Павелецкий вокзал в Москве

17 июля 2024, обновлено 5 авг 2024
Один из девяти столичных вокзалов существует на карте города более 100 лет. Это уникальный пример, когда в старинное здание вдохнули новую жизнь без существенных потерь для архитектурного наследия, а ещё — современная станция, через которую проходят десятки поездов пригородного и дальнего следования. Вот что ещё нужно знать про Павелецкий вокзал.
СодержаниеИсторияАрхитектураПлощадь Павелецкого вокзалаКак добраться до Павелецкого вокзалаОсновные направления следованияЭлектричкиПоездаЗаключение

История

Во второй половине XIX века между центральными и некоторыми отдалёнными регионами страны уже ходили пассажирские поезда. Так, транспортная доступность Черноземья, Поволжья и Урала обеспечивалась железной дорогой от Рязани до Уральска, соединявшей более десяти губерний. Также она служила важнейшим каналом для поставки хлеба, что сделало её владельцев одними из богатейших жителей Российской империи.

1909-1917 годы. В то время вокзал именовали Саратовским • 1933-1938 годы • 1986 год. Работы по реконструкции • Фото: Shutterstock

Востребованность железной дороги на протяжении нескольких десятилетий привела к тому, что потребовался новый участок до Москвы. В начале XX века рельсы протянули от населённого пункта Павелец в Рязанской области. Отсюда и название столичного вокзала.

Новую платформу решили разместить на юго-востоке города. Запуск движения поездов состоялся в январе 1900 года, а открытие станции — спустя несколько месяцев, так как строительство не удалось завершить в срок. По этой же причине первые составы прибывали на другой вокзал — Курский. Павелецкий же открыл двери для посетителей в октябре 1900-го. При этом изначально его именовали Саратовским, так как Саратов — центральная станция железной дороги. Это название со временем вышло из обихода, уступив место текущему.

Ещё по теме
Павелецкий вокзал в наши дни • Фото: Shutterstock

В свою очередь, железная дорога получила своё современное название — Приволжская — в середине XX века. Сейчас она проходит через Саратов, Волгоград, Астрахань, Ростовскую и Самарскую области, а также Казахстан. Как и прежде, помимо пассажирских перевозок, магистраль обеспечивает транспортировку зерна в разные регионы страны и в ближнее зарубежье. А ещё используется для перевозки удобрений и полезных ископаемых.

Архитектура

Автором проекта Павелецкого вокзала выступил петербургский архитектор А. Ф. Красовский. К его основным работам в столице Российской империи можно отнести здание Высших женских (Бестужевских) курсов и одну из последних в дореволюционной истории страны реконструкций Зимнего дворца. Также по его чертежам был построен особняк статского советника П. П. фон Дервиза — учредителя железной дороги, благодаря которой и появился Павелецкий вокзал.

Красовский спроектировал здание в эклектичном стиле, украсив его фасады декоративным кирпичом и камнем. С двух сторон от центральной части расположил боковые корпуса с мансардами, нижние этажи отвёл под залы ожидания, разместив между ними кассы, а верхние — под служебные помещения для станционных сотрудников и начальника Павелецкого вокзала. Помимо этого, с первых дней своего существования здание было оснащено комнатами для высокопоставленных гостей и оборудовано телеграфом.

Архитектура Павелецкого вокзала • Внутренняя отделка • Фото: Shutterstock

Внутренняя отделка и планировка серьёзно изменились во время масштабной реконструкции 1980-х. Тогда же в здание встроили вестибюль станции метро «Павелецкая», а общую площадь вокзала увеличили в шесть раз. Несмотря на это, внешний вид здания остался таким, каким его задумывал Красовский.

Сегодня вокзал представляет собой современное пространство с удобной навигацией, комнатами отдыха, коворкингом и автоматизированными камерами хранения на цокольном этаже.

Площадь Павелецкого вокзала

Долгое время она, как и вокзал, именовалась Саратовской, а затем Ленинской, так как через неё проходила траурная процессия с гробом главного идеолога русской революции. Нынешнее название площадь получила лишь в конце XX века.

Во время масштабной реконструкции 1980-х территорию вокруг вокзала обнесли забором и забыли о ней на многие годы. Постепенно она превратилась в стихийную парковку.

1985 год. Масштабная реконструкция • Привокзальная площадь • Фото: Shutterstock

В нулевых появился проект строительства подземного торгового центра рядом с вокзалом, но его удалось реализовать лишь спустя два десятилетия. Всё это время в начале 2000-х котлован заполнялся дождевой водой и в итоге превратился в искусственный водоём.

Сегодня преобразившаяся площадь стала одной из популярных зон отдыха среди москвичей и гостей столицы. Теперь это ландшафтный парк, где можно полюбоваться фонтаном, поваляться на удобном лежаке, покататься на качелях в виде колец или прогуляться среди цветочных клумб, лиственных и хвойных деревьев. В зимнее время парк превращается в каток. А под землёй разместился тот самый торговый центр.

Ландшафтный парк • Бизнес-центр «Павелецкая плаза» • Фото: Shutterstock

Как добраться до Павелецкого вокзала

Павелецкий вокзал находится в центре Москвы, поэтому добраться до него не составит труда. Можно воспользоваться общественным транспортом или личным автомобилем. Расскажем подробнее о каждом из вариантов.

Общественный транспорт. Удобнее всего дойти пешком или доехать на наземном транспорте до ближайшей к вам станции метро, перейти на Замоскворецкую или Кольцевую линии, проехать несколько остановок, ориентируясь по карте городской подземки, а затем сойти на станции метро «Павелецкая». Выход из вестибюля расположен в здании одноимённого вокзала.

Личный автомобиль. Передвигаясь по Москве на машине, стоит ориентироваться на данные навигатора, заранее установив в нём точный адрес конечного пункта: Павелецкая площадь, 1. С юго-западной стороны здания вокзала расположена парковка, заезжать на которую удобнее всего с Дубининской улицы.

Основные направления следования

Ежедневно с Павелецкого вокзала отправляются поезда пригородного и дальнего следования. Вот основная информация, которую нужно знать о них пассажирам.

Электрички

Схема движения электричек Павелецкого направления включает несколько десятков станций, где начальная — одноимённый вокзал, а конечная — село Узуново в Подмосковье. Среди наиболее крупных остановок, которые делают электрички: Бирюлёво, Видное (платформа Расторгуево), Домодедово (сюда с Павелецкого вокзала также ходят аэроэкспрессы), Ступино, Кашира. Более подробно с маршрутом можно ознакомиться на официальном сайте «Московского транспорта» или РЖД.

Пригородные поезда на платформе Павелецкого вокзала • Аэроэкспресс • Фото: Shutterstock

Поезда

С Павелецкого вокзала можно доехать до ряда южных городов (Анапа, Новороссийск, Адлер), Крыма (Симферополь, Феодосия, Севастополь), Черноземья (Воронеж, Белгород), Поволжья (Саратов, Пенза) и Кавказа (Владикавказ, Махачкала, Дербент, Нальчик).

Заключение

Исторические вокзалы Москвы, к которым относится и Павелецкий, — это не просто места, откуда можно добраться из пункта А в пункт Б. Это великолепные памятники архитектуры, которые стоят подробного изучения. Делать это всегда интереснее в компании любознательного единомышленника, например местного гида.

Автор: Инна Метелькова

Ещё на тему путешествий

Музей Мирового океана и его уникальные экспонатыМузей Мирового океана и его уникальные экспонаты Корабль космической связи и плавучий маяк — что смотреть в калининградском музее

Еще экскурсии по теме