Советская Москва

15 дек 2023, обновлено 31 авг 2024
Советская Москва

Найти экскурсию

Показать
После революции в России получили развитие новые архитектурные веяния, которые спустя время прославили страну. Это эпоха новаторства и экспериментов. А где, как не в Москве, реализовать самые смелые проекты? Так, в период СССР столица превратилась в настоящий музей советской архитектуры. Рассказываем о главных стилях и шедеврах той эпохи в Москве.
СодержаниеАрхитектурный авангардРационализмКонструктивизмСоветский монументальный классицизмПостконструктивизмСталинский ампирАр‑декоРетроспективизмЭклектикаЭпоха индустриального домостроенияБрутализм (необрутализм)ФункционализмЗаключение

Архитектурный авангард

На рубеже XIX-XX веков в мировой и отечественной архитектуре произошёл кризис классической традиции. Одновременно с этим промышленный подъём привёл к появлению новых технологий и материалов. Эти тенденции воплотились в новом архитектурном направлении — модерне, получившем широкое распространение в 1890‑1910 годы. Мастера, работавшие в этом стиле, первыми экспериментировали с остеклением, стальными конструкциями и железобетоном, подарив миру непревзойдённые архитектурные шедевры.

Ещё по теме
1909‑1911 годы. Модерн: гостиница «Метрополь» • 1929‑1933 годы. Конструктивизм: дом К. Мельникова в Кривоарбатском переулке • 1934‑1936 годы. Рационализм: общественный центр в Шаболовском жилом комплексе

Примерно с 1910‑х на смену модернистам пришло новое поколение экспериментаторов — авангардисты. Последние взяли от предшественников строительный опыт и создали свою систему методов и приёмов, которая не только определила, но и опередила развитие отечественной и мировой архитектуры как минимум на несколько десятилетий. В её основе — простота и прямолинейность форм, отсутствие декора, технологичность и функциональность.

В России эти идеи получили особую популярность в первые годы существования СССР, когда перед новой властью стояла цель создать новый тип административных и жилых зданий в соответствии с запросами социалистического общества. Так, к 1920‑м в стране сформировались два крупных авангардистских направления — рационализм и конструктивизм. Вот самые известные примеры этих стилей в Москве.

Рационализм

Авангардистское направление, в основе которого лежит психоаналитический подход. Идеологи рационализма, объединившиеся в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), изучали, как цвет, форма, размер и другие характеристики той или иной постройки влияют на восприятие человека.

В столице есть лишь несколько примеров реализованных проектов в этом стиле. Среди них — жилмассив на Шаболовке в Москве. Жилые корпуса расположены таким образом, что, проходя мимо них, ощущаешь динамику: кажется, что они оборачиваются вокруг своей оси. Это уникальный эксперимент столичного градостроения 1920‑х.

1930‑1935 годы. Шаболовский посёлок • Современный вид • Фото: Ludvig14, CC BY-SA 4.0, Retired electrician, CC0

Конструктивизм

Авангардистское направление, развивавшееся параллельно с рационализмом. В его основе — идея здания как отлаженного механизма. Представители этого стиля тоже создали творческое сообщество, которое носило название «Объединение современных архитекторов» (сокращённо — ОСА).

В отличие от рационалистов, конструктивисты оставили после себя множество примеров реализованных проектов: дома культуры, фабрики‑кухни, бани‑бассейны и другие типовые постройки, характерные для первых лет существования Советского государства.

Среди самых известных примеров этого стиля в Москве — дом‑коммуна Наркомфина (Новинский бульвар, 25, корп. 1), построенный по проекту выдающегося архитектора М. Я. Гинзбурга.

Ещё по теме
Архитектор М. Гинзбург на стройплощадке дома Наркомфина • Современный вид • Фото: В. Г. Грюнталь, Фёдор Вяземский

Это здание — архитектурное воплощение популярной в то время идеи коллективизма (оно имело общие для всех жильцов общественные пространства: коммунальный блок с кухней, столовые, спортзал и библиотеку). Кроме того, каждая его деталь была наделена определённой функцией, что соответствует основным принципам описываемого архитектурного направления (например, даже плоская крыша здания была использована в качестве террасы для принятия солнечных ванн).

Советский монументальный классицизм

Таким термином принято обозначать период советской архитектуры с 1930‑х по 1950‑е годы. В это время страной руководил И. В. Сталин, поэтому направление также называют «сталинский ампир». Далее поговорим том, как оно развивалось на протяжении этих 20 лет в Москве.

Постконструктивизм

Переход к советскому монументальному классицизму происходил постепенно. Первые здания в этом стиле носили черты авангардных построек 1920‑х: архитекторы сочетали приёмы неоклассицизма и инструментарий конструктивизма. Так в архитектурный пейзаж Москвы были вписаны сооружения в переходном стиле, именуемом «постконструктивизм».

Ещё по теме
1938 год. Гостиница «Москва» • Современный вид (изменённая реплика гостиницы). Фото: Alex Zarubi

К этому направлению, например, относится гостиница «Москва» (улица Охотный Ряд, 2). Архитектор В. А. Щусев дополнил конструктивистскую основу здания неоклассическими деталями: восьмиколонным портиком и балконами с аркадами, которые придали сооружению торжественный вид.

Увы, историческую постройку снесли в 2000‑х, возведя на её месте реплику. От оригинала она отличается в основном размером: новый отель больше в несколько раз.

Сталинский ампир

По мере своего развития советский монументальный классицизм всё дальше и дальше уходил от авангарда, сосредоточившись на переосмыслении архитектурных идеалов ампира, который процветал в Европе в XIX веке (и, в свою очередь, основывался на архитектурных идеалах Древних Греции и Рима).

Окончательно оформившись к середине прошлого столетия, сталинский ампир применялся при строительстве многих московских зданий. При этом к эталонным можно отнести немногие: например, центральный павильон ВДНХ в Москве. Первый ярус здания выделен величественной колоннадой, второй — скульптурными группами, а третий — башней со шпилем. Как античный храм прославлял олимпийских богов, так главный корпус выставочного комплекса символизирует мощь советского народа после победы в Великой Отечественной войне.

1951 год. Экскурсии на ВДНХ водили ещё до официального открытия комплекса • 1957‑1962 годы. Центральный павильон • Современный вид

Ар‑деко

За два десятилетия сталинский ампир неоднократно приобретал черты и других архитектурных направлений той же эпохи, например американского ар‑деко. В США воплощением этого стиля стали первые небоскрёбы в Чикаго и Нью‑Йорке. В Москве при И. В. Сталине в том же духе построили знаменитые высотки «семь сестёр».

Особое место среди них занимает главный корпус МГУ (улица Колмогорова, 1), который в середине XX века считался одним из высочайших зданий Европы! Его величественный силуэт виден из разных районов столицы, ведь наряду с другими многоэтажными постройками той поры он был и остаётся одной из архитектурных доминант Москвы.

1949 гогд. Бетонирование нижней плиты фундамента • 1955-1956 года •

Ретроспективизм

Помимо популярных примеров западного строительства, сталинский ампир нередко обращался к архитектурным традициям других эпох и народов. Так, например, в Москве некоторые здания в этом стиле вдохновлены известными сооружениями времён итальянского Возрождения. Среди них, например, дом архитектора И. В. Жолтовского (Моховая улица, 13, стр. 1). Зодчий считался большим знатоком палладианской архитектуры, поэтому неудивительно, что, работая над проектом этого здания, он взял за прототип палаццо дель Капитаниато в городе Виченца.

1953 год. Жилой дом на Моховой • Современный вид • Палаццо дель Капитаниато • Фото: А. А. Соркин, Елена Бутко, CC BY-SA 4.0, Marcok, CC BY-SA 3.0

Эклектика

В застройке Москвы середины прошлого столетия можно встретить здания в стиле сталинского ампира, где в отдельных элементах экстерьера угадываются черты нескольких архитектурных направлений (например, барочная лепнина или готические шпили). Кроме того, в некоторых постройках наряду с разностилевыми деталями также видны национальные мотивы.

Яркий пример — павильоны бывших советских республик на ВДНХ. Так, в экстерьере латвийского павильона элементы неоклассики и ар‑деко сочетаются с тематическими витражами, изображающими города Латвии. Подобная эклектичность — ещё одно свойство советского монументального классицизма.

1961 год. Павильон «Латвийская ССР» • Современный вид • Витражи были демонтированы в 1960‑е, при смене оформления здания. До 2021 года считалось, что все они утрачены, однако 9 из 17 удалось найти: их вывезли в Латвийскую ССР • Фото: В. В. Ковригин, Olga-lisenkova, CC BY-SA 4.0

Эпоха индустриального домостроения

После смерти И. В. Сталина в стране был взят курс на борьбу с «излишествами» в строительстве — именно так следующий глава государства Н. С. Хрущёв назвал архитектурное наследие 1930-1950‑х годов. С этого момента в Москве и других городах СССР началась эпоха застройки спальных районов каркасными и панельно‑каркасными домами.

Первые проекты были реализованы в столице ещё в послевоенные годы в районе Песчаных улиц и Хорошёвского шоссе. В дальнейшем массовое строительство типовых домов распространилось и на другие пустующие участки Москвы.

1965 год. Строительство «хрущёвок» в посёлке Строителей. Москва, Зеленоград • 1962 год. Квартал Хорошёво‑Мневники • Дом самой распространённой серии 1-464. Фото: 3dfxVoodoo3, CC BY-SA 4.0

В народе жилые дома, построенные в конце 1950‑х — начале 1960‑х годов, получили название «хрущёвки». Однотипные многоэтажки объединяли в так называемые микрорайоны — ещё одно ноу‑хау в столичном градостроении тех лет. Первый из них возник на месте подмосковной деревни Черёмушки. Теперь это своеобразный памятник эпохе индустриального домостроения.

Брутализм (необрутализм)

В основе зданий, построенных в этом стиле, — железобетон. Первоочередное значение играет функциональность, а художественно‑эстетическое восприятие отходит на второй план. В мире это архитектурное направление возникло и развивалось в 1950‑е годы в связи с послевоенной потребностью в жилищном строительстве. В СССР оно приобрело популярность к 1970‑м годам.

1981‑1983 годы. Окончание строительства. Фото: И.Нагайцев • Современный вид

Величайший пример брутализма в Москве — жилой дом на 1000 квартир (Большая Тульская улица, 2). Это монументальное сооружение (его длина — почти полкилометра!) — одно из лучших воплощений концепции стиля: основная функция здания заключалась в обеспечении жильём огромного количества нуждающихся в нём советских граждан, поэтому красота — второстепенна. Это своеобразный ответ знаменитому Дому на набережной, который некоторое время считался крупнейшей жилой постройкой в Европе.

Функционализм

Главная идея этого стиля — о сугубо утилитарном предназначении зданий — была сформулирована ещё в конце первой трети XX века. В дальнейшем она оказала существенное влияние на множество направлений: от конструктивизма 1930‑х годов до индустриального домостроения 1950-1960‑х годов. Функционалистская концепция лежит и в основе философии современных сооружений — как жилых, так и административных.

В Москве времён СССР одним из ярчайших образцов этого стиля считается здание Центросоюза потребительских работников (Мясницкая улица, 39), построенное ни много ни мало ведущим теоретиком функционализма Ле Корбюзье. К слову, это единственный реализованный в России проект выдающегося архитектора. Постройка заслуживает того, чтобы увидеть её вживую (и сделать несколько фото), ведь она вобрала в себя основные черты функционализма: геометричность и лаконичность форм, отсутствие отвлекающего внимание декора, ленточное остекление для наполнения помещений естественным светом, колонны, на которые опирается основной объём здания.

1930‑1933 годы. Строительство здания • Современный вид • Фото: Ludvig14;, CC BY-SA 4.0

Заключение

Советская архитектура Москвы — это лишь одно из направлений для исследования столицы. Для более полного погружения в её историю стоит изучить и другие эпохи, например, отправившись на прогулку по старинным районам Москвы. Совершить путешествие в прошлое можно самостоятельно, но гораздо интереснее и познавательнее — с местным гидом.

Автор: Инна Метелькова
Заглавное фото: 1954‑1958 годы. Москва, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, сейчас — ВДНХ)

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Staycation: как провести отпуск, не выезжая из родного городаStaycation: как провести отпуск, не выезжая из родного города Путешествие, для которого не понадобится билет и чемоданы

Еще экскурсии по теме