Гостиница «Метрополь»

29 июля 2024
Гостиница «Метрополь»
«Метрополь» — не просто гостиница в центре Москвы, а архитектурный шедевр и место с интересной 100-летней историей. Мозаичное панно Михаила Врубеля на фасаде, самый красивый в городе лифт и номер, в котором Майкл Джексон сочинил свой хит «Stranger in Moscow», — рассказываем, как появилась эта московская достопримечательность.

«Метрополь»: история знаменитого отеля

Всё началось в 1838 году, когда купец первой гильдии Павел Челышев решил построить между Красной площадью и Большим театром гостиницу — с банями и заведением общепита. Автором проекта был архитектор Осип Бове — именно по его чертежам проводилась реконструкция Москвы после пожара 1812 года. Возведение здания растянулось на 12 лет. Одна из причин — сложный рельеф строительного участка: геодезические работы требовали дополнительного финансирования.

1821 год. План Осипа Бове по перепланировке Театральной площади в Москве • 1882-1890 годы. Гостиница купца Челышева

Гостиницу с банями назвали «Метрополь», хотя москвичи предпочитали другое название — «Челыши», по имени владельца. В гостинице были как «укомплектованные номера» (или chambres garnies) с прислугой, так и бюджетные комнаты, которые пользовались особой популярностью у студентов. Одним из постояльцев «Челышей» был и Лев Толстой. Он останавливался здесь в 1857‑м, и именно в номере этой гостиницы был написан первый вариант рассказа «Люцерн». В разные годы в «Челышах» снимали комнаты художник Илья Репин, писатель Владимир Гиляровский, итальянский актёр Эрнесто Росси.

К концу XIX столетия эта гостиница была самой крупной в Москве — более 200 номеров: их сдавали как посуточно, так и на месяцы. А кроме бань и заведений общепита, на первом этаже располагались многочисленные магазины. Здесь, в частности, можно было приобрести театральные билеты или, например, продукцию известной шоколадной компании «Эйнем» (в советское время ставшей «Красным Октябрём»).

Глобальная перестройка

В 1898 году Челышев продал «Метрополь» Савве Мамонтову. Знаменитый меценат решил, достроив корпуса, превратить гостиницу с банями в «дворец искусств» — один из главных культурных центров Москвы. По изначальной задумке предпринимателя, в «Метрополе», кроме номеров для проживания, должны были располагаться выставочная площадка, танцевальные залы, зимний сад с катком, но главное — оперный театр на 3000 мест (на тот момент Мамонтов был хозяином Частной оперы, где служили Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов). Архитектором реконструкции назначали Вильяма Валькота — приверженца стиля модерн, а оформление здания поручили известным художникам, друзьям мецената.

1899 год. Проект фасада • 1901 год. Пожар в гостинице • 1900-1903 годы. Восстановление «Метрополя»

Возведение культурного центра стартовало весной 1899‑го, но через несколько месяцев возникли проблемы: предприниматель разорился. И хотя Савву Мамонтова отстранили от руководства работами, он продолжил участвовать в строительстве, правда, уже как подрядчик. Кроме этого, изменилась и концепция нового «Метрополя»: теперь его «украшением» должен был стать огромный фешенебельный ресторан, а не оперный зал. После пересмотра проекта здания процессом стал руководить Николай Шевяков — архитектор, занимавшийся перестройкой Михайловского замка в Санкт‑Петербурге.

К концу 1901 года новый «Метрополь» был почти завершён и в его номера въехали первые постояльцы. Но в ночь на 15 декабря произошло непредвиденное: в одной из комнат начался пожар. Он был настолько сильным, что потушить его удалось только через 40 часов. К счастью, обошлось без жертв, однако внутреннее убранство новой гостиницы сгорело почти дотла. Реконструкция «Метрополя» продолжалось более трёх лет: восстановительными работами руководили известные архитекторы из Санкт‑Петербурга — Павел Висневский (автор проекта сооружений Балтийского завода) и Стефан Галензовский (автор проекта доходного дома Перцова на Лиговском проспекте).

Официальное открытие новой гостиницы высшего разряда произошло в начале 1905 года. «Метрополь» впечатлял не только своим великолепием — как фасадом, так и интерьерами, но и техническим оснащением. В его элегантных номерах были холодильники, телефоны, горячая вода, а в холлах — лифты. Поэт Михаил Кузмин, живший здесь в марте 1905‑го, отмечал, что гостиница «поражает своим вкусом».

«Метрополь»: 1905-1907 годы • 1912 год

«Метрополь» был не только красивым, но и максимально удобным для его постояльцев. Здесь работали почтово‑телеграфное отделение, читальный зал и контора по продаже железнодорожных билетов. В 1906‑м в этом здании открылся «Театр Модерн» — первый в городе кинотеатр с двумя залами (в советское время он стал трёхзальным и одним из немногих в стране, где можно было смотреть зарубежное кино на языке оригинала). А на 6‑м этаже фешенебельной гостиницы располагалась редакция журнала «Весы» — издания русских символистов под редакцией Валерия Брюсова.

К началу 1910‑х «Метрополь» был главной светской локацией Москвы. В его ресторан под витражным куполом приезжали обедать Фёдор Шаляпин, Павел Рябушинский, Фёдор Шехтель. В 1912‑м перед началом экспедиции к Северному полюсу здесь останавливался и знаменитый гидрограф Георгий Седов.

От СССР до наших дней

Вскоре после событий Октябрьской революции «Метрополь» стал правительственным местом: тут открылся «второй Дом Советов» с народными комиссариатами. А в номерах гостиницы жили их сотрудники. Среди них был и Осип Мандельштам, который в то время служил в Народном комиссариате просвещения. И только в конце 1920‑х, когда архитектурный шедевр передали «Интуристу», «Метрополь» вернул себе дореволюционный статус — лучшей гостиницы Москвы. В 1986‑м его закрыли на многолетнюю реставрацию, в ходе которой были восстановлены исторические интерьеры. Сегодня этот архитектурный памятник — один из самых известных в стране отелей.

1917 год. Гостиница после обстрела • 1939 год. Ресторан • 1987 год. Вид на «Метрополь»

Экстерьер «Метрополя»

Фасад этого кубообразного здания поражает своей элегантностью и даже воздушностью. Металлические кружевные ленты, стеклянная крыша, псевдоготические пинакли и башни, строгие арочные своды первого этажа. И всё же главное украшение фасада «Метрополя» — 23 майоликовых панно.

Появление этих элементов из керамической плитки (одного из главных «признаков» стиля модерн) не случайность. Всё дело в том, что на территории усадьбы Мамонтова в Абрамцеве работала мастерская. В ней в технике майолики (изделие покрывают специальной глазурью, а потом расписывают и обжигают) создавались и изразцы, и декоративно‑прикладные изделия, и скульптуры. Среди многочисленных творческих друзей мецената особый интерес к этой мастерской проявляли художники Михаил Врубель и Александр Головин. По их эскизам и были изготовлены некоторые панно «Метрополя».

Гостиница «Метрополь» • Панно «Принцесса Грёза» • Панно «Клеопатра» • Фото: Shutterstock

Самое большое из них (на фасаде со стороны Театрального проезда) — «Принцесса Грёза». На его создание Врубеля вдохновила пьеса Эдмона Ростана. Панно изображает корабль с умирающим принцем Рюделем: он тихо перебирает струны арфы, а над ним — печальная дева, символ несбыточной мечты. На углу западного фасада (со стороны площади Революции) можно увидеть «Клеопатру» Головина. Знаменитый театральный художник создал в общей сложности шесть работ, а имена авторов оставшихся 16 панно так и остаются неизвестными.

Холл «Метрополя»

Изучать особенности стиля модерн можно и внутри отеля. Парадный холл «Метрополя» украшает историческая лепнина. Одно из панно — работа «Сфинкс в царстве Флоры», созданная Львом Кекушевым.

Лифт «Метрополя» — тоже исторический. Его с уверенностью можно назвать самым красивым в столице: этот элегантный подъёмник отделан деревянными панелями и витражами с растительными мотивами. Погрузиться в атмосферу «прекрасной эпохи» получится также и на парадной лестнице, не сделать фото которой просто невозможно. Здесь есть и изящные кованые перила, и огромные стёкла с цветными узорами в пролётах.

Холл гостиницы • Панно «Сфинкс в царстве Флоры» • Лифт • Фото: elen_namira, Shutterstock

Ресторанные залы

Как и в начале ХХ века, сегодняшний «Метрополь» — место, где проходят многочисленные светские и торжественные мероприятия. Расскажем о самых интересных ресторанных залах отеля.

«Метрополь»

Главный зал, оформленный в неоклассическом стиле, с огромным витражным куполом на 12‑метровой высоте. Эта грандиозная стеклянная крыша была создана по проекту инженера Владимира Шухова. Интересно, что изначально зал был оформлен в стиле модерн — как и большая часть интерьеров, но в 1910‑м руководство «Метрополя» решило его «актуализировать». Оценить всё это великолепие может каждый желающий: здесь можно позавтракать, пообедать или поужинать.

Фото: Shutterstock

«Красный»

Обитый насыщенно‑красной тканью (отсюда и название), с огромными витражными окнами и феерическим потолком с изображением цветов. 14 февраля 1950 года в этих стенах прошёл приём по поводу подписания Сталиным и Мао Цзэдуном договора о советско‑китайской дружбе, а сегодня здесь проводятся пресс‑конференции и свадебные банкеты.

Фото: сайт отеля «Метрополь»

«Боярский»

Он стилизован под палаты XVI века — со сводчатым потолком и «вьющимися» узорами на стенах, а также оригинальной люстрой в форме луковичных главок. Наверное, во всём городе нельзя найти более подходящего места для проведения застолья в русском стиле. А ещё здесь можно снимать историческое кино.

Фото: сайт отеля «Метрополь»

Номера

Не привыкшим экономить на отдыхе предлагается два варианта проживания в «Метрополе».

Первый — в исторических номерах с аутентичными интерьерами начала ХХ столетия. Здесь есть и антикварная мебель, и даже оригинальные полотна русских живописцев на стенах. Именно в этих комнатах в разные годы останавливались политические деятели, а также известные представители культуры и искусства, включая, например, модельера Пьера Кардена или кинозвезду Шэрон Стоун.

Второй вариант — не менее атмосферные новые номера, где элементы ар‑деко гармонично сочетаются с современной функциональностью. Некоторые из комнат также украшает аутентичная старинная мебель, а в одном из «Посольских люксов» — самых просторных номерах «Метрополя» — даже красуется уникальный музыкальный инструмент — пианино Steinway & Sons 1913 года.

Антикварная мебель • Номер Делюкс • Пианино Steinway & Sons 1913 года • Фото: Shutterstock, сайт отеля «Метрополь»

Знаменитые постояльцы «Метрополя»

В номерах легендарной гостиницы нередко останавливались настоящие люди‑легенды. Расскажем лишь о некоторых из них.

Считается, что в 1921‑м именно в стенах «Метрополя» 44‑летняя Айседора Дункан согласилась стать женой 26‑летнего Сергея Есенина. А в 1931‑м тут останавливался один из крупнейших драматургов ХХ столетия — ирландец Бернард Шоу. В 1964‑м в номере «Метрополя» жила одна из самых ярких кинодив «золотого века Голливуда» Марлен Дитрих. В апреле 1976‑го в ресторане гостиницы ужинали Дэвид Боуи и Игги Поп: в Москве они были проездом и вскоре после ужина отправились на поезде в Финляндию. В сентябре 1993‑го в «Метрополе» останавливался Майкл Джексон: легенда гласит, что в номере 3364, где он жил, была написана песня «Stranger in Moscow», ставшая хитом.

1976 год. Дэвид Боуи и Игги Поп в Москве • 1993 год. Майкл Джексон у гостиницы «Метрополь» • Фото: группа ВК David Bowie

Где находится отель и как до него добраться

Адрес «Метрополя»: Театральный проезд, 2. Ближайшие к отелю станции метро — «Площадь Революции» и «Театральная». До гостиницы также можно доехать на автобусах № м6, м9, м90, н15, с633 (остановка «Театральная площадь»).

Заключение

Даже если у вас нет возможности остановиться в этом роскошном отеле, оценить красоту некоторых его интерьеров всё равно удастся. Достаточно забронировать столик в главном ресторанном зале — под стеклянной крышей. «Метрополь» славится своими завтраками — с 07:00 до 11:00: они проходят под звуки живой арфы. А ещё узнать об истории этого здания можно на экскурсиях с местными гидами. Они расскажут невероятные факты и об архитектуре, и о важных именах в истории гостиницы.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Фонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХФонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХ Почему в нём 16 фигур и при чём здесь сервиз

Еще экскурсии по теме