Александровская колонна: шедевр инженерной мысли в Петербурге

25 мая 2024, обновлено 27 авг 2024
Александровская колонна: шедевр инженерной мысли в Петербурге
Александровская колонна — один из главных символов Санкт-Петербурга, изумительное архитектурное сооружение, олицетворяющее мощь и величие государства Российского. Запечатлённый в пушкинских строках как «Александрийский столп», монумент без малого два столетия высится над Дворцовой площадью, напоминая о великих событиях минувших веков.

История Александровской колонны

Самый высокий памятник планеты, выполненный из цельного гранита, строился на протяжении пяти лет. При его установке в 1830‑х использовали передовые технологии того времени.

Проект Монферрана

В конце 1820‑х император Николай I загорелся идеей создания в центре Дворцовой площади грандиозного монумента. Российский самодержец пожелал воздвигнуть его в честь своего старшего брата Александра I, ушедшего из жизни в 1825‑м, чьё правление ознаменовалось победой России над Наполеоном. Сначала эту мысль в беседе с российским государем озвучил король Пруссии Фридрих Вильгельм IV во время своего визита в Петербург. Задумку поддержал и Карл Росси — автор ансамблей Дворцовой площади, Михайловского дворца, Александринского театра и многих других исторических зданий Санкт‑Петербурга. В 1829‑м Николай I лично объявил открытый конкурс эскизов для будущего памятника. Свой проект предложил и Огюст Монферран — французский архитектор‑классицист, возводивший Исаакиевский собор.

1834 год. Портрет Огюста Монферрана. Художник: Е. А. Плюшар • 1830 год. Документ о закладке памятника

Зодчий приготовил несколько вариантов памятника — 25‑метрового гранитного обелиска в древнеегипетском стиле, но ни один из них император не одобрил. Николаю I не пришлись по нраву ни искусные барельефы на тему русско‑французских сражений авторства графа Ф. П. Толстого, ни Александр I в образе римского всадника в сопровождении двуглавого орла и богини победы, ни слоны, поддерживающие обелиск.

Тогда архитектор создал новый эскиз, вдохновившись тремя архитектурными шедеврами разных эпох: 44‑метровой Вандомской колонной в Париже, отлитой из бронзы во славу Наполеона, 40‑метровым мраморным колоссом Траяна в Риме и 27‑метровой гранитной Помпеевой колонной в Александрии.

Ещё по теме
 
Александровская колонна
1836 год. Сравнительная высота колонн Александра I, Наполеона, Траяна, Помпея и Антонина

По замыслу Монферрана, колосс в честь Александра I и победы в войне 1812 года должен был быть выше своих прообразов, прежде всего Наполеоновской колонны. Итоговый эскиз представлял собой монолитный гранитный монумент с ангелом на вершине. В руках у ангела — крест, который обвивает змея. От земли до самой верхней точки «рост» архитектурного памятника составлял 47,5 метра — по высоте ему не было равных среди подобных колонн. В сентябре 1829‑го государь утвердил новый вариант монумента — начались строительные работы, которые возглавил Монферран.

Строительство

Материалом для Александровской колонны послужил розовый гранит, вырубленный из скальной породы в Финляндии. Скалу заранее наметил Монферран: ранее в этих местах были высечены колонны Исаакиевского собора.

Добыча и предварительная обработка гранита для будущего памятника заняла два года. Работы велись в Выборгской губернии мастерами Пютерлакской каменоломни под руководством талантливого каменотёса Самсона Суханова. Рабочие вытесали камни весом до 400 тонн, предназначенные для фундамента и пьедестала, и монолит для основной части колонны. Всего над созданием заготовок для будущего монумента трудились порядка 250 человек.

Ещё по теме
 
1836 год. Литографии О. Монферана: «Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы», «Погрузка колонны на судно», «Доставка блоков для постамента Александровской колонны»

Транспортировала гранит в столицу Российской империи баржа, которую сконструировал корабельный инженер полковник К. А. Глазырин. Судно грузоподъёмностью свыше 1000 тонн получило название «Святой Николай». Монолит весом 612 тонн и высотой 25,6 метра для ствола памятника ценой колоссальных усилий загрузили 600 солдат: это был непрерывный 48‑часовой труд. Для буксировки баржи использовались два парохода. В июле 1832 года бот с гранитной колонной причалил к Дворцовой набережной Петербурга.

К этому моменту уже был готов фундамент, работы над которым велись до октября 1830 года. При его закладке использовали инженерные решения Августина Бетанкура, отлично зарекомендовавшие себя при строительстве Исаакиевского собора. В котлован глубиной свыше четырёх метров вбили более тысячи заострённых сосновых свай, каждая по шесть метров длиной. На них установили гранитные блоки. Основание пьедестала из цельного гранита связали с фундаментом цементным раствором, добавив в него водку и мыло. Это позволило строителям двигать 400‑тонный монолит до его оптимальной усадки. В фундамент замуровали памятную медную доску и бронзовую шкатулку с монетами и медалями, выпущенными в честь победы над наполеоновской армией.

Установка колонны

Чтобы водрузить гигантский колосс на постамент, требовалось неординарное решение. И снова на помощь пришли разработки Бетанкура, использованные при возведении Исаакия. Подъёмная система, которую сконструировал инженер, включала в себя строительные леса высотой 47 метров, блоки и кабестаны — лебёдки для передвижения грузов.

1836 год. Литографии О. Монферана: «Установка постамента на фундамент», «Поднятие колонны на эстакаду»

Торжественное поднятие колонны состоялось 30 августа (по старому стилю) 1832 года, в день именин Александра I, и собрало многотысячную толпу. Зрители из числа простых горожан заполонили Дворцовую площадь и разместились на крыше Главного штаба. Также за процессом установки обелиска следил император Николай I и всё царское семейство. В течение 100 минут почти три тысячи человек — солдаты и рабочие — поднимали монолит, пока он не занял устойчивое вертикальное положение на постаменте, закрепившись благодаря точному расчёту Монферрана и собственной силе тяжести.

Ещё по теме
 

Оформление монумента

Ещё два года понадобилось, чтобы завершить обработку и полировку колосса, украсить постамент барельефами, установить на вершину отлитого из бронзы ангела.

Скульптуру божьего посланника высотой 4,2 метра изваял Б. И. Орловский, академик Императорской академии художеств, автор монументов Кутузову и Барклаю‑де‑Толли в Петербурге. Лик ангела скульптор сделал похожим на лицо Александра I. Правая рука ангела вознесена к небесам. Левой он держит крест высотой 6,4 метра, которым попирает змею, что символизирует победу добра над злом. Монферран хотел, чтобы скульптуру покрыли позолотой, но позже от этой идеи отказался, желая закончить работы к назначенному императором сроку.

Александровская колонна
Скульптура божьего посланника. Фото: Shutterstock

Эскизы бронзовых барельефов для мощного пьедестала высотой 8,15 метра исполнил сам Монферран.На их основе художники Дж. Скотти, В. Соловьёв, Ф. Брюлло и другие изготовили картонные шаблоны в натуральную величину. А скульпторы вылепили формы для дальнейшей отливки на заводе Чарльза Берда.

Десятки аллегорических знаков и фигур на постаменте славят доблесть русского воинства и его победу над наполеоновской армией, принёсшую мир и спокойствие в Европу. Среди них шлем Александра Невского, кольчуга Ермака, доспехи царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего), лавровый венок, двуглавые орлы, фигуры Милосердия, Мира, Правосудия, греческой богини войны и мудрости Афины и другие аллегории. Высеченная на постаменте благодарственная надпись посвящена Александру I — победителю Наполеона.

Оформление памятника завершила бронзовая ограда с трёхглавыми орлами по проекту Монферрана. Позднее (в 1876‑м) у монумента установили декоративные газовые фонари из меди работы архитектора Карла Рахау.

Барельефы на колонне • Ограда с трёхглавыми орлами • Фото: Shutterstock

Открытие памятника

Торжество по случаю завершения строительства Александровской колонны было назначено на 30 августа (по старому стилю). Именно в этот день 110 годами ранее, в 1724‑м, из Владимира в российскую столицу по указу Петра I перенесли мощи святого князя Александра Невского, небесного защитника Санкт‑Петербурга.

Событие привлекло внимание тысяч петербуржцев, стекавшихся к центру города со всех окраин. Для знати на Дворцовой площади соорудили трибуны. Оттуда за действом наблюдали члены императорской семьи во главе с Николаем I, представители дипломатического корпуса, высокие государственные и военные чины.

Александровская колонна
1834 год. Парад по случаю открытия памятника Александру I. Художники: братья Григорий и Никанор Чернецовы

Церемония, начавшаяся торжественным богослужением, продолжилась военным парадом. На протяжении трёх часов бравые полки численностью более 100 тысяч человек демонстрировали государю и его приближённым безукоризненную строевую выправку.

Для более удобного прохождения войск к месту парада соорудили чугунный арочный мост через реку Мойку. Его проект также разработал Огюст Монферран. Поначалу именовавшийся Жёлтым, сегодня мост известен как Певческий.

Также в честь установки Александровской колонны был отчеканен памятный рубль.

Реставрация

В 1836‑м на Александровской колонне обнаружили светло‑серые пятна, похожие на трещины, портившие облик монумента. Обеспокоенный Николай I повелел исследовать природу изъянов. Научная комиссия успокоила государя, сообщив, что небольшие впадинки образовались из‑за выкрошившихся при обработке кристаллов гранита и монументу ничего не грозит. В 1861‑м старший сын и преемник Николая I, Александр II, учредил комитет из учёных и архитекторов, в чьи обязанности входило следить за состоянием колонны на Дворцовой площади.

1977 год. Реконструкция Дворцовой площади

В XX столетии монумент несколько раз претерпевал косметический ремонт. Реставрационные работы проводили в 1963‑м под руководством И. Г. Блэка и в 1977‑м, когда территории возле монумента вернули фонари, а асфальт заменили гранитом и брусчаткой.

В начале 1990‑х состоялся детальный осмотр памятника с участием альпинистов, высадившихся на вершине монумента с помощью специального пожарного крана.

Ещё по теме
 
Александровская колонна
2002 год. Реставрация колонны. Фото: Ю. Белинский, информационное агенство ТАСС

В 2002–2003 годах Александровскую колонну, остро нуждающуюся в ремонтно‑восстановительных мероприятиях, снабдили дренажной системой, выводящей влагу и защищающей от скопления воды в полостях монумента. Старые кирпичные конструкции в верхней части колонны заменили гранитными элементами, бронзовые поверхности покрыли защитным слоем патины. Из монумента извлекли свыше пяти десятков осколков, застрявших во время обстрелов в годы блокады. Также воссоздали в первоначальном облике и установили ограду вокруг колонны.

По оценкам экспертов, при должном уходе запаса прочности монументу хватит на сотни лет.

Интересные факты

Высочайший в мире памятник из цельного гранита, украсивший Дворцовую площадь, снискал славу восьмого чуда света. Однако долгое время после его установки петербуржцы обходили стороной не только колонну, но и саму Дворцовую площадь. Люди опасались, что никак не закреплённый и держащийся лишь за счёт собственной силы тяжести 600‑тонный колосс однажды рухнет.

Александровская колонна
Фото: Shutterstock

Графиня Толстая постоянно напоминала своему кучеру, чтобы тот не приближался к колонне. «Не ровён час, пожалуй, и свалится она», — обеспокоенно приговаривала Александра Фёдоровна. Не доверяла архитектурному решению Огюста Монферрана и бабушка Михаила Лермонтова: Елизавета Алексеевна вовсе отказывалась проезжать по Дворцовой площади. По легенде, чтобы рассеять страх горожан, Монферран до самой своей кончины в 1858‑м регулярно совершал променады вблизи своего творения.

Образ вестника Бога, стоящего на вершине колонны, — это отсылка к сакральному для христиан изречению: «Сим победиши!» Как гласит легенда, Константин I Великий, первый римский император, принявший христианство, узрел на небе эту надпись вместе с животворящим крестом. Чудо явилось ему и его войску накануне сражения с богоборцем Максенцием, из которого Константин вышел победителем несмотря на значительно превосходящие силы противника. Ангел, устремивший взор на землю, — напоминание о том, что вера и божье заступничество помогают одолеть самого грозного неприятеля.

Александровская колонна
Фото: Shutterstock

В некоторых эскизах Монферрана колонну венчают несколько божьих посланников и Александр Невский, держащий крест. А окончательный вариант содержит намеренную ошибку: крест вложен не в правую руку ангела, чего требуют каноны иконографии, а в левую, чтобы обеспечить статуе устойчивость.

В 1920‑х в городе ходили слухи, что советские власти собираются на место ангела установить огромную статую В. И. Ленина. Позднее сообщалось о планах увенчать колонну бюстом И. В. Сталина. Но до этого дело не дошло. Скульптура Орловского всё же смущала городские власти. Во время праздничных гуляний статую укрывали красной материей или завешивали воздушными шарами.

В 1930‑е ограждение вокруг памятника отдали на переплавку. А в военные годы колонна получила более ста небольших осколочных повреждений из‑за того, что была укрыта не полностью: так, след от осколков снаряда остался на крыле ангела. А осколок, застрявший в барельефном изображении шлема Александра Невского, извлекли лишь в 2003‑м.

Ещё по теме
 
Александровская колонна
Фото: Shutterstock

Несмотря на драматичные события неспокойного XX века, монумент дошёл до наших дней в практически неизменном виде. К Александрийскому столпу часто приезжают молодожёны, чтобы исполнить популярный у жителей Санкт‑Петербурга свадебный ритуал. В день бракосочетания жених проносит суженую на руках вокруг монумента. Говорят, сколько кругов он совершит, столько и появится в молодой семье наследников.

Как добраться

Александровская колонна располагается в самом сердце Северной столицы. Рядом с Дворцовой площадью проходят маршруты автобусов и троллейбусов, неподалёку располагаются станции подземки. Также вблизи памятника находится пристань, куда причаливают прогулочные теплоходы.

На метро

Самый быстрый способ оказаться перед великолепным творением Монферрана — воспользоваться петербургским метрополитеном. Доехать следует до станции «Адмиралтейская» — ближайшей к монументу, находящейся в 300 метрах от него. Если хочется прогуляться подольше, можно выйти на станциях «Невский проспект» или «Гостиный Двор».

Станция «Адмиралтейская»
Станция «Адмиралтейская». Фото: Alex Fedorov, CC BY-SA 4.0

На автобусе и троллейбусе

Немало в окрестностях Дворцовой площади и остановок наземного транспорта, от которых вы за считаные минуты дойдёте до Александровского столпа. Ближе всего к месту назначения расположена остановка автобусов и троллейбусов «Дворцовая набережная». Также недолгим будет путь от остановок «Метро Адмиралтейская» и «Адмиралтейский проспект». Дальше всего от колонны — примерно в полукилометре — находится остановка «Исаакиевская площадь». Но прогулка по исторической части города не покажется долгой.

Александровская колонна
Вид на Дворцовую площадь. Фото: Shutterstock

Заключение

Александровская колонна на Дворцовой площади — знаковая петербургская локация, центр притяжения для жителей города и его многочисленных гостей. Величественный памятник русскому оружию в духе античной архитектуры восхищает грациозными формами и чёткими пропорциями, представляя собой удивительное творение инженерной мысли. Он приглашает нас заглянуть в историю, чтобы лучше узнать о переломных событиях и выдающихся личностях ушедших эпох.

Автор: Елизавета Пекленкова

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии ФёдоровныПавловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса

Еще экскурсии по теме