут сделать фото его «теремочного» фасада и заодно вспомнить несколько любимых сцен из мелодрамы «Вокзал для двоих» — их снимали именно здесь. Добираться сюда удобнее всего на метро: в паре шагов от вокзала находится станция «Рижская».
Белорусский вокзал
Адрес: площадь Тверская Застава, 7
Как и другие московские вокзалы, Белорусский неоднократно перестраивался. Первое здание — двухэтажная постройка из красного кирпича — появилось в 1870‑м. Через 26 лет возле него возвели павильон в форме русского терема — специально для императорской семьи. В начале ХХ века из‑за увеличения количества направлений и возросшего пассажирского потока старый Белорусский вокзал решили полностью перестроить.
Проект его реконструкции, которая заняла в общей сложности четыре года (с 1908‑го по 1912‑й), разработал архитектор И. И. Струков. Новое строение, украшенное многочисленными арками, башнями и картушами, состояло из двух павильонов, которые соединяла угловая часть. Она так и называлась — «Царский угол»: здесь могли располагаться только монаршие особы. Сохранившаяся до наших дней постройка не только поражала своей красотой, она была оборудована по последнему слову техники: тут установили первые в Москве кассы, печатающие железнодорожные билеты на поезда.
Одна из главных достопримечательностей Белорусского вокзала — мемориальная доска, посвящённая песне «Священная война». Впервые она прозвучала на привокзальной площади 26 июня 1941 года: участники Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР исполнили её для уходивших на фронт солдат.
Павелецкий вокзал
Адрес: Павелецкая площадь, 1
Ж/д вокзал построили в начале XX века для крупной частной Рязанско‑Уральской железной дороги. Долгое время она связывала между собой 12 губерний России, но при этом не имела направления на Москву.
Павелецкий вокзал открыли в 1900 году — по проекту архитектора А. Ф. Красовского (автора особняка П. П. фон Дервиза на Английской набережной в Санкт‑Петербурге). Это было двухэтажное симметричное здание с возвышающейся центральной частью. На первом этаже размещались красивый вестибюль, кассы, буфет, залы ожидания поезда и выходы на платформу, на втором — квартиры сотрудников станции.
В январе 1924‑го именно сюда из Горок на паровозе У‑127 было доставлено тело В. И. Ленина. Траурный локомотив стал памятником: сегодня он стоит в расположенном рядом с вокзалом Музее Московской железной дороги (Кожевническая улица, 2).
В 1980‑х историческое здание закрыли на реконструкцию, в результате которой его площадь увеличилась в шесть раз. Архитекторы треста «Мострансстрой», хоть и перестроили центральную часть и правое крыло здания, тем не менее сохранили и архитектурный стиль оригинальной постройки, и декор залов ожиданий.
Важная привокзальная достопримечательность — Павелецкая площадь, реконструкция которой продолжалась почти двадцать лет. Сегодня тут симпатичный ландшафтный парк, под которым находится многоэтажный торговый центр. Летом на площадь можно прийти, чтобы полюбоваться на цветомузыкальный фонтан, а зимой — ради небольшого, но уютного катка. Ближайшая к площади и вокзалу станция метро — «Павелецкая».
Савёловский вокзал
Адрес: площадь Савёловского Вокзала, 2
Построенный по инициативе промышленника и мецената С. И. Мамонтова, сегодня Савёловский, как и Рижский, не предлагает большого выбора направлений и обслуживает только пригородные поезда и электрички. Открытие вокзала состоялось в 1902 году. Тогда это было небольшое элегантное здание, в центральной части которого находились служебные квартиры, а рядом — грузовой двор и 30‑метровая водонапорная башня из красного кирпича (она сохранилась до наших дней).
В 1987‑м началась пятилетняя реконструкция вокзала, в результате которой его площадь увеличилась в 2,5 раза. И хотя здание стало двухэтажным, оно не утратило своих архитектурных особенностей, более того — его фасад украсили часы.
Заключение
Исследовать здания железнодорожных станций города можно самостоятельно, но, наверное, лучше в компании местных гидов. Ведь у каждого вокзала Москвы есть своя история, богатая не только интересными фактами, но и загадками. Узнать всю самую важную информацию можно на одной из экскурсий по столице.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Пройти вокруг кремлёвских стен и узнать интересные факты о каждой башне с профессиональным гидом
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Через переписки из прошлого узнать об истории одной улицы и её жителей — на авторской экскурсии