Главный штаб Эрмитажа
История, архитектура, экспозицииИстория
Главный штаб построили в первой половине XIX века. В то время Дворцовая площадь представляла собой хаотичную застройку из разрозненных частных домов, которые принадлежали в основном богатым аристократам и приближённым императорской семьи. После реконструкции Адмиралтейства решено было изменить и облик главной площади Петербурга. С 1800‑х по указу Александра I все участки на Дворцовой начали постепенно скупать. А через 19 лет архитектор К. И. Росси приступил к проектированию нового здания.
Перед ним стояла непростая задача — создать функциональное здание для военных и гражданских министерств и, одновременно с этим, подчеркнуть доминанту площади — Зимний дворец. На месте частных домов Росси решил возвести два отдельных корпуса, которые объединяла тройная арка. Западное крыло занимало военное ведомство, а восточное — Министерство финансов и иностранных дел. Строительство продолжалось 10 лет и было завершено в 1830 году.
После Октябрьской революции здание Главного штаба сохранило свои административные функции. Какое‑то время здесь располагался Наркомат иностранных дел, а позже — полицейское управление. Сейчас в западном крыле размещается штаб Ленинградского военного округа, а в восточном — музей.
В 1993 году часть здания вошла в состав Эрмитажа. А через 15 лет в Главном штабе начались работы по реконструкции помещений и преобразованию их в выставочные залы. Некоторым помещениям вернули прежнее убранство (например, восстановили живописные росписи на стенах и потолке). Другие же приспособили для экспонирования шедевров современного искусства. На четырёх этажах разместилось несколько десятков залов с живописью ХХ века, а также коллекция дипломатических даров русским императорам XVIII-XX веков и экспозиция, связанная с историей дореволюционного Министерства иностранных дел.
Архитектура
Для того чтобы создать гармоничный архитектурный ансамбль Дворцовой площади, Карл Росси объединил два корпуса Главного штаба единым дугообразным фасадом. Кстати, его протяжённость составляет 580 метров (это почти в четыре раза длиннее главного фасада Зимнего дворца). Но благодаря необычной форме Главный штаб не выглядит массивно.
Архитектор оформил здание в стиле модного в то время стиля ампир, для которого характерны строгие формы и лаконичный декор. Главные фасады весьма скромно украшены фигурным фризом и белоснежной колоннадой, которая перекликается с оформлением Зимнего дворца. Визуально оба крыла выглядят симметрично, но на самом деле у них разная длина. Такого эффекта удалось достичь благодаря расстановке колонн — на восточном корпусе их 12, а на западном — 14. А вот цвет Главного штаба сначала был серым. В жёлтый его перекрасили позже, по указу Николая I.
Арка Главного штаба
Стала главным украшением здания, а также весьма удачным планировочным решением. Она выделяет центральную часть Главного штаба и одновременно служит парадным входом на Дворцовую площадь. Арка завершает Большую Морскую улицу, которая соединяет площадь с Невским проспектом.
К созданию этой конструкции приступили уже на завершающем этапе строительства. Дело в том, что своды арки Главного штаба поддерживают не только опоры, но и стены обоих корпусов. На самом деле проём между двумя корпусами занимает не одна арка, а целых три. Причём две из них стоят под углом друг к другу, чтобы визуально смягчить поворот Большой Морской улицы.
Декор
Согласно первоначальному проекту, арку должны были увенчать две женские фигуры, поддерживающие герб империи. Однако пришедший к власти Николай I посчитал украшения слишком сдержанными. Он захотел уподобить конструкцию античным триумфальным аркам и добавить декор, прославляющий победы российских войск над армией Наполеона.
Конечно, самым грандиозным украшением стала огромная скульптурная композиция «Колесница Славы». Она представляет собой шестёрку коней, над которой возвышается богиня Ника со знаменем. А по бокам — воины в римских доспехах, сдерживающие коней. Сначала монумент планировали отлить из чугуна, однако при расчётах оказалось, что вес конструкции составил бы около 80 тонн. В таком случае арка, рассчитанная на первоначальную скульптуру, просто бы не выдержала такой вес. Тогда фигуры решили выполнить из тончайшей листовой меди, что облегчило её в пять раз.
Не забыли и про украшения фасада арки. На нём появились скульптуры воинов, барельефы летящей Славы и композиции из военных доспехов. Так арка Главного штаба стала памятником прославления победы над армией Наполеона.
Устройство Главного штаба
Внутри здания располагался целый квартал с дворами, флигелями, многочисленными коридорами с кабинетами. В основе многих внутренних строений лежат старинные фундаменты и стены предыдущих построек. Их специально сохранили, чтобы удешевить строительство.
В результате в левом крыле, предназначенном для гражданских министерств, разместилось пять внутренних дворов, к которым с разных сторон вели 11 проездов. Разделяли дворы флигели, где размещались служебные квартиры. Также здесь были устроены и хозяйственные постройки (конюшни, прачечные, кухни, дровяные и сенные сараи).
Ведомства
Большую площадь занимало Министерство финансов с целыми лабиринтами узких коридоров с многочисленными кабинетами чиновников, а также архивными помещениями и даже собственным госпиталем. Здесь же были устроены кабинет и служебная квартира министра, которые занимали поочерёдно Е. Ф. Канкрин, а затем С. Ю. Витте.
Министерство иностранных дел занимало только два двора, но зато отведённые ему помещения ввиду представительских функций были отделаны более эффектно. Например, сейчас восстановлено пышное убранство апартаментов канцлера К. В. Нессельроде с золочёными росписями и живописными плафонами.
Основные залы
После масштабной реконструкции в восточном крыле Главного штаба открыли музей. На первом этаже разместили информационный центр, кассы, а также служебные помещения Эрмитажа. На втором — собрание дипломатических даров и предметов в стиле модерн. На третьем и четвёртом этажах — коллекции изделий Фаберже, русскую и европейскую живопись XIX — начала ХХ веков, а также восстановленные апартаменты графа К. В. Нессельроде. Ниже — подборка самых интересных коллекций, которые обязательно стоит посмотреть в Главном штабе.
Зал памяти Карла Фаберже
3 этаж, залы № 301-302
Здесь представлена коллекция ювелирных изделий XIX века работы известных российских фирм. Например, золочёный чайный сервиз с цветочными орнаментами, выполненными вручную на фабрике П. А. Овчинникова, или оригинальная чернильница в виде паровоза фирмы И. П. Сазикова. Но, конечно, большая часть экспозиции посвящена изделиям Карла Фаберже. Например, в коллекции представлены серебряные часы в стиле барокко, изготовленные в качестве подарка к годовщине свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Часы украшены ангелочками с различными предметами, символизирующими счастье. Причём ни одна из 25 фигурок не повторяется.
Самые знаменитые изделия Фаберже — пасхальные яйца — тоже представлены в коллекции Главного штаба. Например, здесь можно увидеть яйцо‑часы с фигуркой петушка сверху, выполненные для барона Эдуарда Ротшильда. А ещё в коллекции представлены изящные портсигары, электрические звонки и рамки для фото, украшенные драгоценными камнями и металлами, а также кувшин в виде бобра и чарки в форме слонов.
Апартаменты семьи Нессельроде
3 этаж, залы № 318-329
Квартира министра иностранных дел и его супруги в общей сложности занимала 50 залов в здании Главного штаба. Часть живописных росписей, золочёной отделки и даже предметов мебели удалось сохранить, остальное же воссоздали по архивным данным. Сегодня для посещения доступны несколько комнат женской половины квартиры и парадные залы, где можно сделать эффектные фото на память.
В будуаре графини сохранились росписи с цветочными орнаментами и танцующими нимфами на стенах, отделанных искусственным мрамором. Здесь же размещена коллекция изящного французского мебельного гарнитура с подлокотниками и ножками в виде лебедей. Парадные залы предназначались для проведения званых обедов, балов и собраний салона графини К. В. Нессельроде, поэтому интерьеры отделаны с ещё большим шиком. Стены залов украшены искусственным мрамором, золочёной лепниной и тканевыми плафонами с искусной росписью.
Сейчас здесь экспонируется набор французской золочёной посуды, покрытой живописными изображениями, а также бронзовые вазы для цветов и канделябры с фигурой богини Победы.
Коллекция импрессионистов и постимпрессионистов
4 этаж
Это жемчужина экспозиции Главного штаба, поступившая в Эрмитаж из частных собраний знаменитых коллекционеров С. И. Щукина и братьев Морозовых. Именно они первыми привезли в Россию работы импрессионистов — скандальных художников, отвергающих принципы академической живописи. В галерее Главного штаба представлены работы Анри Матисса, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Клода Моне и Винсента Ван Гога. Многие из них занимают сразу несколько залов.
Например, работы Анри Матисса экспонируются в трёх. Это 38 экспрессивных и ярких картин: «Красная комната», «Разговор» и диптих «Музыка» и «Танец». Не менее широко представлены полотна Пикассо, иллюстрирующие все периоды творчества художника. Здесь можно посмотреть на отрешённую «Любительницу абсента» и на полную драматизма картину «Свидание», а также на шедевры кубизма: «Танец с покрывалами» и «Три женщины».
Отдельные залы занимают наполненные светом и яркими красками полотна Клода Моне и экзотические работы Гогена, а ещё — восемь картин позднего периода Ван Гога.
Выставки
В Главном штабе, помимо постоянной экспозиции, проводят временные выставки, посвящённые традиционному и современному искусству, а также лекции и открытые семинары по истории и археологии. Многие мероприятия проходят в новом модернизированном пространстве — во дворах‑атриумах.
После реконструкции пять внутренних дворов восточного крыла Главного штаба закрыли стеклянным куполом и сделали проход, образовав Новую Большую анфиладу выставочных залов. По сути, это залы‑трансформеры, каждый из которых оснащён световыми фонарями и подвижными стенами, что позволяет менять пространство и освещение в зависимости от задач экспозиции. Кстати, встречает гостей Главного штаба парадная лестница, которая заняла всё пространство первого двора. Во время крупных мероприятий на ступенях расставляют стулья и она превращается в зал‑амфитеатр. А во втором дворе размещается выставка итальянской скульптуры ХХ века, произведения которой были подарены Эрмитажу авторами.
Режим работы и билеты
Главный штаб Эрмитажа работает с 11:00 до 18:00 по средам, четвергам и воскресеньям и до 20:00 по вторникам, пятницам и субботам. Каждый понедельник — выходной.
Входной билет на выбранный сеанс можно купить в музейных кассах или оформить на сайте Эрмитажа. Билеты действительны в течение 30 минут после начала сеанса. По ним можно самостоятельно осмотреть постоянные экспозиции и выставки Главного штаба.
Как добраться
Здание Главного штаба в Петербурге находится по адресу: Дворцовая площадь, 6/8. Вход в музей расположен рядом с аркой, со стороны главного фасада. Удобнее всего добраться сюда на метро от станций «Адмиралтейская» или «Невский проспект». Можно воспользоваться автобусом или троллейбусом, ближайшие остановки — «Улица Малая Морская», «Адмиралтейская», «Дворцовая площадь», «Невский проспект».
Заключение
Главный штаб — это целый лабиринт внутренних дворов, переходов и помещений. Когда‑то в здешних кабинетах трудились А. С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев и А. С. Пушкин, а в роскошных залах собирался весь цвет петербургского общества. Сейчас сюда приходят посмотреть на богатые коллекции живописи и великолепные предметы прикладного искусства, а также послушать лекции или побывать на концерте.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Раскрыть тайну масонских лож, узнать другую историю Петербурга и научиться читать секретные символы