Мраморный дворец

5 апр 2024, обновлено 8 апр 2024
В самом сердце Санкт-Петербурга есть место, неизвестное многим жителям города, но достойное внимания каждого. Мраморный дворец — это шикарные парадные залы для приёма гостей, комнаты с исторической обстановкой, где творил самый творческий представитель династии Романовых, и выставочные пространства с произведениями именитых мастеров.
СодержаниеИсторияАрхитектураЗалы и интерьерыВыставкиЛегенды и интересные фактыГде расположен и как добратьсяРежим работы, цены на билеты и правила посещенияЗаключение

История

Мраморный дворец был построен по приказу императрицы Екатерины II как подарок для одного из её фаворитов — Г. Г. Орлова. Подарив князю дворец, она хотела отблагодарить его за верность и непосредственное участие в перевороте, который позволил ей занять престол.

Мраморный дворец
1860 год. Литография Мраморного дворца по акварели И. И. Шарлеманя

Разработку проекта императрица поручила придворному архитектору, итальянцу А. Ринальди, который успешно создал роскошный трёхэтажный дворец. Работы начались в 1768 году и завершились лишь в 1785-м. Граф Орлов, ушедший из жизни за два года до финала стройки, не успел оценить масштаб екатерининского подарка.

В следующие десять лет новое здание пустовало, пока в 1796 году императрица не преподнесла дворец на свадьбу своему внуку, князю Константину Павловичу. До революции в Мраморном дворце жили члены императорской семьи, но с установлением новой власти здание перешло в пользование государства.

1890-1903 годы. Кабинет • 1890-1903 годы. Библиотека • 1890-1903 годы. Приёмная

Сначала в роскошные интерьеры заехало министерство труда, затем отделение Академии наук, специализирующееся на археологии, а в 1936 году здесь открылся ленинградский филиал Музея В. И. Ленина. В 1991-м Мраморный дворец был передан Русскому музею и сегодня остаётся одним из главных выставочных пространств Санкт-Петербурга.

Архитектура

Мраморный дворец задумывался как органичное продолжение Дворцовой набережной, составляющее единый ансамбль вместе с Зимним дворцом — главной императорской резиденцией Санкт-Петербурга. Однако в отделке фасадов здесь использовался натуральный камень (преимущественно мрамор), что большая редкость для российской архитектуры. Эта особенность подарила зданию необычное название.

Фото: Shutterstock

Фасады Мраморного дворца сохранились практически в таком же виде, как их задумывал архитектор А. Ринальди. Первый этаж минималистичен, декор практически отсутствует. Из общего объёма здания он выделяется благодаря отделке гранитом тёмно-красного цвета. Второй и третий этажи выглядят более парадно: на главном восточном фасаде красуются коринфские колонны и пилястры из розового мрамора, пространство под окнами третьего этажа украшено беломраморными гирляндами, вокруг окон предусмотрены объёмные детали — наличники из серого камня. По всему периметру карнизы продолжены аттиками, которые увенчаны доломитовыми вазами.

Дворец выполнен в форме буквы «П» — это стандартное решение для зданий в стиле классицизм, поддерживающее симметрию и дающее возможность обустройства внутреннего двора. Со стороны главного фасада симметрия подчёркивается выраженной средней линией, на которой находится парадный вход, большое арочное окно с выходом на балкон, а также башенка с часами — самая высокая точка здания.

Мраморный дворец
Вид на дворец. Фото: Shutterstock

Залы и интерьеры

Уникальным пространством Мраморного дворца считается зона при входе в здание, где располагается главная лестница — здесь сохранился интерьер конца XVIII века. Внутри присутствуют те же декоративные элементы, что и снаружи — колонны и пилястры, — но теперь они выполнены из разных видов серого мрамора. Картину дополняют белокаменные элементы: капители, а также четыре статуи работы скульптора Ф. И. Шубина, изображающие времена суток в женском обличье. Лёгкость помещению добавляет потолок, выполненный в бело-золотых тонах и украшенный небольшим количеством лепнины.

Поднимаясь по мраморной лестнице, обратите внимание на другие аллегорические скульптуры и потолок лестничной площадки третьего этажа — он украшен плафоном с древнегреческим сюжетом, известным как «Суд Париса».

Парадная лестница. Фото: блог 4traveler

Главный зал дворца — Мраморный, поражает буйством оттенков камня, использованного в облицовке комнаты. Всё это дополнено золотыми украшениями на стенах и потолке, старинным паркетом с растительным орнаментом. Над многочисленными барельефами, расположенными по периметру, трудились лучшие мастера XVIII столетия, а плафон с изображением бракосочетания Амура и Психеи выполнил итальянец С. Торелли. Завершают интерьер два камина с огромными зеркалами в роскошных золочёных рамах, а также массивные, низко висящие люстры.

Сегодня в зале два яруса, но так было не всегда: пространство сделали двусветным при реконструкции в XIX веке. При реставрации Мраморного дворца в 2000-х в зале было решено сохранить историческую обстановку именно того периода. В том же стиле оформлен и Белый зал, открытый после реставрации в 2002 году.

Мраморный и Белый залы. Фото: блог «Путешествия по выходным»

По сравнению с Мраморным залом Белый выглядит достаточно сдержанно. Самый яркий элемент — наборный паркет в оттенках коричневого цвета. Остальная отделка, включая обильную лепнину в верхней части помещения, — белая. На тонких колоннах, расположенных между арками окон и дверей, установлены фигуры витязей, а над ними в круглых нишах — двуглавые орлы. Самая ценная деталь интерьера — оригинальный камин XVIII века. Стиль отделки напоминает скорее неоготику, чем классику.

Из Мраморного зала через небольшую галерею посетитель попадает в небольшой, но очень светлый зимний сад. Назначение этого помещения сохранено — здесь по-прежнему выращивают цветы.

Выставки

Другие залы Мраморного дворца заняты экспозициями Русского музея, большинство из которых временные. Рассказываем о тех выставках, которые здесь можно застать всегда:

Коллекция братьев Ржевских. Произведения разных видов искусства XIX и XX веков, переданные музею в 1998 году двумя коллекционерами из Санкт-Петербурга. Среди них работы И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, К. С. Петрова-Водкина.

Коллекция братьев Ржевских. Фото: блог Hellen Geographic

Мировое искусство XX века. Уникальная коллекция произведений послевоенного времени, подаренная немецкими ценителями живописи Петером и Ирене Людвиг. Уникальная возможность познакомиться с творчеством таких мэтров, как Энди Уорхол и Пабло Пикассо.

Константин Романов — поэт Серебряного века. Интерьеры нескольких помещений Мраморного дворца сохранились в том виде, в котором их застал один из хозяев — представитель династии Романовых, известный своими литературными экспериментами и публиковавшийся под псевдонимом «К. Р.». Именно его незаурядной личности посвящена постоянная экспозиция музея, которую можно увидеть только по предварительной записи.

Выставка «Мировое искусство XX века» • Библиотека Константина Романова • Фото: блог «Путешествия по выходным», блог 4traveler

Легенды и интересные факты

Считается, что проект Мраморного дворца выполнялся по эскизам самой императрицы. Благодаря тому что архитектор высоко оценил идею Екатерины II, строительство удалось начать в короткие сроки.

Все члены императорской фамилии, владевшие дворцом, носили имя Константин: внук Екатерины II — Константин Павлович, сын Николая I — Константин Николаевич, а также внук Николая I — Константин Константинович.

Мраморный дворец
Фото: Shutterstock

На парадной лестнице находится единственный сохранившийся портрет архитектора А. Ринальди, благодаря которому мы знаем, как он выглядел. Образ мастера был увековечен по приказу Г. Г. Орлова.

Граф Орлов в ответ на подаренный дворец преподнёс императрице бриллиант, почти окупивший её финансовые вложения. Теперь камень размером с грецкий орех хранится в Алмазном фонде России.

Где расположен и как добраться

Мраморный дворец находится на берегу Невы неподалёку от Зимнего дворца. Точный адрес: Миллионная улица, дом 5/1.

Станции метро «Невский проспект» и «Адмиралтейская». Фото: A. Savin, FAL, Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0

Добраться до дворца можно одним из следующих способов:

  • На метро. Ближайшие станции — «Невский проспект» (17 минут пешком через набережную канала Грибоедова и Аптекарский переулок) и «Адмиралтейская» (20 минут пешком через Дворцовую площадь и Миллионную улицу).
  • На автобусах № 46 (Вазаский переулок — метро «Ладожская») и № 76 (Московский вокзал — Комендантский проспект) до остановки «Суворовская площадь». Затем 4 минуты пешком по Миллионной улице.

Удобный вариант — совместить посещение Мраморного дворца с прогулкой по достопримечательностям центра Санкт-Петербурга. Она может быть самостоятельной или в компании опытного гида, пешей, на автомобиле или туристическом автобусе.

Режим работы, цены на билеты и правила посещения

Посетить Мраморный дворец можно в понедельник, среду, пятницу, субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00, а в четверг с 13:00 до 21:00. По вторникам музей не работает.

Мраморный дворец
Фото: Shutterstock

Билеты предполагают самостоятельное знакомство со всей постоянной экспозицией Мраморного дворца. Для льготных категорий граждан и детей до 14 лет вход бесплатный, для студентов и участников программы «Единая карта петербуржца» цена на билеты снижена. В первую среду месяца пенсионеры могут посетить экспозицию бесплатно при предъявлении удостоверения.

Правила посещения в «Русском музее» стандартные: нельзя делать фото со вспышкой и на профессиональную технику, проносить с собой воду, прикасаться к экспонатам. Нарушителей порядка могут удалить из здания музея и даже привлечь к административной ответственности.

Заключение

Дворцов в Санкт-Петербурге много, но Мраморный — особенная резиденция с необычным бэкграундом. Здесь понравится и знатокам истории, и ценителям искусства, и людям, изучающим архитектуру. Исследование Мраморного дворца — отличная идея, если вы уже успели посетить все основные достопримечательности Питера, и хорошая точка для начала исследования города. Найти подходящую экскурсию для яркого знакомства с этим местом помогут местные гиды.

Автор: Мария Фёдорова

Ещё на тему путешествий

Театральная площадь в МосквеТеатральная площадь в Москве Как заболоченная местность стала центральной площадью столицы