Главная святыня христианского мира: храм Гроба Господня
История и важные факты о месте, связанном со СпасителемИстория появления храма
Первые христиане стали почитать место воскресения Христа ещё до того, как здесь появился храм: верующие приходили сюда молиться.Первая религиозная постройка возникла ближе к середине II века. К этому времени земли завоевала Римская империя, и правитель Публий Элий Адриан приказал воздвигнуть здесь храм в честь покровительницы цезарей Венеры. Император устраивал гонения на христиан, однако историки полагают, что в этом случае он не хотел намеренно осквернять святое место, просто территория находилась в центре города и лучше всего подходила для помпезного собора.
Интерес к святому месту вновь возник в конце III — начале IV века, когда императорский трон занял Константин Великий. Он правил вместе с матерью Еленой, которая была христианкой. По преданию, ей во сне явился Бог, который повелел отправиться в паломническую поездку в Иерусалим, чтобы вернуть величие святым местам, скрытым языческими постройками.
Во время экспедиции провели масштабные раскопки: нашли крест, на котором якобы распяли Иисуса, а также гвозди, вынутые из его тела. Легенда гласит, что паломники обнаружили сразу три креста, и, чтобы понять, какой из них относился к Сыну Божьему, Елена поочерёдно прикладывала найденные святыни к гробу недавно умершего человека. И произошло чудо: он воскрес. Крест в православии получил название Животворящего. Также верующие обнаружили табличку с буквами INRI, что в переводе с латыни означает «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
На месте обнаружения святынь развернулось строительство: храм Венеры снесли и воздвигли каменный парадный проход с тремя воротами, базилику Мартириум, разделённую на пять нефов, а также обустроили пещеру, где был найден Животворящий Крест. Новый храм освятили в IV веке. Однако уже в VII столетии сюда вторглись персы: многие постройки сильно пострадали, а часть святынь разграбили.
Византийская власть над этими территориями установилась вновь только в XI веке, когда Константин Мономах повелел восстановить святыню. Однако её не стали возрождать в изначальном виде, задуманном во времена Елены и Константина. Теперь здесь появился более аскетичный храм. Помпезности добавила перестройка XII века, которую провели захватившие эти земли крестоносцы. Они построили здания в романском стиле и объединили их под одной крышей. Кстати, до этого времени скала Голгофа, где был распят Иисус Христос, оставалась отдельно стоящей достопримечательностью за пределами архитектурного комплекса. Теперь же она стала одним из приделов храма.
Храм Гроба Господня едва не разрушили мощные землетрясения XVI и XX столетий, а также пожар XIX века, однако до нас храм дошёл таким, каким его видели крестоносцы.
Внутреннее и внешнее убранство
Комплекс храма Гроба Господня составляют Кувуклия, Кафоликон и Голгофа. Все святыни возведены в разное время и отличаются по своей архитектуре. Расскажем подробнее о каждой.
Кувуклия
Большой центральный купол, который виден издалека, накрывает собой часовню Гроба Господня. Её называют по‑гречески Кувуклия. Созданная из мрамора жёлтого и розового цветов, она стоит ровно на том месте, где, по преданию, Архангел Гавриил возвестил жёнам‑мироносицам о воскресении Иисуса Христа.
Часовня небольшая: её размеры примерно восемь на шесть метров. Гроб Господень расположен у западной стены в Святой пещере. А напротив можно увидеть обломок камня, которым закрывали вход после погребения Христа. Между двумя частями расположен мраморный портал с выгравированной надписью на греческом языке о том, что не нужно искать живого среди мёртвых, поскольку он уже воскрес.
Нынешняя Кувуклия — третья в истории храма Гроба Господня. Предыдущие были разрушены в результате войны или во время пожара. Часовню спроектировал в начале XIX века греческий архитектор. У неё два овальных окна: оба предназначены для того, чтобы можно было передать Благодатный огонь. Первое используется православными христианами, второе — представителями армянской церкви. В Кувуклии можно увидеть 15 лампад, которые установлены в три ряда, что символизирует количество главных мировых вероисповеданий.
Кафоликон
Расположен правее Кувуклии и увенчан малым куполом. Слово тоже греческое: означает «соборный храм». Кафоликон принадлежит православной патриархии Иерусалима. Среди особенностей — стены, которые не доходят до купола: эти конструкции появились после пожара начала XIX столетия и последовавшей за ним реконструкции.
Важнейшая часть Кафоликона — Пуп Земли. Такое название носит мраморная полусфера, установленная на вазе между двумя важнейшими святынями: Гробом Господним и Голгофой. Достопримечательность в нынешнем виде создана в XIX веке после реконструкции комплекса, однако известна с XI столетия: тогда она была больше похожа на основание колонны.
В религиозном смысле Пуп Земли означает центр мира, через который проходит ось, связывающая всё существующее. У Кафоликона запоминающиеся своды: на них мозаикой изображены Христос, благословляющий верующих, Божья Матерь, а также 12 святителей. Мозаичные иконы можно увидеть также между окнами барабана купола в нишах.
Поскольку храм является важнейшим для патриархата города, там установлены троны для патриарха и митрополита. Ступени, ведущие к иконостасу, пол перед ним и колонны выполнены из розового мрамора. А сверху можно увидеть галерею, украшенную тремя небольшими балконами, откуда во время богослужения дьякон читает молитвы.
Голгофа
Одна из самых известных частей храма Гроба Господня. С греческого слово означает «череп». Гора, где казнили Иисуса Христа, как гласит предание, в древности была усеяна черепами убитых. Холм впервые включили в архитектурный комплекс в начале VII столетия.
Над горой возвели четырёхугольную церковь, которую впоследствии соединили с центральной частью храма двухэтажной капеллой. Молельный зал разделён на две части: православную и католическую. Место, где был установлен крест, на котором распяли Христа, накрыто стеклянными витринами, через них можно увидеть трещину, разделившую скалу в момент окончания земной жизни Сына Божьего. Символична мозаика на стене, которая изображает лежащего на земле Иисуса, ещё прибитого гвоздями к кресту. Рядом с телом скорбят женщины, а на заднем плане сидит стражник с молотком, который и распял Христа.
Если спуститься под православную часть церкви Голгофы, то можно попасть в часовню Главы Адамовой. По одному из преданий, казнь Христа произошла над местом захоронения первого человека на Земле.
Вход в храм Гроба Господня в Иерусалиме расположен с южной стороны. Его обозначают две мощные арки дверей. Однако один из проёмов заложили кирпичом ещё в период нашествия мусульман. Изначально эта часть внешнего облика храма выглядела более запоминающейся: сверху красовалось панно из мрамора, изображавшее вход Иисуса в Иерусалим. Теперь реликвия хранится в городском музее.
Заметно, что у одной из колонн слева от действующего входа есть глубокие повреждения. По легенде, её рассекла молния в XVII столетии. В Великую субботу православные и представители армянской церкви начали спорить о праве первыми провести богослужения. В этот момент колонну поразила молния, и в трещине возникло пламя, что считается первым сошествием на Землю Благодатного огня.
Над заложенной частью входа можно увидеть небольшую и как будто забытую строителями лестницу, которая упирается в карниз. Неизвестно, кто первым её поставил, но случилось это как минимум несколько веков назад. Лестницу теперь называют «Недвижимой». Она символизирует договорённость между всеми шестью конфессиями, управляющими храмом (греко‑православной, католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийской), о том, что любое, даже незначительное изменение облика святыни необходимо принять единогласно.
Главные святыни
Сразу после входа в храм Гроба Господня посетители могут увидеть Камень помазания. Плита длиной около двух метров была местом, куда положили тело Иисуса после снятия с креста.
Если подняться по лестнице, находящейся справа, то можно прийти к вершине Голгофы: именно там был установлен крест, на котором распяли Христа.
Важнейшая святыня — Гроб Господень в пещере, высеченной в скале. Реликвия находится под мраморной плитой, установленной в XVI веке, поскольку паломники изначально пытались взять на память фрагменты святыни и в итоге сильно её повредили.
Схождение Благодатного огня
Чудо происходит ежегодно в канун православной Пасхи. Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию, при этом часовню и его самого тщательно обыскивают израильские полицейские, чтобы исключить возможность пронести любые предметы, которыми можно добыть огонь. Первосвятитель на коленях молится перед Гробом Господним. В какой‑то момент на мраморной плите появляются шарики голубого цвета. Священник зажигает от них свечи и выносит ликующей толпе.
Благодатный огонь обладает особенностью, которую наука до сих пор не объяснила: в первые минуты пламя не обжигает. Верующие даже умываются огнём, который поначалу абсолютно безопасен.
Прямую трансляцию сошествия Благодатного огня ведут многие мировые телеканалы. Частицы пламени развозят по всей планете. В Россию огонь доставляют специальным рейсом вечером Великой субботы.
Часы работы и правила посещения
Вход в святыню бесплатный. С апреля по октябрь попасть внутрь можно с 5:00 до 20:00. В остальные месяцы храм Гроба Господня открыт с 4:30 до 19:00.
Меньше всего посетителей в послеобеденное время. А вот в дни христианских праздников попасть внутрь будет крайне сложно, поскольку сюда приезжают тысячи верующих.
Правила посещения храма Гроба Господня такие же, как и в любом православном соборе: запрещены шорты и мини‑юбки, женщинам необходимо покрыть голову платком.
Как добраться
Храм Гроба Господня находится за стенами Старого города Иерусалима, внутри которого не ходит транспорт. Доехать можно только до ближайшего из входов у Яффских, Дамасских или Новых ворот. Самые удобные остановки трамвая — City Hall или «Дамасские ворота». До этих же станции курсируют городские автобусы различных маршрутов. Далее двигаться лучше по навигатору.
Заключение
Поездка к храму Гроба Господня для многих значит больше, чем просто путешествие. Важнейшая святыня православного мира зачастую не оставляет равнодушными и представителей других религий или атеистов. Здесь в буквальном смысле можно прикоснуться к мировой истории и событиям, описанным в Библии.
Автор: Александр Ефремов