Достопримечательности Вышнего Волочка: что посмотреть и куда сходить
Необычные экскурсии от местных жителей города
В середине XVIII века на окраине города стояла деревянная часовня. Построили её в честь чудесного явления Казанской иконы Божьей Матери. Позже на этом месте поселились монахини, а каменное строительство началось в конце 1870-х — начале 1880-х годов. Храмы возводили преимущественно на средства благотворителей, самым известным из которых был статский советник Е. Н. Сивохин из Санкт-Петербурга и купец Г. Г. Германов из Москвы. Сегодня на территории монастыря находятся три храма и небольшая часовня. Самым красивым считается Казанский собор, построенный по проекту московского архитектора А. С. Каминского. Издалека здание больше похоже на изящный готический замок, чем на православный храм: небольшая полубашня сбоку, высокие арочные окна и множество декоративной лепнины. К 2022 году закончились основные реставрационные работы внутри собора и в нём возобновились богослужения.
Памятник архитектуры XVIII века, который находится на Пожарной набережной. Это комплекс из трёх зданий, возведённых для местных властей. Построены они были в 1777–1782 годах по проекту П. Р. Никитина — архитектора, руководившего застройкой Твери в 1763 году. Первоначально каланчи в ансамбле не было. Три здания находились примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. А кирпичный дом с каланчой пристроили уже в середине XIX века для размещения пожарной команды. Архитекторам удалось повторить оформление первоначальных построек и соединить их в единый фасад. Сегодня здесь работает Центральная библиотека Вышнего Волочка, а пожарная команда переехала в другое здание.
Считается главным действующим храмом города. Возвели его в 1814 году, а закладку первых двух камней на месте будущего собора произвели тверской генерал-губернатор и его супруга — сестра императора Александра I. Позже храм неоднократно перестраивали, а с 1940 по 1947 год он был закрыт. За это время был утрачен практически весь первоначальный интерьер. Сегодня Богоявленский собор — действующий. В иконостасе храма сохранились уникальные иконы XVII–XVIII веков, здесь же находится одна из главных местных святынь — копия чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, которая считается покровительницей Вышнего Волочка. Есть в соборе и уникальный образ — деревянная резная фигура Николы Можайского, которая, по описаниям, датируется XVI веком. Святой в одной руке держит меч, а в другой — стилизованную модель города.
Его установили в 2007 году недалеко от городского Драматического театра. Автором проекта стал скульптор Ю. В. Злотя, которому принадлежит также памятник Петру I и Сердюкову на Привокзальной площади Вышнего Волочка. Скульптуру императрицы установили неслучайно. Именно по указу Екатерины II Вышний Волочёк получил статус города. Бронзовая императрица гордо восседает на троне, который украшают орлиные головы и лапы и венчает российский герб. В правой руке у неё скипетр, а в левой — венок, символ указа, даровавшего Вышнему Волочку статус города. По словам скульптора, он старался создать такой памятник, который бы понравился самой императрице. Злотя уверен: если постоять под венком, который держит Екатерина II, можно получить высочайшее благословение на все свои дела.
Какой-либо достоверной информации о посещении великим поэтом Вышнего Волочка не сохранилось. Хотя в Тверской области (в частности, в самой Твери) Лермонтов бывал точно. Памятник поэту в Вышнем Волочке установили, предположительно, в конце 1950-х годов. Найти его можно на пересечении улицы Красных Печатников и Екатерининской. Точное имя скульптора в источниках не сохранилось, но многие считают, что монумент отлили по проекту Б. А. Зотова. Точно такой же памятник стоит в Тарханах, имении Лермонтова. Полагают, что это был типовой проект. Поэт изображён в полный рост, одет в мундир, руки сложены за спиной.
Небольшой кирпичный храм — единственная постройка, которая осталась от подворья Николо-Столпенского монастыря, расположенного в окрестностях города, в посёлке Белый Омут. Первую часовню построили в Вышнем Волочке в 1883 году, а участок для здания пожертвовала купчиха А. Я. Жабинская. Позже часовню перестроили в церковь в честь Александра Невского. Перед Великой Отечественной войной храм закрыли. Здание начало ветшать и разрушаться. После окончания войны власти города долго не могли решить судьбу бывшей церкви, но после продолжительных разбирательств открыли в ней пивной бар. На месте алтаря разместили буфетную стойку, а в остальной части — зал для посетителей. Позже здание несколько раз перестраивали, а масштабная реставрация началась только в 1998–1999-х годах. Сегодня церковь возвращена верующим.
Первый спектакль будущего театра прошёл в 1896 году на сцене Дома трудолюбия. В то время это был драматический кружок, созданный на средства купцов Н. Фёдорова, В. Демидова, Н. Красильникова. В Народный театр его преобразовали гораздо позже — в 1918 году. На его сцене играла и Айшет Ахмедовна Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова) — мать Муслима Магомаева. Вместе с ней будущий певец провёл в Вышнем Волочке несколько лет, а дом, где они жили, сохранился и до наших дней. Сегодня Вышневолоцкий драматический — один из самых старых провинциальных театров России (ему более 120 лет). На его сцене по-прежнему ставят классические спектакли, добавляя в репертуар и современные постановки. На одном из этажей здания работает небольшой музей театра, где выставлены фотографии, рисунки декораций, костюмы, старинные афиши и программы начала XX века.
По описаниям историков, таких зданий в городе было несколько. Предположительно, первый деревянный одноэтажный Путевой дворец построили в первой четверти XVIII века. Историки точно не могут сказать, почему это здание перестали использовать, но в 1748 году появилась уже новая постройка с таким же названием. Предположительно, всего в Вышнем Волочке существовало четыре Путевых дворца. Тот, что сохранился до наших дней — 1779–1783 годов, времён правления Екатерины II. Но служил он недолго — к 1827-му здание уже не использовалось и начало ветшать. Его перестроили и устроили здесь казармы, а позже отдали под конторы Управления путей сообщения. От екатерининского Путевого дворца частично сохранилась только внешняя форма зданий, а лепной декор был полностью утрачен. Также не уцелела и внутренняя планировка с отделкой интерьеров. А само здание в наши дни занимает городская средняя школа.
Был основан в 1932 году, для первых выставок использовали коллекции Реального училища, посвящённые геологии, животному и растительному миру области. В 1983 году началась реконструкция здания, которая затянулась на 22 года, так что обновлённый музей открылся только в 2005 году. Здесь можно увидеть, как выглядела Вышневолоцкая гидротехническая система из множества каналов и шлюзов, которая была построена ещё во времена Петра I — в музее есть её карты и подробный макет. И загляните в зал, посвящённый природе региона, чтобы посмотреть на симпатичные диорамы с местной флорой и фауной. Ещё один интересный музейный зал — фондохранилище. В отличие от большинства музеев, здесь оно открытое, так что любой путешественник может полюбоваться на коллекции вышневолоцкого бытового и художественного стекла XIX–XXI веков, насчитывающие более 600 предметов.
Одно из самых запоминающихся мест в Вышнем Волочке. Музей вырос из фабрики по производству валенок, которую в 2000 году открыл в городе предприниматель Б. Н. Смородов. Вместе с художником-декоратором В. В. Калинкиным он восстановил здание 1967 года постройки, где и разместил свою коллекцию. Экспонаты для музея собирали по окрестным деревням и покупали на антикварных аукционах, а часть передали в дар местные жители. Здесь выставлена разная обувь: от крошечных валенок-шептунов, которые считались оберегом для дома, до экспонатов с яркой вышивкой, выполненной вручную. Жемчужина музейной коллекции — «Царь-валенок» с невероятным 201-м размером. Его высота — 225 сантиметров, а весит это чудо 52 килограмма. Кроме валенок, здесь выставлены и инструменты для их изготовления. Например, старинный чесальный станок для шерсти 1828 года и колодки для разных размеров обуви. Рядом с музеем работает магазин фабрики. Так что можно не только посмотреть на необычные экспонаты, но и увезти с собой пару тёплой и красивой обуви.
Изящное одноэтажное здание на углу улицы Карла Маркса связано с именем известного российского певца Муслима Магомаева. О прежних хозяевах дома сведений почти не сохранилось. Известно только, что построен он был в начале XX столетия и принадлежал купцу Харламову. Будущий певец переехал сюда в девять (по другим данным, в семь) лет. Привезла его в Вышний Волочёк мать — Айшет Ахмедовна, которая работала актрисой в местном театре. Муслим прожил в городе несколько лет, а позже неоднократно сюда приезжал. Даже будучи известным певцом, он не раз давал концерты, послушать которые собирался весь Вышний Волочёк. Говорят, людей приходило столько, что многим не хватало места и они рассаживались прямо на заборах, а иногда даже залезали на деревья. Сегодня дом находится в частном владении, так что внутрь не попасть. Зато можно прийти и полюбоваться причудливой деревянной резьбой на внешней части здания.
Его установили на Привокзальной площади в 2006 году в честь строителей Вышневолоцкой водной системы — сети гидротехнических сооружений, которые проходят через весь город. М. И. Сердюков — талантливый инженер-самоучка. Ему удалось воплотить в жизнь проект Петра I и расширить водный путь от Волги к Балтийскому морю. Он модернизировал Тверецкий канал, увеличив его глубину для пропуска больших судов, и шлюзы на реке Цне, а также построил Верхне-Цнинскую плотину, которая сохранилась до наших дней и сейчас работает. Правда, гружёные суда по сердюковским каналам уже не ходят, а большинство гидротехнических сооружений потеряло свою значимость. Скульптурная группа представляет собой фигуру Сердюкова, который предлагает Петру I свой проект. Сначала автор монумента (скульптор и художник Ю. В. Злотя) хотел изобразить инженера стоящим на коленях перед императором, но позже отказался от этой идеи.
Памятник находится в центральном сквере Вышнего Волочка. Установлен в честь А. Г. Венецианова — талантливого русского художника, которого называют родоначальником жанровой живописи в России. Героями картин Венецианова были простые крестьяне с их нехитрым бытом и провинциальные пейзажи. С Тверской областью художника связывало семейное имение Сафонково, где он проводил много времени с женой и детьми. Искусствоведы считают, что бытовая живопись Венецианова началась с картины «Очищение свёклы», которую в 1823 году Александр I купил за тысячу рублей. А самой известной работой художника, созданной в Сафонково, называют полотно «Гумно». Венецианов писал его в своём имении, в сарае, использовавшемся для молотьбы зерна. Говорят, для лучшего освещения крестьяне разобрали заднюю стену постройки. Любовь Венецианова к изображению простых людей и крестьянского быта и стала мотивом для скульптурной композиции. Памятник состоит из двух фигур: первая — сам художник у мольберта с палитрой, вторая — крестьянка, которая кормит ребёнка, — натурщица.
В 1860 году на средства купца Я. Я. Ермакова началось строительство храма и богадельни. Здания возводили из кирпича с заводов Ермакова. Церковь освятили в 1868 году, а богадельню, примыкающую вплотную к храму, чуть позже, в 1869-м. В 1920-х годах оба здания закрыли. В богадельне разместили школу, церковную утварь вывезли, а с колокольни сбросили колокола. До начала Великой Отечественной войны в храме находился склад. Затем церковь и богадельню занял военный госпиталь. После войны здания снова передали под склады и школу. Первая служба прошла в Успенской церкви только в 1995 году. В наши дни храм действующий, но в части его внутренних помещений всё ещё проходит реставрация. Успенская церковь считается одной из главных архитектурных достопримечательностей города. Её внешний вид напоминает одновременно древнерусские храмы и здания, построенные в стиле классицизм.
То, что интересно посмотреть в окрестностях Вышнего Волочка. Это самый старый в России Дом творчества. Открыли его в 1884 году в изящном деревянном здании на полуострове между рекой Мстой и озером Мстино. Первоначально постройка предназначалась для работников Вышневолоцкой гидротехнической системы, но со временем селиться здесь перестали, и дом опустел. На противоположном берегу находилась усадьба предпринимателя и мецената В. А. Кокорева, которую в 1870-х годах посетили молодые А. Д. Кившенко и И. Е. Репин. Считается, что именно тогда и решили открыть в пустом доме напротив дачу для студентов Академии художеств. Позже рядом с основным зданием возвели и другие корпуса. А название она получила в честь художника, который неоднократно останавливался и работал тут. Сегодня здесь открыт Дом творчества. На его территории работает музей Академической дачи, где выставлены репродукции картин известных художников, отдыхавших и работавших в этих местах.
Это сразу несколько городских достопримечательностей, которые появились благодаря поэту Олегу Григорьеву. В одном из его стихотворений есть строчки: «Ездил в Вышний Волочёк, заводной купил волчок». Их услышал молодой скульптор Максим Лапачугин, у которого благодаря нехитрой рифме родилась идея установить по всему городу симпатичные фигурки животных. Сегодня коллекция волчков — неофициальный бренд Вышнего Волочка. Гуляя от одной фигурки к другой, узнаёшь немало интересного о городе и его достопримечательностях. Например, волчок-актёр напоминает, что в 1896 году в Вышнем Волочке открылся городской драматический театр. А фигурка лоцмана-волка как бы приглашает посмотреть уникальную систему гидротехнических сооружений для судоходства, спроектированную ещё при Петре I. Есть даже волчок — сборщик налогов, который живёт у старинного здания, где раньше находился особняк купцов Рябушинских. Пока на карте города забавных фигурок 11. Но не исключено, что дружная «волчья семейка» пополнится и другим забавными персонажами.
Неплохая локация для атмосферных фото. Обычно железнодорожные вокзалы строили с одной стороны от путей, но в Вышнем Волочке сделали по-другому. У местного вокзала два корпуса по обе стороны рельсов, которые соединены мостом. Здания с элементами готического стиля построены на рубеже XIX–ХХ веков, но имя архитектора в истории не сохранилось. Переход между корпусами — новодел, но внутри зданий местами уцелела старинная лестница с чугунным литьём и метлахская плитка. А ещё здесь установлен интерактивный экран, на котором можно посмотреть на главные достопримечательности города и составить маршрут для прогулки на целый день.
Одноэтажное деревянное здание с изящной башенкой находится на улице со странным названием Ванчакова Линия. О нём известно немногое: здание было построено в начале XX века, а имя архитектора в истории не сохранилось. После смерти купца Морозенчикова оно перешло по наследству его вдове, поэтому долгое время называлось «домом Морозенчихи». Сегодня постройка притягивает взгляд своей изящной башенкой с остроконечным шпилем и импровизированным мезонином с деревянными колоннами. Правда, дом находится в частной собственности, поэтому посмотреть на него можно только снаружи — внутрь не попасть.
Он протянулся вдоль Цнинского канала — части Вышневолоцкой гидротехнической системы. В 2022–2023 годах сад пережил масштабную реконструкцию, после которой превратился в уютную зелёную зону в центре города. Здесь установили беседки, деревянную детскую площадку и скамейки для отдыха. А ещё в городском саду «живут» два забавных волчка. Первый — ямщик, который установлен недалеко от здания Путевого дворца. Фигурка призвана напомнить, что к моменту, когда Вышний Волочёк получил статус города, большинство местных мужчин занимались перевозкой людей и грузов. А второй — волчок-почтальон. Скульптура установлена в саду напротив почты — здания, которому, по словам краеведов, больше 200 лет. И всё это время в нём находится почтовое отделение, считающееся самым старым в области.
Многие считают её главной городской достопримечательностью. Система гидротехнических сооружений XVIII–XIX веков протянулась через весь Вышний Волочёк в разных направлениях. Так, Цнинский канал проложен через самый центр, а Старотверецкий — через восточную часть города. Есть и плотины (бейшлоты), одна из которых находится на Вышневолоцком водохранилище. Изучать карту каналов совсем необязательно. Можно просто побродить по набережным общей протяжённостью около 32 километров, отыскать каменную кладку XIX века и сделать десятки фото с неплохими видами. И, конечно, постоять хотя бы на одном из 40 мостов, благодаря которым город часто называют тверской Венецией.
В 1859 году в окрестностях Вышнего Волочка был основан химический завод, где в 1873 году открылась первая в области стекловаренная печь. После революции предприятие национализировали и назвали «Красный Май». В 2000-х завод закрыли. А вот творения его мастеров удалось сберечь — они и составляют основу коллекции Музея стекла. В нём выставлены разные изделия: от сувенирных тарелок до необычных кружек-шутих и посуды из сульфидно-цинкового стекла с добавлением окиси железа и сульфида цинка. Например, есть графин с полой фигуркой петушка внутри, в которой остаётся немного жидкости даже тогда, когда графин опустеет. Представлен в музее и макет печи, куда загружали ёмкости с шихтой — смесью ингредиентов для стекла. А один из самых интересных экспонатов — рубиновое стекло. Именно из него на заводе «Красный Май» сделали в 1946-м звёзды, украшавшие башни Московского Кремля до реставрации в 1974 году.
Это единственный дом в стиле модерн, который сохранился в городе, и одна из необычных достопримечательностей Вышнего Волочка. Принадлежал он купцам Рябушинским — владельцам бумагопрядильной фабрики в окрестностях города. Чуть в стороне от производства и была выстроена купеческая усадьба. Причём возвели её на каменном фундаменте более старого здания. После революции дом национализировали. На первом и втором этажах разместились коммунальные квартиры, а в подвале — инкубаторно-птицеводческая станция. Птичник закрыли раньше, а вот коммуналки просуществовали до 2013 года. После расселения коммунальных квартир здание было признано аварийным и подлежало сносу, а статуса памятника архитектуры у него не было. Краеведы написали местным властям с просьбой сохранить дом, и в 2018 году особняк признали объектом культурного наследия. Сегодня внутри размещается летняя арт-резиденция «Дача Рябушинских» — съезд художников и реставраторов, во время которого здание постепенно реставрируют и одновременно проводят культурные мероприятия.