Чем интересен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге
Уникальные интерьеры XVIII века и шедевры мирового искусства/https://cdn.tripster.ru/photos/7b98f401-ffaf-40e9-bb10-1ee43582481c.jpg)
История
Мраморный дворец был построен по приказу императрицы Екатерины II Великой как подарок для одного из её фаворитов — Г. Г. Орлова. Подарив князю дворец, она хотела отблагодарить его за верность и непосредственное участие в перевороте, который позволил ей занять престол.
/https://cdn.tripster.ru/photos/96967e75-42c7-48c1-904d-b6664471d2f4.jpg)
Императрица поручила разработку проекта Мраморного дворца архитектору Антонио Ринальди, который успешно создал роскошный трёхэтажный дворец. Работы начались в 1768 году и завершились лишь в 1785‑м. Граф Орлов, ушедший из жизни за два года до окончания строительства, не успел оценить масштаб екатерининского подарка.
В следующие десять лет новое здание пустовало, пока в 1796 году не нашло нового владельца: императрица преподнесла дворец на свадьбу своему внуку, князю Константину Павловичу. До революции в Мраморном дворце жили члены императорской семьи, но с установлением новой власти здание перешло в пользование государства.
/https://cdn.tripster.ru/photos/ed907e15-b9a5-4564-9330-ab70acc873e0.png)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ace76b7f-9795-4813-8b38-64d8c031a87d.png)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e60968db-bffd-4fbc-aba4-0e161f9390c9.png)
Сначала в роскошные интерьеры заехало министерство труда, затем отделение Академии наук, специализирующееся на археологии, а в 1936 году здесь разместили ленинградский филиал Музея В. И. Ленина. В 1991‑м Мраморный дворец был передан Русскому музею и сегодня остаётся одним из главных выставочных пространств Санкт‑Петербурга.
в приложении
Архитектура
Мраморный дворец задумывался как органичное продолжение Дворцовой набережной, составляющее единый ансамбль вместе с Зимним дворцом — главной императорской резиденцией Санкт‑Петербурга. Однако в отделке фасадов здесь использовался натуральный камень (преимущественно мрамор), что большая редкость для российской архитектуры. Эта особенность подарила зданию необычное название.
/https://cdn.tripster.ru/photos/90e27492-d449-48f5-a21e-29eeaee169ed.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/d0a64e3b-523c-4384-a806-47138719bb48.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/af7d927b-14cb-45e5-998a-f87314f22bff.jpg)
Фасады Мраморного дворца сохранились практически в таком же виде, как их задумывал архитектор А. Ринальди. Первый этаж минималистичен, декор практически отсутствует. Из общего объёма здания он выделяется благодаря отделке гранитом тёмно‑красного цвета. Второй и третий этажи выглядят более парадно: на главном восточном фасаде красуются коринфские колонны и пилястры из розового мрамора, пространство под окнами третьего этажа украшено беломраморными гирляндами, вокруг окон предусмотрены объёмные детали — наличники из серого камня. По всему периметру карнизы продолжены аттиками, которые увенчаны доломитовыми вазами.
Дворец выполнен в форме буквы «П» — это стандартное решение для зданий в стиле классицизм, поддерживающее симметрию и дающее возможность обустройства внутреннего двора. Со стороны главного фасада симметрия подчёркивается выраженной средней линией, на которой находится парадный вход, большое арочное окно с выходом на балкон, а также башенка с часами — самая высокая точка здания.
/https://cdn.tripster.ru/photos/53c0025c-2cc2-4e49-9c88-b2e26bf4a7bb.jpg)
Залы и интерьеры
Уникальным пространством Мраморного дворца считается зона при входе в здание, где располагается главная лестница — здесь сохранился интерьер конца XVIII века. Внутри присутствуют те же декоративные элементы, что и снаружи — колонны и пилястры, — но теперь они выполнены из разных видов серого мрамора. Картину дополняют белокаменные элементы: капители, а также четыре статуи работы скульптора Ф. И. Шубина, изображающие времена суток в женском обличье. Лёгкость помещению добавляет потолок, выполненный в бело‑золотых тонах и украшенный небольшим количеством лепнины.
Поднимаясь по мраморной лестнице, обратите внимание на другие аллегорические скульптуры и потолок лестничной площадки третьего этажа — он украшен плафоном с древнегреческим сюжетом, известным как «Суд Париса».
/https://cdn.tripster.ru/photos/c5abe750-a73a-486e-a942-6dc256dbdbcd.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/5c8e32e4-c297-4400-b45e-40f43d7c34a5.jpg)
Главный зал дворца — Мраморный, поражает буйством оттенков камня, использованного в облицовке комнаты. Всё это дополнено золотыми украшениями на стенах и потолке, старинным паркетом с растительным орнаментом. Над многочисленными барельефами, расположенными по периметру, трудились лучшие мастера XVIII столетия, а плафон с изображением бракосочетания Амура и Психеи выполнил итальянец С. Торелли. Завершают интерьер два камина с огромными зеркалами в роскошных золочёных рамах, а также массивные, низко висящие люстры.
Сегодня в зале два яруса, но так было не всегда: пространство сделали двусветным при реконструкции в XIX веке. При реставрации Мраморного дворца в 2000‑х в зале было решено сохранить обстановку именно того периода. В том же стиле оформлен и Белый зал, открытый после реставрации в 2002 году.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a433aab0-ad72-4542-953b-a50990597076.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c7c88c47-57d8-4e9c-8df5-6e0aa7b94391.jpg)
По сравнению с Мраморным залом Белый выглядит достаточно сдержанно. Самый яркий элемент — наборный паркет в оттенках коричневого цвета. Остальная отделка, включая обильную лепнину в верхней части помещения, — белая. На тонких колоннах, расположенных между арками окон и дверей, установлены фигуры витязей, а над ними в круглых нишах — двуглавые орлы. Самая ценная деталь интерьера — оригинальный камин XVIII века. Стиль отделки напоминает скорее неоготику, чем классику.
Из Мраморного зала через небольшую галерею посетитель попадает в небольшой, но очень светлый зимний сад. Назначение этого помещения сохранено — здесь по‑прежнему выращивают цветы.
Выставки
Другие залы Мраморного дворца в Санкт‑Петербурге заняты экспозициями Русского музея, большинство из которых временные. Рассказываем о тех выставках, которые здесь можно застать всегда:
Коллекция братьев Ржевских. Произведения разных видов искусства XIX и XX веков, переданные музею в 1998 году двумя коллекционерами из Санкт‑Петербурга. Среди них работы И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, К. С. Петрова‑Водкина и других именитых художников.
/https://cdn.tripster.ru/photos/c177041a-b723-4022-87ef-1c1c339949f0.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/f1263456-9224-44aa-8d7e-9b009e11e9df.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/cf6c408c-7c30-4d03-98c7-6732bc2ed494.jpg)
Мировое искусство XX века. Уникальная коллекция картин, скульптур и других произведений послевоенного времени, подаренная петербургскому музею немецкими ценителями живописи Петером и Ирене Людвиг. Уникальная возможность познакомиться с творчеством таких мэтров, как Энди Уорхол и Пабло Пикассо.
Константин Романов — поэт Серебряного века. Интерьеры нескольких помещений Мраморного дворца сохранились в том виде, в котором их застал один из хозяев — представитель династии Романовых, известный своими литературными экспериментами и публиковавшийся под псевдонимом «К. Р.». Именно его незаурядной личности посвящена постоянная экспозиция музея, которую можно увидеть только по предварительной записи.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a068779a-64c0-47a5-8e1f-15791fd1f4d2.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3e0b40fb-d2b2-4e33-ab6a-08efda7d4d3e.jpg)
Легенды и интересные факты
Считается, что проект Мраморного дворца выполнялся по эскизам самой императрицы. Благодаря тому что архитектор высоко оценил идею Екатерины II, строительство удалось начать в короткие сроки.
Все члены императорской фамилии, владевшие дворцом, носили имя Константин: внук Екатерины II — Константин Павлович, сын Николая I — Константин Николаевич, а также внук Николая I — Константин Константинович.
/https://cdn.tripster.ru/photos/401f69dc-b25a-4840-9cb7-901bb69d4c88.jpg)
На парадной лестнице находится единственный сохранившийся портрет архитектора А. Ринальди, благодаря которому мы знаем, как он выглядел. Образ мастера был увековечен по приказу князя Г. Г. Орлова.
Граф Орлов в ответ на подаренный дворец преподнёс императрице бриллиант, почти окупивший её финансовые вложения. Теперь камень размером с грецкий орех хранится в Алмазном фонде.
Где расположен и как добраться
Мраморный дворец находится на берегу Невы неподалёку от Зимнего дворца. Точный адрес: Миллионная улица, дом 5/1.
Добраться до дворца можно одним из следующих способов:
- На метро. Ближайшие станции — «Невский проспект» (17 минут пешком через набережную канала Грибоедова и Аптекарский переулок) и «Адмиралтейская» (20 минут пешком через Дворцовую площадь и Миллионную улицу).
- На автобусах № 46 (Вазаский переулок — метро «Ладожская») и №76 (Московский вокзал — Комендантский проспект) до остановки «Суворовская площадь». Затем 4 минуты пройти пешком по Миллионной улице.
/https://cdn.tripster.ru/photos/faade5de-31b5-42ac-a247-b85a0986b997.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/b9020597-41a4-43f1-b364-b1a9d4a67463.jpg)
Удобный вариант — совместить посещение Мраморного дворца с прогулкой по достопримечательностям центра Санкт‑Петербурга. Она может быть самостоятельной или в компании опытного гида, пешей, на автомобиле или туристическом автобусе. Также можно заглянуть и в другие локации Русского музея, расположенные поблизости: Михайловский дворец и замок, корпус Бенуа, Летний сад.
Режим работы, цены на билеты и правила посещения
Посетить Мраморный дворец и расположенный в нём филиал Русского музея можно в понедельник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00. График работы временных выставок лучше уточнять отдельно на официальном сайте учреждения. По вторникам музей не работает.
Билеты предполагают самостоятельное знакомство со всей постоянной экспозицией Мраморного дворца. Для льготных категорий граждан и детей до 14 лет вход бесплатный, для студентов и участников программы «Единая карта петербуржца» цена на билеты снижена. В первую среду месяца пенсионеры могут посетить экспозицию бесплатно при предъявлении удостоверения.
/https://cdn.tripster.ru/photos/b28b5a18-e63d-4b61-a5d1-eab78617fc3d.jpg)
Правила посещения в Русском музее стандартные: нельзя делать фото со вспышкой и на профессиональную технику, проносить с собой воду, прикасаться к экспонатам. Нарушителей порядка могут удалить из здания музея и даже привлечь к административной ответственности.
Заключение
Дворцов в Санкт‑Петербурге много, но Мраморный — особенная резиденция с необычным бэкграундом. Здесь понравится и знатокам истории, и ценителям искусства, и людям, изучающим архитектуру. Исследование Мраморного дворца — отличная идея, если вы уже успели посетить все основные достопримечательности Питера, и хорошая точка для начала исследования города. Найти подходящую экскурсию для яркого знакомства с этим местом помогут местные гиды.
Ещё на тему путешествий
Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса
Магазин купцов Елисеевых в Петербурге: история первого торгового центра в России Гастроном, театр и ресторан под одной крышей [18+]
Здание с историей: дом Бака в Санкт-Петербурге Знаменитые жильцы, роскошные интерьеры и тайники с «сокровищами»
Три автора, три адреса, три корпуса: дом Бенуа в Санкт-Петербурге Как архитекторы нарушили все правила и создали шедевр/https://cdn.tripster.ru/photos/9252a4b4-7464-4a06-bbbf-00b5664a157d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1bef14e3-dccd-40ff-b272-de80b14c841d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/d75efb90-9fa7-4056-bd6f-0a0c0eeb2326.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/cdcc4536-3e64-4c6f-9e09-d23288b4be66.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e6f2b645-e023-4ff7-a0c3-e25e30f827fb.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0668fea2-d4a3-401e-97f0-9c37dc6bb329.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/3231fc7a-ebcf-4cbf-9206-ad30ceb1b2bd.jpg)