Он считается одним из самых высоких и красивых храмов в Липецкой области и всей России. Проект здания в русско-византийском стиле создал знаменитый архитектор Константин Тон (автор московского храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца), а одобрил лично Николай I. Строительство началось в 1845 году и закончилось лишь спустя 44 года. Возводили собор на месте, где в конце XVIII века стоял Вознесенский храм, куда уже не вмещались все прихожане. Готовый собор поражал величием. Пятикупольный храм высотой 74 метра, длиной 94 и шириной 34 было видно уже на подъезде к городу. Не меньше поражало и убранство: стены собора стали настоящей художественной экспозицией. Рисунки на них и иконы создавали живописцы Клавдий Лебедев и Алексей Корзухин. Всего в Вознесенском соборе больше 220 настенных росписей и полотен. После революции храм разграбили и закрыли, а затем отдали под склад. Вернули его церкви уже в 1947 году. Сейчас это действующий храм, куда можно сходить, чтобы полюбоваться старинными росписями и трёхъярусным иконостасом.
Официально она называется храмом Святых Александра Невского и Михаила Тверского. Великолепное здание в стиле модерн возвели в 1911-м. Но история храма началась ещё раньше. В 1882 году в Ельце построили часовню и посвятили её Александру II, убитому террористами. В XX веке её посетил внук императора — великий князь Михаил Романов. После этого решено было возвести церковь, а часовню сделать её приделом. Храм получился необычным — в нём причудливо переплелись черты модерна, византийского и русского зодчества. Считается, что часть росписей в храме сделал Виктор Васнецов. Церковь отличалась роскошным убранством: снаружи и внутри она была декорирована майоликой. Украшал Великокняжескую церковь хрустальный крест, который подсвечивался электричеством в темноте. Храм закрыли в 1927 году, в помещении расположился антирелигиозный музей, а потом склад. Верующим церковь вернули в 1991-м и начали восстанавливать. Сейчас в храме можно полюбоваться майоликовыми панно, которые частично сохранились на сводах и стенах.
Деревянный храм построили на этом месте в конце XVII столетия — он заменил древнюю Пятницкую церковь. Однако к середине XVIII века Преображенский храм обветшал, и в 1771-м его перестроили в камне в стиле барокко. За образец был взят московский храм Иоанна Воина. В начале XIX столетия храм снова перестроили, но уже в стиле классицизм: у него появился новый придел, а с фасадов сбили часть барочного декора. В 1871 году рядом с собором возвели трёхъярусную колокольню, а через 20 лет здание ещё раз капитально отремонтировали, заменили иконостасы и расписали стены. В 1930 году старинный храм закрыли, а через семь лет превратили его в склад зерна. В 1946-м снесли часть алтарной стены Преображенской церкви — власти посчитали, что она мешала уличному движению. В 1971 году здание признали памятником архитектуры и в 80-х годах начали реставрировать. В 1997-м Преображенскую церковь вернули верующим, с 2011 года она открыта для прихожан и посетителей.
Обитель основали в конце XVII века на высоком каменном берегу реки Ельчик. На этом месте в 1629 году уже были скиты и деревянная Знаменская церковь — они были частью мужского Троицкого монастыря. В 1683-м епископ Митрофан повелел создать там женскую обитель. В первые годы на территории возвели ещё две церкви, но в 1764-м обитель закрыли по распоряжению Екатерины II. Через пять лет монастырь был полностью уничтожен пожаром. В 1770 году на месте сгоревшего монастыря горожане возвели деревянный храм. К 1795 году в общине жили порядка 40 монахинь, но официально статуса монастыря не было. Он появился лишь в 1822-м. После революции из монастыря забрали все ценности, а в 1929 году закрыли и отдали под жилые квартиры. Знаменский храм разрушили в 1937 году, в следующие годы ветшали и рассыпались остальные постройки. В 2004-м началось восстановление обители по архивным документам и фото. Сейчас это действующая обитель, в ней можно прогуляться по уютной территории, зайти в церкви и набрать воды в святом источнике.
Одна из самых интересных достопримечательностей Ельца находится в старинном здании, которое построил в 1912 году купец и промышленник Александр Заусайлов. Строение в стиле модерн задумывалось как детский сад для сотрудников табачной фабрики предпринимателя. Об этом напоминает майоликовое панно на фасаде — на нём изображён пеликан, который считается символом материнства. Все экспонаты, размещённые на двух этажах, рассказывают о ремёслах и промыслах Елецкого края. Здесь можно посмотреть как изделия, выполненные в XIX или XX веках, так и современные образцы народного промысла. В четырёх залах представлены интересные творения кожевников, гончаров, кружевниц, кузнецов, резчиков по дереву, валяльщиков и мастеров гармонного дела. В городе с XIX века вручную делали елецкие рояльные гармоники — инструмент, который стал прототипом аккордеона. В коллекции музея хранятся гармоники, которые прошли вместе с музыкантами войну 1941–1945 годов, а также изготовленные во второй половине XX века.
Это участок речной долины в 10 километрах от Ельца и одна из самых известных природных локаций Липецкой области. Скалы высотой около 50 метров тянутся на несколько километров по берегам реки Воргол, образуя узкое ущелье. Живописный природный уголок относится к заповеднику «Галичья гора». Пейзажи здесь больше похожи на виды Алтая или Кавказа. На известняковых скалах можно увидеть горный папоротник и яркие лишайники. В ущелье можно посмотреть интересный архитектурный памятник — старинную водяную мельницу, которую построили в 1867 году. Пятиэтажное здание с метровыми стенами похоже на краснокирпичный замок. По преданию, при его строительстве использовали раствор на основе яичного белка. Ещё одна особенность Воргольских скал — пещеры. Несколько гротов доступны для посещения. Самая большая называется Копчёный камень. По легенде, в ней спрятал сокровища Тамерлан после разграбления Ельца. Кроме того, достопримечательность привлекает альпинистов с разным уровнем подготовки. На двух скальных массивах проложено 46 скалолазных маршрутов.
Один из старинных елецких храмов, переживших разрушение и восстановление. Его возвели вместо деревянной Архангельской церкви XVI–XVII веков (она находилась в другом месте). Храм не раз перестраивали, поэтому его части относятся к разным периодам. Самая старая — колокольня, которую построили в 1788-м. Пятиглавая церковь соединила в себе черты русско-византийского и классического стилей. Внутреннее убранство Архангельской церкви было богатым: в храме было пять иконостасов в позолоченных ризах, а пол выложен чугунными плитами с травным орнаментом. В 1922 году из церкви забрали всю серебряную утварь, но закрыли её только в 1930-м. После этого на храме разобрали кровлю, четыре маленькие главки и основание центральной, снесли часовню и чугунную ограду. Старинную церковь превратили в склад. Реставрировать Архангельскую церковь начали в 1993 году, когда её передали Вознесенскому собору. Уже во время ремонта в храме начались богослужения. Сейчас они проходят в воскресенье и по праздникам. Но попасть внутрь можно и в другие дни с 8:00 до 13:00.
Это единственный в стране мемориальный музей писателя. Его открыли в 1988 году в деревянном доме XIX столетия. В нём с 1881 по 1886 годы жил Иван Бунин — в это время он учился в городской гимназии. Экспозиция музея занимает восемь комнат. В одной из них, где жил будущий писатель, полностью воссоздан интерьер XIX столетия: в скромном помещении деревянные стены, железная кровать с кружевным покрывалом, письменный стол, тетради и учебники, форма гимназистов того времени. Ещё один зал посвящён Елецкому краю в творчестве Бунина. Среди экспонатов — личные вещи классика литературы: его очки, бритвенные принадлежности, письма и конверты, визитки и фотографии. В музее увидите охотничье ружьё, которое писатель подарил внуку Фёдора Дёмкина (он стал прототипом главного героя в рассказе «Сто восемь»). Семья Дёмкиных передавала двустволку из поколения в поколение, а затем подарила её музею. Также в музее хранится чемодан, с которым литератор отправился за Нобелевской премией — на нём даже остались наклейки заграничных отелей.
Он состоит из памятника советскому солдату, Вечного огня и воинских захоронений горожан, которые погибли во время революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Мемориальный комплекс открыли в мае 1965 года, а через два года в нём был зажжён Вечный огонь. Композиционный центр памятника — изваяние воина, склонившего знамя. Изначально его сделали из бетона, но в 1995 году заменили на бронзовую статую солдата. На постаменте памятника находится макет Ордена Великой Отечественной войны. Возле памятника 9 мая традиционно проходят мероприятия, а в остальное время здесь можно прогуляться в тишине по небольшому благоустроенному скверу.
Он был открыт в 2015 году в окрестностях Ельца на Казиной горе. В 1941 году в этом районе защитники города разгромили немецкие войска и сорвали их наступление на Москву с юга. Мемориальный комплекс, самый большой в Елецком районе, посвятили двум событиям — 74-й годовщине освобождения Ельца и 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В его центре находится памятник «Знамя Победы» высотой 11 метров — это скульптурная композиция, которая изображает пятерых воинов на высоком белокаменном постаменте. Рядом с изваяниями находится стела с изображением ордена Отечественной войны и основными датами Елецкой наступательной операции, названиями фронтовых соединений и именами военнокомандующих. Кроме того, в комплекс входят большая парковка и часовня. С высокой горы открывается красивый вид на Елец.
Это одновременно зелёная зона в районе железнодорожного вокзала, мемориальная площадка и музей военной техники под открытым небом. История мемориальной зоны началась в 1992 году, когда в небольшом сквере установили памятник в честь ельчан, воевавших в Афганистане. В 2007 году рядом с монументом в форме двух белоснежных столбов появились мраморные таблички с именами жителей города, погибших в горячих точках, и настоящий бронетранспортёр. Позже к нему добавили самоходную артиллерийскую установку, две пушки и вертолёт. В сквере проходят различные военно-патриотические мероприятия, в остальное время в нём приятно прогуляться, посмотреть на боевую технику и отдохнуть от городского шума.
Это самый высокий в городе памятник, посвящённый ельчанам-участникам войны 1941–1945 годов. Мемориал находится на месте бывшей Каракумской площади, где в декабре 1941-го советские войска переправлялись через реку Большую Сосну. На каждой стороне пятиугольного постамента высотой 1,5 метра написаны годы войны, а в его центре высятся три 12-метровые стелы, которые символически изображают воинские штыки. Наверху этой композиции находится кольцо, на котором размещены ордена Славы, Победы и Отечественной войны. Напротив обелиска стоит памятная доска со словами «Мы из Ельца» — такую надпись в мае 1945-го оставил на стене берлинского Рейхстага ельчанин Борис Сидельников. Ещё одна часть мемориального комплекса — аллея Героев, которая ведёт к стеле. На ней находятся 20 барельефов с именами жителей города, удостоенных звания Героя Советского Союза, и полных кавалеров ордена Славы.
Зелёная зона в центре Ельца, где любят проводить время жители и гости города. До революции городской парк назывался Дворянским или садом Благородного собрания, в нём часто устраивались цирковые представления и концерты духового оркестра, отдыхали местные жители всех сословий. Во время учёбы в гимназии по парковым аллеям гулял Иван Бунин, впоследствии он описывал Дворянский сад в своих произведениях. Рядом находился Ботанический сад купца Заусайлова с растениями из разных уголков страны и мира, стеклянной оранжереей и прудиком в форме Чёрного моря. В советское время эти две территории объединили в один городской парк. Сейчас в небольшом старинном парке можно прогуляться по тенистым аллеям с вековыми деревьями, посмотреть на чугунный фонтан XIX века, памятник Бунину-гимназисту и каменный грот XX века с беседкой на берегу водоёма.
Активные развлечения здесь тоже есть: работает колесо обозрения и несколько аттракционов, а на небольшой сцене по праздникам проходят представления и концерты.
Старинный храм, который реставрируется после долгих лет забвения. Первый Покровский храм возвели в начале XVII века, но тогда он был деревянным. Каменной церковь стала в 1759 году. Почти через 100 лет храм обветшал, и его было решено перестроить. Проект нового храма создал архитектор Андрей Тон. За образец он взял Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Однако для елецкого храма проект немного изменили — к классическому стилю добавили элементы русско-византийского. Возведение храма закончили в 1867 году. Он стал одним из самых больших в Ельце, а его пятиярусная колокольня — высочайшей точкой в городе. В начале XX века с Покровской церковью были связаны имена двух известных жителей Ельца: её прихожанином был композитор Тихон Хренников, а Иван Бунин описал храм в своём рассказе «Над городом». После революции церковь закрыли и превратили в склад. В 1960-х снесли колокольню, разрушили крышу и купола. Церкви строение вернули в 1997-м, с тех пор храм находится на реставрации, но богослужения уже проходят в небольшом нижнем храме.
Он находится в окрестностях города возле деревни Екатериновка в Елецком районе. Посетить памятник можно во время путешествия по трассе М-4 «Дон» — он расположен на 397-м километре, между Ельцом и Воронежем. Монумент установили в 1981 году там, где в 1941-м солдаты 13-й армии разгромили немецкие войска во время Елецкой наступательной операции. Первоначально на месте боёв поставили памятник высотой семь метров. В 2010-м монумент реконструировали — появилась стела в форме меча высотой 15 метров, с двух сторон от неё — элементы, символизирующие столкнувшиеся кулаки, а также крупные цифры «1941» и памятная надпись о подвиге 13-й армии.
Последняя церковь в городе, построенная до революции. Храм в псевдорусском стиле возвели в 1915 году в честь памятного события. В 1395 году возле Ельца остановилось войско завоевателя Тамерлана, которое двигалось на Москву. По преданию, во сне полководцу явилась Божья Матерь и повелела уходить с русских земель. Тамерлан развернул свою армию и отправился громить Золотую Орду, что стало причиной избавления Руси от её ига. Строительство храма доверили архитектору Александру Каминскому — ученику Константина Тона. За образец он выбрал древнерусское зодчество. Вместо куполов елецкую церковь увенчали шатры. Также при строительстве архитектор использовал новые технологии:, железобетонные перекрытия, систему парового отопления, гидроизолирующий пол и облицовку шатров плиткой. В 1929 году церковь закрыли и стали использовать как склад. В 1989 году здание вернули верующим, его реставрация продолжалась шесть лет. Рядом с храмом можно полюбоваться изысканной архитектурой, а внутри — рассмотреть историческую кирпичную кладку.
Он открылся ещё при жизни прославленного музыканта. Музей находится в деревянном доме, где родился и вырос композитор. После смерти его родителей здание почти полвека принадлежало другой семье, но они сохранили мебель и личные вещи бывших владельцев. Благодаря этому в музее можно увидеть множество подлинных предметов, которыми пользовался в детстве и юности мэтр советской музыки. Среди экспонатов — рукописи, партитуры, фотографии, грампластинки, книги с автографами композитора и его личные вещи. Например, в экспозиции можно увидеть концертный костюм и старинный рояль, принадлежавшие музыканту. А ещё — целую коллекцию чемоданов, включая тот, с которым молодой Тихон Хренников уехал учиться в Москву. Здесь же, во дворе дома-музея, похоронен сам Тихон Хренников — упокоиться в родном городе было его желанием. Городское кладбище, где находились могилы его родителей, в 2007-м было закрыто, поэтому местные власти и дочь музыканта решили похоронить его в семейной усадьбе. Рядом с могилой установлен бюст композитора и стела в виде рояля.
Эту достопримечательность в Ельце часто называют просто «Танк Т-72». Его установили в память о подвиге бригады танкистов — в конце 1941-го она прорвала оборону врага и помогла освободить город от гитлеровских войск. Находится памятник на берегу реки Быстрой Сосны неподалёку от Каракумского моста — в 1941 году в этом месте была переправа. В 2005 году здесь на трёхметровый постамент в форме звезды водрузили танк Т-72. Эта модель не принимала участия в войне, в советской армии она появилась только в 1973 году. Однако на момент создания мемориального комплекса эта была единственная техника, которую удалось найти (танк привезли из Краснодарского края). Перед постаментом установлены два подлинных противотанковых ежа 1941 года — так называли конструкции из старых рельсов для сдерживания передвижения вражеской техники. На сооружениях, которые раньше хранились в краеведческом музее, можно увидеть клеймо 1907 года. Также рядом с памятником находятся мемориальные доски с именами 22 танкистов, погибших в боях за город.
В небольшом бревенчатом доме находятся экспозиции, посвящённые жизни и творчеству знаменитого уроженца города. Николай Жуков — известный художник-график, который в 1946 году сделал порядка 200 зарисовок во время Нюрнбергского военного трибунала. Большую часть жизни он провёл в Москве, но вырос в Ельце, где и мечтал видеть свой музей. Мемориальная экспозиция разделена на четыре части. В первом зале рассказывается о детстве и юношестве будущего художника. Здесь воссоздан интерьер начала XX века и представлены личные вещи семьи Жуковых: фотографии, книги, краски, граммофон и платок матери Николая Жукова. В музее также можно увидеть работы Николая Жукова на тему войны — это плакаты, зарисовки и карикатуры, его записи в дневниках и иллюстрации к произведениям. Много художник рисовал и на детскую тему — это не только зарисовки его детей, но и иллюстрации для журнала «Мурзилка», детских книг и открыток.
Это частный музей, в котором хранятся изделия мастериц, созданные столетия назад и в последние годы. Его открыл в 2001 году коллекционер Евгений Крикунов, на двух этажах небольшого деревянного дома разместилась богатая коллекция елецкого плетения. Создавать тончайшее кружево в Ельце начали ещё в XVII—XVIII веках, к концу XIX столетия город стал крупнейшим в стране центром производства и торговли кружевом, а самые изысканные орнаменты создавали в Знаменском женском монастыре. На двух этажах музея можно полюбоваться десятками произведений мастериц: скатертями, салфетками, платьями и панно, сплетёнными в разные годы. В каждой вещи легко заметить елецкий стиль — в изделиях есть какой-то растительный орнамент или природный мотив. Здесь же можно приобрести изделия с красивыми елецкими кружевами — сейчас их делают на местной фабрике.
Достопримечательность находится в действующей тюрьме, которую называют «Елецкая крытка» — она появилась в городе ещё в XIX веке и сегодня считается одним из самых строгих мест заключения в стране. Однако первые упоминания о Елецком остроге встречаются в 1592 году. Тогда тюрьма находилась в центре поселения. Музей открыли в 2011 году в старейшем корпусе тюрьмы — здание, похожее на неприступный замок, возвели в 1860 году. Экспозиция разместилась в восьми камерах. В четырёх из них воссоздана обстановка тюремных камер XIX–XX веков, а в одной из камер обустроен кабинет начальника тюрьмы XIX века. В остальных — выставка, посвящённая истории мест заключения. Среди экспонатов представлены макеты тюрьмы, железные цепи и кандалы, архивные документы и фото, образцы изделий, которые делали заключённые. На отдельном стенде находятся предметы, которые были изъяты у арестантов: заточки, ножи и железные штыри. Чтобы сходить в тюремный музей, понадобится разрешение администрации исправительного учреждения.
В него стоит сходить, даже если в Ельце вы всего на один день. Елецкий краеведческий музей был создан ещё в 1901 году, но полностью уничтожен во время революции. Однако уже в 1918 году по инициативе писателя Михаила Пришвина он возродился как подразделение отдела народного образования и стал называться Музеем наглядных пособий. В Великую Отечественную войну экспозиции эвакуировали, а с 1946-го они переехали в особняк XIX века купца Заусайлова. В музее представлено более 40 тысяч экспонатов. Экспозиция разделена на несколько частей, которые рассказывают о природе края, купеческом быте, войнах в истории города. Здесь можно посмотреть на старинные книги и оружие, монеты и украшения, коллекцию елецких кружев и находки археологов. Среди экспонатов можно увидеть предметы разных эпох. Например, икону XIII века, вырезанную из камня, изящный медный перстень XVIII столетия и даже монету Порфянского царства (II век до н. э.). На втором этаже здания можно полюбоваться и купеческими интерьерами — для их воссоздания использовали подлинную мебель.
Величественный белокаменный храм возвели в 1869 году на месте старой церкви (сначала деревянной, потом каменной), которая упоминалась в документах 1628–1629 годов. Деньги на строительство храма жертвовали жители города и богатые купцы. Главный престол освятили во имя Спаса Нерукотворного, поэтому официально готовый храм назывался Спасским. Однако горожане по-прежнему называли его Христорождественским. Интересный факт: композиция церкви Рождества Христова во многом повторяет черты елецкого Вознесенского собора — творения зодчего Константина Тона. Как и в главном храме города, в Христорождественской церкви тоже прослеживаются черты русско-византийского стиля. Храм закрыли в 1930-х годах, предварительно забрав из него все ценности. Реставрировать здание начали в начале 90-х годов прошлого столетия, а в 2004-м его вернули православной церкви (он стал подворьем женского монастыря). Большая часть убранства церкви была утрачена, но местами на стенах сохранились фрагменты старинных росписей.