13 шедевров Третьяковской галереи

В 1856 году московский предприниматель Павел Третьяков приобрёл две картины: «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно они положили начало коллекции музея.
СодержаниеКартины в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулкеАндрей Рублёв, «Троица» (1422-1427)Александр Иванов, «Явление Христа народу» (1837-1857)Павел Федотов, «Завтрак аристократа» (1849-1850)Алексей Саврасов, «Грачи прилетели» (1871)Василий Верещагин, «Апофеоз войны» (1871)Иван Крамской, «Неизвестная» (1883)Василий Суриков, «Боярыня Морозова» (1884-1887)Валентин Серов, «Девочка с персиками» (1887)Виктор Васнецов, «Богатыри» (1881-1898)Михаил Врубель, «Пан» (1899)Картины в Новой Третьяковке на Крымском ВалуНиколай Пиросманашвили, «Рыбак среди скал» (1906)Марк Шагал, «Над городом» (1914-1918)Казимир Малевич, «На сенокосе» (1928-1929)Заключение

Сегодняшняя экспозиция Государственной Третьяковской галереи — более 180 000 образцов отечественного искусства, созданных на протяжении девяти столетий. Рассказываем о 13 шедеврах одного из самых популярных музеев нашей страны — от древнерусской живописи до авангарда.

Павел Михайлович Третьяков: фотография, 1892 год, и портрет кисти Ивана Крамского, 1876 год

Картины в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке

В 1985-м музей обзавёлся двумя площадками для постоянной экспозиции: в залах Лаврушинского переулка представлена коллекция искусства с древнейших времен и до 1910-х, а на Крымском Валу — ХХ век.

Андрей Рублёв, «Троица» (1422-1427)

Зал № 60

На одной из самых известных русских икон изображены три ангела-вестника, сидящие за столом. На нём — чаша с головой тельца. На заднем плане — палаты Авраама, Мамврийский дуб и гора. Ангелы написаны так, что линии их фигур образуют круг — символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

На протяжении столетий это творение Рублёва украшало иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и только в 1929-м поступило в собрание Третьяковской галереи.

Икона Рублёва была уникальна для своего времени. Произведение считалось символом гармонии и мира. Именно этого так не хватало людям в неспокойном XV веке, когда на территории Московского княжества шла междоусобная война. Особое умиротворение ощущается и в самом зале древнерусской живописи — тихом и располагающем к самосозерцанию.

«Троица», 1422-1427 года • Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, в котором изначально была икона

Александр Иванов, «Явление Христа народу» (1837-1857)

Зал № 10

Монументальная картина Иванова — самое большое полотно в залах Третьяковки (его размер — 750 на 540 сантиметров). Она создавалась на протяжении 20 лет в Италии, где художник жил и работал.

Иоанн Креститель, проводящий обряд крещения иудеев в водах Иордана, указывает людям на приближающегося Христа. Рядом с Крестителем — апостолы: Иоанн Богослов, Пётр, Андрей и Нафанаил. Странник с посохом — автопортрет художника, а брюнет в хламиде кирпичного цвета в правой части полотна, по мнению некоторых искусствоведов, писался с Гоголя.

Работая над этим шедевром, Иванов сделал более 600 эскизов, некоторые из которых можно найти в том же зале. В собрание Третьяковки «Явление Христа народу» попало лишь в 1925-м. В Санкт-Петербурге картина выставлялась в Академии художеств, а потом переехала в здание Румянцевского музея в Москве.

Александр Иванов, картина «Явление Христа народу» и эскизы к ней

Павел Федотов, «Завтрак аристократа» (1849-1850)

Зал № 15

Легенда гласит, что Федотов создал это произведение живописи, прочитав юмористический рассказ о бытовых проблемах обедневшего аристократа.

Герой полотна — молодой человек, возможно, и знатного происхождения, вот только его материальное положение оставляет желать лучшего. И хотя у него есть домашний халат, сшитый «по моде», элегантная мебель и белый пудель — одна из самых востребованных пород середины ХIX века, скудный завтрак этого любителя пофрантить состоит из куска хлеба, а не устриц, о которых он так мечтает (на стуле лежит газета с рекламой деликатесных моллюсков).

Творческая судьба художника оказалась и короткой, и трагичной: в начале 1852-го у него диагностировали душевное расстройство, и в ноябре того же года 37-летний Федотов скончался в палате психиатрической больницы Санкт-Петербурга.

Павел Федотов: «Завтрак аристократа», 1849-1850 год, автопортрет, 1848 год

Алексей Саврасов, «Грачи прилетели» (1871)

Зал № 18

Этот сельский пейзаж — самая известная работа художника-передвижника и, наверное, самая весенняя картина в собрании Третьяковки.

Мартовская слякоть, берёзки с изогнутыми стволами и грачиными гнёздами на макушках: суетливые птицы готовятся стать родителями, а на заднем плане — деревянные домики и возвышающаяся над ними церковь с колокольней.

Хотя настроение пейзажа вполне радостное, незадолго до её создания Саврасов пережил трагедию: в феврале 1871 года у живописца умерла новорождённая дочь.

Алексей Саврасов, «Грачи прилетели», 1871 год • Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова. Художник Иосиф Петрович Волков, 1884 год. Государственная Третьяковская галерея

Василий Верещагин, «Апофеоз войны» (1871)

Зал № 27

Одно из самых мрачных произведений в коллекции музея, созданное Верещагиным в Мюнхене. Гора человеческих черепов посреди выжженной степи. Над ней вьётся стая ворон, на заднем плане — руины древнего восточного города.

Существуют две версии появления «Апофеоза войны». По одной из них, живописцу рассказали, что солдаты завоевателя Тамерлана оставляли после себя пирамиды из голов противников. По другой, Верещагин услышал историю о том, как Валихан-тюре — эмир Кашгара — в 1857 году обезглавил исследователя Центральной Азии из Баварии Адольфа Шлагинтвейта. Работа входит в «Туркестанскую серию» художника.

Иван Крамской, «Неизвестная» (1883)

Зал № 20

Молодая женщина в бархатном пальто, отделанном мехом, сидит в открытом экипаже на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. На голове незнакомки — элегантная шляпка под названием «Франциск», а в глазах — как высокомерие, так и грусть.

Кого именно изобразил Крамской на своей знаменитой картине и сколько ей лет, остаётся загадкой. По одной из версий — это «сотрудница» борделя, разъезжающая по Невскому проспекту в поисках мужчин, одиноких и состоятельных. По другой — это бывшая крестьянка Курской губернии Матрёна Бестужева, ставшая женой дворянина. Наконец, некоторые искусствоведы считают, что «Неизвестная» — портрет княжны Долгоруковой, второй супруги Александра II.

Василий Суриков, «Боярыня Морозова» (1884-1887)

Зал № 28

Историческое полотно, посвящённое известной деятельнице русского старообрядчества Феодосии Морозовой, было впервые представлено на выставке передвижников 1887 года. Его сразу же купила Третьяковская галерея.

На картине — снежный ноябрьский день 1671-го. Морозову, облачённую во всё чёрное и закованную в кандалы, привезли в Чудов монастырь на допрос. Перед иконой Богородицы боярыня подняла руку — толпа видит её двуперстно сложенные пальцы.

Прототипом Морозовой считается тётя художника — Авдотья Васильевна Торгошина, а по другой версии — старообрядка, которую Суриков увидел возле Рогожского кладбища в Москве. Картина, как и «Явление Христа народу», считается одной из самых крупных в истории российской живописи.

Василий Суриков, «Боярыня Морозова» и эскизы к ней

Валентин Серов, «Девочка с персиками» (1887)

Зал № 41

Невероятно, но факт: одно из самых известных своих произведений Серов создал в самом начале творческого пути, когда художнику исполнилось всего 22 года. Погожий осенний день, зал в доме известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, в центре которого за столом сидит девочка в розовой блузе — 11-летняя Вера, дочь хозяина. Перед ней — персики, уже пожелтевшие кленовые листья, десертный нож.

Полотно, ставшее экспонатом галереи в 1929-м, на конкурсе Московского общества любителей художеств принесло его создателю первую премию. Кстати, «Девочка с персиками» — не единственный портрет Веры Мамонтовой кисти Серова. В 1896 году она стала героиней ещё одной его картины — «Девушка с кленовой веткой».

Увековеченная кистью художника, сама Вера Мамонтова, к сожалению, прожила короткую жизнь. В 1903-м она вышла замуж за уездного предводителя дворянства Александра Самарина и родила от него троих детей. В декабре 1907 года «девочки с персиками» не стало: 32-летняя женщина умерла от пневмонии.

Валентин Серов: «Девочка с персиками», 1887 год, автопортрет, 1880 год • Вера Мамонтова на балконе мастерской, 1885-1889 года. Фото: фотоархив музея-заповедника «Абрамцево»

Виктор Васнецов, «Богатыри» (1881-1898)

Зал № 26

Над «Богатырями» один из самых ярких мастеров фольклорной живописи работал в общей сложности 17 лет. Герои русских былин вышли в чисто поле. На белом коне — Добрыня Никитич с мечом-кладенцом. На вороном коне — смотрящий вдаль Илья Муромец. На гнедом коне — Алёша Попович, лук и стрела — наготове.

Одним из прототипов Ильи Муромца мог стать Иван Петров — крестьянин Владимирской губернии: в собрании галереи даже есть его портрет, созданный Васнецовым в 1883-м. Существует предположение, что Добрыня Никитич — это автопортрет художника. Ну а на создание образа Алёши Поповича живописца мог вдохновить Андрей Мамонтов — старший брат «девочки с персиками» (увы, молодой человек умер в 1891-м в 22-летнем возрасте, так и не увидев «Богатырей»).

Михаил Врубель, «Пан» (1899)

Зал № 32

У древних греков Пан — бог дикой природы и плодородия, покровитель пастухов и скотоводов, а также компаньон нимф. Гомер посвятил ему гимн: когда он появился на свет, мать новорождённого пришла в ужас от его внешности. Рога, борода, козлиные ножки, хвост — страшное зрелище. Зато отец Пана, предприимчивый Гермес, не растерялся: он отнёс сына на Олимп. Увидев ребёнка, боги начали смеяться.

При взгляде на персонаж картины Врубеля не становится весело: лысоватый старичок — хоть и в хорошей физической форме — с длинной седой бородой и удивительно грустными глазами. На заднем плане — не солнечный средиземноморский пейзаж, а ночь на Среднерусской возвышенности — с берёзками, речкой и тёмной полосой леса на горизонте.

Художник создал «Пана» под Брянском — в имении княгини Марии Тенишевой, собирательницы живописи и основательницы Музея русской старины в Смоленске. Также известно, что главным источником вдохновения для Врубеля стал рассказ Анатоля Франса «Святой сатир».

М. Врубель, «Пан», 1899 год • Имение княгини Марии Тенишевой

Картины в Новой Третьяковке на Крымском Валу

Здесь — в модернистском здании на набережной Москвы-реки — представлена наиболее полная коллекция отечественного искусства XX века в стране. Она постоянно пополняется новыми экспонатами, которые музей приобретает или получает в дар.

Николай Пиросманашвили, «Рыбак среди скал» (1906)

Зал № 3

Описание сюжета картины не требует особого труда: однажды рыбак пришёл к горному ручью и поймал немаленького сома. Мужчина доволен уловом: теперь он может продать рыбу на рынке или же, как вариант, накормить семью вкусной ухой.

Грузинский художник Николай Пиросманашвили (известный также как Нико Пиросмани) — один из крупнейших мастеров примитивизма. Этот экспонат Третьяковки был создан на чёрной клеёнке, а палитра художника состояла всего из трёх цветов — белого, жёлтого и синего.

Кстати, в одном из залов Национальной галереи Грузии в Тбилиси висит другое полотно с рыбаком — в красной рубашке. Несмотря на то что к концу жизни к Пиросманашвили пришло признание, он умер в нищете — в апреле 1918-го в 55-летнем возрасте.

Николай Пиросманашвили: «Рыбак среди скал», 1906 год, «Рыбак в красной рубахе», 1908 год

Существует легенда, что однажды художник влюбился во французскую актрису Маргариту де Севр, приехавшую в Тифлис с театром миниатюр. Женщина отвергла его чувства, и тогда Пиросмани, продав несколько картин, купил ей «целое море цветов». Так что знаменитая песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского — о неразделённых чувствах мастера наивного искусства.

Маргарита де Севр • Николай Пиросманашвили

Марк Шагал, «Над городом» (1914-1918)

Зал № 9

Окрылённые любовью Марк и Белла — художник изобразил на картине себя с супругой — парят над родным Витебском. На Шагале — рубашка цвета надежды, а на его жене — блуза цвета мечты. Под ними — домики с разноцветными крышами, весенняя листва на деревьях, серые заборы. В одном из двориков пасётся коза — зелёная! Это животное можно обнаружить на многих шедеврах Шагала. По мнению некоторых арт-критиков, для художника коза могла быть символом райской утопии.

Если посмотреть на нижний правый угол полотна, то можно обнаружить «сюрприз» — фигурку мужичка, справляющего нужду. Такое вот у Шагала было чувство юмора.

Марк Шагал: «Над городом», 1914-1918 года • Фрагмент картины с зелёной козой и человеком со спущенными штанами • «Свадьба», 1944 год (коза выглядывает из-за молодоженов) • «Обрученные и Эйфелева башня», 1913 год (коза — в облаках)

Казимир Малевич, «На сенокосе» (1928-1929)

Зал № 13

В конце 1920-х автор «Чёрного квадрата» создал произведение «по мотивам» своей более ранней работы — картины 1912 года «Косарь».

Оба произведения — супрематические портреты крестьянина в подпоясанной рубахе и с косой. Вот только цветовое решение полностью изменилось. Если в начале 1910-х главный герой был изображён в монохромных тонах на ярко-оранжевом фоне, то после 1917 года селянин, облачённый в красную рубаху, заготавливает сено из сочной зелёной травы под голубым небом, а на заднем плане золотится ржаное поле.

Казимир Малевич: «Косарь», 1912 год, «На сенокосе», 1928-1929 год

Заключение

На беглое знакомство с коллекцией в Лаврушинском переулке потребуется часа три-четыре — не меньше. Потом, увидев самые известные картины Третьяковской галереи, при желании можно сразу же отправиться на Крымский Вал, чтобы прикоснуться к творчеству мастеров ХХ столетия. Хотя на самом деле экспонаты Новой Третьяковки вполне заслуживают отдельного дня для визита.

Автор: Максим Тувим

Ещё на тему путешествий

Где смотреть стрит-арт в России Арка Покраса Лампаса в Екатеринбурге, «Дом-обманка» в Балашихе и другое уличное искусство