Современная площадь Пласа-Майор приобрела свой нынешний вид в 1790 году благодаря проекту реконструкции, разработанному архитектором Хуаном де Вильянуэвой, который был вынужден значительно перестроить площадь после очередного разрушительного пожара. Вместо отдельных зданий, стоящих на деревянных сваях, мастер создал гармоничный ансамбль, соединив все отдельно стоящие дома и соорудив арочные проходы с улиц, вливающихся в прямоугольную площадь извне. Как пространство площадь начинает свою историю ещё в XIV веке, при короле Энрике II. Тогда это было предместье Мадрида, занимались здесь в основном торговлей. В XV веке за этим местом закрепилось название Пласа-дель-Аррабаль, что означало «окраина». С 1590 года на площади расположилась знаменитая булочная Каса-де-Панадерия, с балконов которой королевский двор наблюдал за казнями, рыцарскими турнирами и корридой. В наше время Пласа-Майор — пешеходная достопримечательность столицы Испании, которую просто невозможно обойти вниманием.
В середине XVII века у набожной королевской семьи было несколько мест в Мадриде, служивших для духовного уединения и молитв вдали от многолюдного двора. Одно из таких мест, так звавшееся – “Буэн Ретиро”, то-есть “благое уединение” – некий граф Оливарес приспособил для увеселений короля Филиппа IV, и без того мало интересовавшегося государственными делами. Так на месте простой часовни в 1632 году появился роскошный дворец с не менее роскошным парком. До правления короля-мэра Карлоса III парк, постепенно приобретавший всё большую красоту, был доступен только для знати, находящейся при дворе. В 1808 году здесь году произошло одно из сражений испано-французской войны, и большая часть парка была разрушена. Вернувшиеся к власти после поражения Наполеона Бонапарта испанские короли занялись восстановлением парка Ретиро, а с 1869 он вновь открыл свои двери для широкой публики. Чтобы посмотреть все достопримечательности этого красивого парка, придётся потратить не один день, ведь площадь Буэн Ретиро более 120 гектаров.
Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена — знаковый религиозный долгострой, подтверждающий, что королевское слово, данное в 1083 году Альфонсо VI, не потерялось в веках. Храм заложен в 1884 году при короле Альфонсо XII, дабы послужить усыпальницей его супруги, очень рано скончавшейся королевы Мерседес Орлеанской. Восемнадцатилетняя супруга монарха была очень набожной, что не помогло ей в борьбе со страшным по тем временам заболеванием — туберкулёзом. К началу Гражданской войны в Испании 1930-х годов был готов только склеп, а из-за политических перипетий тех времён строительство прекратилось совсем. В 1950-м работы возобновили, переделав проект из неоготического в неоклассический стиль. Впрочем, и тут скорость возведения храма не очень-то прибавилась. Собор Альмудена закончен и освящён папой римским Иоанном Павлом II в 1993 году. Таким образом, строительство храма длилось целых 110 лет.
Улицу Гран-Виа начали строить в Мадриде в 1910 году. Проект не снискал популярности среди горожан, и даже то, что торжественную часть возглавил король Альфонсо XIII, только усугубило ситуацию: монарх собственноручно начал разрушение пристройки церкви Святого Хосе, служившей домом священнику. В общей сложности постройка проспекта потребовала сноса более 300 домов и основательной реконструкции прилегающих улиц. Сооружение объекта было закончено только через сорок лет в 1952 году. Столь долгий срок определил архитектурные особенности проспекта: если первые здания выполнены в стиле неовозрождения, то последующие плавно соскальзывают к модернизму и далее американскому рационализму. На Гран-Виа появились первые в городе небоскрёбы и крупные торговые центры. Впрочем, и небольших магазинчиков тут хватает. Один из них в 1917 году прославился тем, что обзавёлся первой в Испании световой рекламой в виде гирлянды электрических лампочек. Любопытно, что с 1937-го по 1939-й улица носила название «проспект Советского Союза».
Музей Прадо, по мнению многих знатоков изобразительного искусства, может смело претендовать на звание лучшей коллекции в мире, отодвинув на задний план Эрмитаж и Лувр. Ценность его экспонатов признана во всём мире. К сожалению, постоянно доступны для осмотра примерно две тысячи произведений из восьми. Дело в том, что площадь музея Прадо серьёзно уступает своим конкурентам – бывшим царским дворцам. В этом здании никогда не жили короли Испании, но идея постройки в Мадриде этой галереи принадлежит монаршей семье. Коллекционировать картины и скульптуры знаменитых мастеров начал ещё король Карл V в XVI веке. Тогда это уникальное собрание было доступно только знати, и лишь часть, посвящённая библейским сюжетам, более широкой аудитории. В 1775 году архитектор Хуан де Вильянуэва спроектировал для королевской коллекции здание, а в 1819, после освобождения Испании от власти Наполеона Бонапарта, королева Изабелла Браганская открыла музей для широкой публики. Каждый день за два часа до закрытия посетить музей можно бесплатно.
Площадь Пуэрта-дель-Соль является не только главной площадью Мадрида. Многие считают её сердцем всей Испании. Днём залитая солнечными лучами полукруглая площадь по сей день оправдывает своё название: «ворота Солнца». Здесь располагается нулевой километр страны, отмеченный гранитной плитой. До 1521 года здесь действительно были ворота, имевшие то же название. Из-за расширения городского пространства средневековые укрепления были снесены по приказу короля Карлоса I. Площадь Пуэрта-дель-Соль — место свершения знаковых для города событий: здесь когда-то проехал первый в городе автомобиль, появилось электричество и пошли первые трамваи. Позднее здесь же построили первую станцию метро. Размышляя, что посмотреть в Мадриде, стоит прийти сюда и полюбоваться красивой статуей Марибланки XVII века или скульптурным воплощением городского герба: медведицей под земляничным деревом. Пуэрта-дель-Соль до сих пор служит основной транспортной развязкой города, так что будьте осторожны на проезжей части.
Паласио Реали – одна из главных достопримечательностей Мадрида. В далёком IX веке, когда большей частью территории современной Испании правили арабские завоеватели – мавры, эмир Мохаммед I построил на берегу реки Мансанарес крепость, призванную защищать Кордову и Толедо от попыток христиан отвоевать свои земли. Её он сделал своей резиденцией. В XVI веке крепость перестроили во дворец, который ещё долгое время носил имя Antiguo Alcázar, то-есть – “Старый Замок”. В 1561 году здесь поселилась испанская королевская семья, принадлежавшая династии Габсбургов. В 1734 году Алькасар сгорел. Строительством нового дворца на месте уничтоженного занялся архитектор Хуан Батист Сакетти в 1737 году. С 1764 года работу по благоустройству дворца продолжил итальянец Франческо Сабатини. Палассио Реали – самый большой королевский дворец в Европе. Его площадь составляет 135 тысяч квадратных метров. Со второй половины XX века здесь находится музей с богатой экспозицией, можно посмотреть 50 залов. Всего же здесь 3418 комнат!
Обычно дворцы строят, чтобы в них жила знать. Но тяга испанцев к роскоши смело может потягаться с Древним Римом времён заката империи. Именно поэтому и к возведению здания Главпочтамта подошли со всей основательностью. Проект, выигравший конкурс в 1904 году, разработали архитекторы Антонио Паласиос и Хоакин Отаменди. Во время строительства произошло немало проволочек, потому длилось оно с 1907 по 1919 год — целых 12 лет! Результат того стоил: площадь Сибелес была украшена грандиозным зданием в стиле позднего барокко, названным «Собором коммуникаций». Здесь расположились почта, телефонная станция и телеграф. Функции главного почтамта страны здание утратило в начале 90-х годов прошлого столетия. В 1990-м здесь провели ремонт и разместили мэрию. Однако уже тогда власти Мадрида приняли решение перепрофилировать «Собор коммуникаций» в современный многофункциональный центр.
Поблизости от Королевского дворца в Мадриде путешественник найдёт укромное место для прогулок и раздумий — геометрические сады Сабатини в неоклассическом стиле. Строгие линии, чётко подстриженные живые изгороди, волнующие лабиринты — всё это путешественник найдёт на территории примерно 2,5 гектара. Главной достопримечательностью садов по праву считается пруд, вокруг которого как вечные стражи стоят статуи испанских королей, числом около сотни. Эти фигуры должны были украшать крышу дворца, но оказались слишком тяжелы. Создал уникальный ландшафт архитектор Фернандо Гарсия Меркадаль в 1933 году, но строительство продолжалось долгие годы, будучи прерванным Гражданской и Второй мировой войнами. В 1978 году король Хуан Карлос I открыл сады для широкой публики. А вот итальянский художник и архитектор Франческо Сабатини, в чью честь назван парк, никакого отношения к нему не имеет. На этом месте в XVIII веке им были возведены королевские конюшни, заменившие собой остатки укреплений мавров IX века.
Вокзал был построен в 1851 году и назван Аточа по имени старинных городских ворот, располагавшихся на этом месте. Работы производились по указу королевы Изабеллы II французским инженером Эженом Флахатом. В 1891 году первое здание вокзала сильно пострадало в пожаре. Его восстановлением занялся архитектор Альберто де Паласио при поддержке инженеров, одним из которых стал Гюстав Эйфель, автор одноимённой башни в Париже. До нынешних времён старинное здание вокзала пережило несколько реставраций и реконструкций и сейчас представляет собой оранжерею, где внутри роскошный тропический сад. Обязанность обслуживать поезда передали современному терминалу, построенному в 1992 году. Вокзал теперь имеет две функции: собственно главного железнодорожного вокзала Мадрида и красивого ботанического сада, в котором так хорошо прятаться от жары.
Музей королевы Софии носит имя супруги знаменитого короля Хуана Карлоса II и был открыт лично августейшей четой в 1990 году как пространство для временных выставок современного искусства. Музей привлекает взгляды путешественников своим внешним видом: к зданию старинного госпиталя XVIII века работы архитекторов Хосе де Эрмосильи и Франческо Сабатини пристроены уникальные стеклянные лифтовые шахты. Любопытно, что больница начала работать в недостроенном здании в 1778 году и была закрыта только в 1965-м, проработав по первоначальному назначению без малого два века. Лет десять по Мадриду ходили слухи о возможности сноса старинного здания, но королевский указ 1977 года о признании его объектом культурного наследия пресёк подобные разговоры. В 1980 году началась реставрация. С 1986 года здесь проходили временные выставки, но к 1992 году музей обзавёлся собственной постоянной экспозицией. В 2005 году по соседству открылось новое здание, позволившее существенно расширить выставочные площади.
Меркадо Сан-Мигель расположен в центре Мадрида и является культурным наследием Испании. Его построили более ста лет назад, в 1916 году, и вот уже более века он сохраняет свой внешний вид в неприкосновенности. Самым интересным в этой достопримечательности является её железная конструкция. Впрочем, не архитектурой единой славится этот на вид обычный продуктовый рынок. В современной Европе старинные «базары» давно уже являются своеобразной «гастрономической выставкой». Здесь можно не только купить что-нибудь вкусненькое, но и отдохнуть в разнообразных кафе с качественной кухней или посетить кулинарные семинары и другие подобные мероприятия. К сожалению, уникальная металлическая постройка не в состоянии конкурировать с современными супермаркетами и катастрофически не окупалась. В 2003 году здание купили частные инвесторы и полностью отреставрировали его. Любопытно, что с XIII века на этом месте стояла церковь Сан-Мигель, в которой крестили знаменитого Лопе де Вега, снесённая по приказу Наполеона Бонапарта.
В XVIII веке, когда размеры города увеличились, а крепостную стену перенесли, потребовались и новые въездные ворота, выполняющие функцию таможни и составной части укреплений, призванных защитить Мадрид от военного вторжения. В 1770-м король Карлос III утвердил проект итальянского архитектора Франческо Сабатини, которому благоволил, и строительство новых триумфальных городских ворот началось. Грандиозное сооружение в неоклассическом стиле с высотой арочного проёма 20 метров строили до 1778 года. Ворота богато украшены колоннами, скульптурами Франсиско Гутьерреса, Франсиско Аррибаса и надписями с именем короля. До 1869 года ворота Алькала служили главными городскими воротами и обладали внушительными бронзовыми створками. В наше время они стоят посреди площади Независимости и выполняют функцию своеобразного архитектурного символа Мадрида. Многие путешественники любят делать здесь фото.
В старинном квартале Ла-Латина расположился рынок Эль-Растро, который ещё принято называть блошиным. Прогуливаясь по узким улочкам квартала, можно вдоволь насмотреться на чисто испанский колорит торговых рядов под открытым небом. По сей день на рынке Эль-Растро можно купить практически всё: от домашних животных до ценных антикварных вещей. Если же шопинг не является целью путешественника, то можно просто погулять и на досуге поразмыслить о связи времён, ведь вполне вероятно, что по этим улочкам прохаживался ещё Веласкес. Неудивительно — ведь Эль-Растро известен в городе с XVI века.
Немногие города Старого Света могут похвастаться канатной дорогой, которая позволит путешественникам полюбоваться достопримечательностями исторического центра, проплывая над ним в уютной кабинке на 40-метровой высоте. В Мадриде к услугам горожан и гостей такое удовольствие есть: погрузившись в оригинальное транспортное средство в здании старинного амбара на Пасео-дель-Пинтор-Росалес, можно прокатиться 2,5 километра со скоростью 3,5 метра в секунду на настоящем фуникулёре до парка Каса-дель-Кампо. Канатную дорогу построила в 1969 году шведская фирма Von-Rol. С тех пор она благополучно функционирует и, к радости поклонников высотных аттракционов, полностью соответствует самым высоким требованиям безопасности.
В начале прошлого столетия в этом красивом месте располагались самые обыкновенные трущобы: беднейшие крестьяне строили в холмах полупещерные лачуги и возделывали огороды. Всё это поселение находилось на самозахваченных землях и называлось Паломар-де-Ривера. В 1916 году предприимчивый вальекасец Пио Фелипе Фернандес умудрился получить в собственность большую часть района и построить первый приличный дом, на поверку оказавшийся конюшней и каретным сараем. Однако городские власти Мадрида признали авторитет Пио и официально назвали район в его честь в 1925 году. Вплоть до 1960-х годов колония активно пополнялась за счёт беженцев. К 1980 году власти пришли к выводу, что от трущоб необходимо избавляться. Жителей переселили, кого-то даже принудительно. В 1983 году на месте странной деревни вырос настоящий «город-сад». Усталому путешественнику предлагается прогуляться по тенистым аллеям или покататься на велосипеде. Есть некая минимальная инфраструктура, но главное — это, конечно, прекрасные виды с холма на современный Мадрид.
Воистину удивляет мастерство испанского архитектора начала прошлого века Луиса Беллидо, который, проектируя комплекс зданий рынка скота, складов и бойни, создал настоящий исторический памятник. В реалиях XXI века присутствие зданий подобного назначения в черте города давно утратило свою актуальность, но в Мадриде не принято бездумно разрушать культурное наследие. В 2006 году комплекс модернизировали и поселили в нём Центр современного искусства и творчества. Название же «Матадеро» напоминает посетителям о первоначальном назначении этого грандиозного пространства. В каждом из 48 зданий комплекса расположен отдельный вид искусства. Любопытно посмотреть, как бывшие стойла для коров теперь служат пристанищем для штаб-квартиры Национальной балетной труппы Испании. Здесь проводятся выставки и мастер-классы, в том числе для самых маленьких гостей центра. В одном из зданий находится уникальный кинотеатр, целиком посвящённый показу документальных фильмов.
С западной стороны Королевского дворца раскинулся обширный парк Кампо-дель-Моро. Строгие английские черты этой территории придали по приказу королевы-регента Марии Кристины, решившей, что облагороженное пространство в 20 гектаров — как раз то, что нужно для досуга августейших детей. Закладка началась в 1844 году, но работы по улучшению парка продлились до 1890-го. Именно таким и увидит сейчас Кампо-дель-Моро гость Мадрида, решивший его посетить. История этого места отразилась в названии: Кампо-дель-Моро — «поле мавров». В 1109 году мавританский полководец Али ибн Юсуф, стремящийся захватить город, сконцентрировал здесь свои войска. Ныне же посетитель может пройтись по аллеям, обсаженным каждая своим видом деревьев, понаблюдать за свободно гуляющими птицами — утками, фазанами и павлинами — или заглянуть в музей карет. Здесь вы своими глазами увидите, на чём ездили верхом и в экипаже монархи Испании. Все экспонаты музея оригинальные.
Винтажный кинотеатр на улице Санта-Исабель в Мадриде — достопримечательность для оригиналов и киноманов. Построил его испанский предприниматель Артуро Карбальо в 1923 году. Его красивый яркий фасад в стиле модерн, украшенный белыми колоннами, неизменно привлекает взгляд. Кинотеатр благополучно пережил Гражданскую войну и функционировал вплоть до 1960 года, когда всё же не выдержал конкуренции с более современными «коллегами». По инициативе властей города кинотеатр Cine Dore отреставрирован с сохранением исторического облика и вновь открыт в 1989 году. Здесь демонстрируются классические фильмы, в основном испанские, на языке оригинала, которые составляют коллекцию La Filmoteca Española. Чем однозначно привлекает этот уникальный кинотеатр — так это крайне низкими ценами на билеты: 2-2,5 евро. В наше время у кинотеатра есть Sala-1 — оригинальный винтажный зал в стиле начала XX века, Sala-2 — более современный зал, и Sala-3 — зал под открытым небом, оборудованный столами на несколько персон и баром.
Общество изящных искусств появилось в Мадриде в 1880 году по инициативе узкого круга художников. Постепенно к «Кружку», как они его называли, присоединялись драматурги, писатели, режиссёры, сценаристы. Членами этого общества были Пабло Пикассо, Хасинто Бенавенте-и-Мартинес, Карлос Арничес-и-Баррера, Рамон Мария дель Валье-Инклан. В 1926 году архитектор Антонио Паласиос возвёл на Гран-Виа монументальное здание, которое и стало прибежищем общества. Здание в 1981 году признали архитектурным наследием города. За многие годы существования Общество изящных искусств сумело собрать внушительную коллекцию — более 1200 единиц изобразительного искусства — и является обладателем 3000 редких экземпляров книг и иных печатных и рукописных документов. Стоит признать, что путешественника привлекает здесь не столько очередной музей, сколько знаменитое кафе на крыше здания, откуда можно наслаждаться прекрасными видами на город.
Внешне ничем не примечательный бывший дворец герцога Вильяэрмоса хранит в себе один из лучших музеев мира, чья экспозиция до 1993 года была невероятно богатой частной коллекцией. Немецкие сталелитейные магнаты бароны Тиссен-Борнемиса начали собирать свою коллекцию произведений изобразительного искусства в конце XIX века и выставляли её с начала XX.
Большим подспорьем владельцам стала экономическая депрессия 1930-х годов, когда разоряющиеся американские бизнесмены продавали свои собрания. В экспозиции музея находятся 1000 картин, представляющие работы лучших мастеров от XIII до конца XX века. Здесь можно посмотреть полотна Рубенса, Рембрандта, Дюрера, Ван Гога, Мане и Моне, а также многих других художников, творивших в Европе последние восемь веков. Право хранить уникальную ценную коллекцию в Мадриде обошлось Испании в немалую сумму: 232 миллиона фунтов стерлингов.
Для любителя позавтракать вкусной выпечкой с чашечкой горячего шоколада шоколатерия San Ginés — место, обязательное к посещению. Во всей Испании утверждают, что здесь готовят лучшие чуррос в мире, а аромат притянет гурмана из любого района Мадрида. Это знаменитое кафе открылось в 1890 году и в 1894-м переквалифицировалось в шоколатерию. Практически сразу она стала излюбленным местом мадридской богемы. За столиками, попивая густой тёмно-коричневый шоколад, творили известные испанские писатели и поэты начала XX века. Более 120 лет заведение радует посетителей фирменным шоколадом, чуррос и поррос, которые готовят на глазах у публики только из натуральных продуктов. Кафе открыто 24 часа 365 дней в году, что добавляет ему популярности. Здесь в камерной обстановке в одном зале могут отдыхать деятели искусства, известные политики и обычные гости — разницы между ними никто не делает.
Смело можно утверждать, что хозяин бара Диего Кабрера действительно «гуру движения против течения», на что намекает название заведения. Коктейль-бар появился в Мадриде совсем недавно, но уже успел завоевать сердца посетителей и прославиться на весь мир, получив несколько престижных международных наград, в том числе за качество обслуживания. Три зала с оригинальным оформлением не оставят равнодушным никого из гостей, а уж в комплекте с уникальной системой подачи коктейлей и богатой кухней, предлагающей национальные блюда разных стран, они вообще неотразимы. Уставшему от прогулок путешественнику будет приятно посидеть здесь за фирменным напитком, поданным в стеклянной посуде ручной работы. Только имейте в виду: злоупотреблять алкоголем нехорошо!
Что делать, если старинное промышленное здание конца XIX века стоит заброшенным в центре города? Правильно: превратить его в новейший культурный центр! За эту нелёгкую задачу — превратить бывшую электростанцию в настоящий арт-объект — взялись знаменитые современные архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон из Швейцарии. Здание из кирпича и чугуна отреставрировали и… слегка подняли над землёй, соорудив своеобразный подземный этаж. По одной из стен Кайша-форума поднимается уникальный сад, занимая всю её площадь в 460 квадратных метров. На этом пространстве талантливый француз Патрик Блан разместил 250 видов растений. На десяти тысячах квадратных метров полезной площади центра проводятся выставки, концерты, показы кинолент, располагаются кафе, рестораны и библиотека.