Константин Мельников: знаменитые проекты архитектора
Гараж в форме подковы, дом-фара и другие уникальные памятники авангарда в МосквеКто такой Мельников
Выходец из рабоче-крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с работы помощником в инженерной фирме «Залесский и Чаплин». Один из владельцев фирмы усмотрел в тринадцатилетнем мальчишке талант и даже пригласил для него преподавателя по рисованию. Это помогло юному Мельникову поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и с успехом его окончить.
Ещё во время обучения Мельников разрабатывал фасады для автомобильного завода АМО (сейчас — ЗИЛ), а после выпуска из училища трудился в мастерской Моссовета под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева. Здесь начинающий архитектор совместно с другими мастерами создавал план застройки и реконструкции Москвы.
Статья по темеАлексей Щусев: главные здания архитектора в Москве
Постепенно архитектор сформировал свой новаторский стиль. Как и многие авангардисты, он отказался от традиционных архитектурных направлений и сосредоточился на поиске новых способов выражения. Константин Мельников создавал причудливые формы, играл с пространством и светом, а многие его проекты опережали технические возможности своего времени. Его работы сложно причислить к какому-то определённому направлению модернизма, он стал создателем новой эстетики архитектурного пространства.
Его идеи были настолько оригинальны, что вызывали сразу и восторг, и непонимание, и даже осуждение общественности. Все проекты Константина Мельникова отличались новаторством не только по отношению к работам других архитекторов, но и по отношению друг к другу. Приступая к новой задаче, он избегал любых подражаний и каждый раз находил всё более необычные решения.
Временные проекты Константина Мельникова
Не всё наследие архитектора сегодня можно увидеть. Не только потому что какие-то из его построек разрушены, но и потому что некоторые создавались как временные — для выставок в России и за рубежом. Вот несколько самых знаменитых.
Павильон «Махорка»
Яркая индивидуальность Мельникова как архитектора впервые проявляется на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. Небольшой проект, который, казалось, не сулил успеха и известности, поразил архитекторов и заказчиков оригинальной идеей. Мельников перевернул пространство павильона так, что фабричный конвейер располагался по вертикали, а движение посетителей было организовано вверх по наружной винтовой лестнице. Вкупе с громадными плакатами и угловым остеклением павильон приковывал внимание посетителей выставки.
Павильон для Всемирной выставки в Париже
Следующим новаторским проектом, принёсшим архитектору мировую известность, становится оригинальный павильон для Всемирной выставки декоративных искусств в Париже (1925 год). Проект представлял собой почти полностью остеклённое двухэтажное деревянное здание, которое пронизывала широкая лестница, образуя ровную диагональ. Лестницу покрывали балки и прозрачные щиты красного цвета. Свет, проникая сквозь щиты, делал «красными» проходивших по лестнице посетителей. Павильон Мельникова эффектно контрастировал с остальными эклектичными сооружениями выставки и даже завоевал Гран-при.
Знаменитые постройки в Москве
К началу 1930-х Мельников уже успел стать участником международных архитектурных выставок в Варшаве и Нью-Йорке, выставить собственную экспозицию на V Триеннале декоративных искусств в Милане и спроектировать кинетический памятник-маяк Колумбу в Санто-Доминго.
По его проектам возводят целых пять клубов в Москве и один в Подмосковье, строят серию гаражей, где автобусы могут парковаться и выезжать, не используя задний ход.
При этом на родине работы Константина Мельникова считали фантастическими и критиковали за радикальность идей. Вот что пишут о нём в газете «Комсомольская правда» за 1936 год: «Самое болезненное средневековое воображение, самые мрачные фантазии Босха бледнеют перед творениями архитектора Мельникова». Его обвиняли в безыдейном новаторстве, индивидуализме и трюкачестве, что не может соотноситься со званием передового советского архитектора, и даже на несколько лет отлучили от профессии. Однако из всех архитекторов авангарда Константин Мельников сумел реализовать наибольшее количество работ.
Большая часть его идей так осталась планами на бумаге, некоторые были успешно реализованы и до сих пор украшают улицы Москвы. Рассказываем о самых значимых и смелых проектах, сохранившихся до сегодняшнего дня.
На карте
Саркофаг Ленина
Адрес: хранилище музея Ленина в Горках
Дата создания: 1924 год
Проект первого саркофага для вождя был создан Константином Мельниковым в 1924 году. Это был стеклянный колпак необычной формы, напоминающий сказочный хрустальный гроб. Однако от реализации этого проекта пришлось отказаться из-за технических трудностей. Константин Мельников разработал ещё восемь вариантов, один из которых воплотили. Саркофаг находился в мавзолее вплоть до 1945 года. Позже его заменили другим из-за бликов на стекле. Первый вариант сохранён и находится в музее Ленина в Горках, правда, в разобранном виде.
Статья по темеКрасная площадь: самое интересное
Ново-Сухаревский рынок
Адрес: Большой Сухаревский переулок, 11, строение 1
Год постройки: 1924-1926
Следующий осуществлённый проект архитектора. От всего рыночного комплекса уцелело лишь административное здание. Оно считается самой ранней сохранившейся постройкой Мельникова. Этот трёхэтажный дом треугольной формы с большим круглым окном до сих пор удивляет прохожих своим необычным видом.
Правда, за время своего существования здание претерпело несколько изменений. Например, была демонтирована наружная лестница, которая, согласно проекту, вела на крышу с террасой. Плоскую кровлю заменили скатной, оригинальные двери и оконные рамы были утрачены. К счастью, здание планируют отреставрировать и восстановить облик середины 1920-х.
Бахметьевский гараж
Адрес: улица Образцова, 19а
Год постройки: 1927
Соавтор: Владимир Шухов
Это первый гараж, разработанный Константином Мельниковым совместно с инженером Владимиром Шуховым в 1927 году. Считался крупнейшим автобусным парком своего времени и вмещал около сотни больших английских автобусов марки Leyland. Мельников не просто спроектировал новое удобное пространство, но сумел разработать особую систему парковки, которая позволяла автобусам комфортно разъезжаться в гараже без использования заднего хода.
Само здание имело форму параллелограмма и включало семь ворот и круглые оконные проёмы над ними. А пространство между воротами занимали окна от пола до потолка. Внутри гаража не было перегородок. Этого удалось достичь благодаря безопорным перекрытиям, разработанным Шуховым.
В 2008 году здание отреставрировали, и первым его занял музей современного искусства, который так и назвали — «Гараж» (он, кстати, сохранил своё название и на новом месте уже в парке Горького), а позже здесь открылся Еврейский музей и центр толерантности.
Клуб Дорхимзавода
Адрес: Бережковская набережная, 28
Год постройки: 1927
Небольшой размер, оригинальная кубическая форма и, конечно, фантастические идеи расширения пространства — всё это соединилось в здании клуба Союза химиков, построенного в 1927 году. Проект включал характерную особенность зданий Мельникова — подвижные стены. Они должны были расширять главный зал или разделять его на несколько аудиторий при необходимости. Однако из-за технических трудностей от этой идеи отказались. А после завершения строительства к клубу пристроили фабрику-кухню, нарушив симметрию.
В 2009-м здание тщательно отреставрировали, вернув исторический облик, а внутренние помещения занимают магазины, так что попасть внутрь тоже получится.
Дворец культуры им. Русакова
Адрес: улица Стромынка, 6
Год постройки: 1927‑1929
Один из немногочисленных проектов Мельникова, который удалось реализовать в соответствии с первоначальным замыслом автора. Дворец культуры, или, как его ещё называют, клуб Союза коммунальников, включён в список объектов истории и культуры, охраняемых ЮНЕСКО.
Снаружи здание напоминает шестерёнку, в крупных выступах которой размещались трибуны амфитеатра. Но главная особенность Дворца культуры заключается в особой механизированной системе раздвигающихся стен. С её помощью можно было создать большой концертный зал или разбить пространство на несколько помещений поменьше.
К 2015 году здание отреставрировали, вернув оригинальный облик 1927 года. Сейчас строение можно рассмотреть не только снаружи, но и внутри: оно принадлежит Театру Романа Виктюка.
Клуб «Буревестник»
Адрес: Рыбинская улица, 17, строение 1
Год постройки: 1928‑1930
Построен в конце 1920-х для рабочих обувной фабрики. Это длинное прямоугольное здание с остеклённой башней, напоминающей лист клевера. По задумке Мельникова, фойе, зрительный и спортивный залы должны были объединяться и трансформироваться в бассейн для плавания. К сожалению, технический прогресс тогда не поспевал за мыслью архитектора, и эту задумку не осуществили.
Здание претерпело перестройки и переделки по большей части во внутренних помещениях, внешний облик сохранился в неизменном виде.
Дом Мельникова
Адрес: Кривоарбатский переулок, 10
Год постройки: 1927‑1929
Пожалуй, это самая знаменитая работа Константина Мельникова, настоящий шедевр русского авангарда. Дом архитектор создавал для себя и своей семьи. Здесь он воплотил наиболее смелые и оригинальные идеи. Трёхэтажное здание состоит из двух цилиндрических конструкций, соединённых в виде восьмёрки, без несущих опор и с оригинальными окнами шестиугольной формы.
Первый этаж занимали столовая и кухня, комнаты детей и гардеробная. Второй — спальня с 12 окнами-сотами и гостиная без дверей и шкафов. Последний этаж был отдан мастерской, отсюда был выход на крышу с террасой.
Здание поражает фантастическим обликом, оно больше похоже на объект современного искусства, нежели на жилой дом. До начала 2000-х здесь продолжали жить дети архитектора, но со временем дом обветшал. С 2014 года сохранить для будущих поколений этот памятник архитектуры решило государство и в здании открыли филиал Музея архитектуры — Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых.
Гараж на Новорязанской улице
Адрес: Новорязанская улица, 27
Год постройки: 1926‑1929
Соавтор: Владимир Шухов
Считается памятником архитектуры регионального значения. Ещё один уникальный проект Константина Мельникова. Задача стояла непростая: разработать гараж, вмещающий около 300 грузовых машин на небольшом треугольном участке земли.
Архитектор создал оригинальное здание в форме подковы с шестью въездными воротами на наружной дуге и выездными воротами в торцах здания. Украшением послужили фирменные круглые окна, напоминающие иллюминаторы. В здании такой необычной формы невозможно было установить внутренние колонны, поддерживающие крышу. Их заменила сложная металлическая конструкция с опорой на стены, что значительно увеличило внутреннее пространство.
Клуб завода «Каучук»
Адрес: улица Плющиха, 64/6, строение 1
Год постройки: 1927-1929
Здание имеет оригинальную полукруглую форму. На перекрёстке Плющихи и 2-го переулка Тружеников виднеется строгий дугообразный фасад, украшенный вертикальными окнами. По бокам к клубу примыкают прямоугольные корпуса, а завершает композицию круглый кассовый павильон с закруглёнными парадными лестницами.
Мельников планировал и особую организацию пространства помещений. Трёхъярусный зал предлагалось разделить автоматизированным горизонтальным щитом для создания новых помещений. К сожалению, эту часть проекта так и не воплотили в жизнь.
В разные годы здесь располагались драматический театр, детские кружки, китайский ресторан и арт-центр. Сегодня помещения пустуют, так что рассмотреть здание получится только снаружи.
Клуб фабрики «Свобода»
Адрес: Вятская улица, 41а
Год постройки: 1929
Построенный в 1929 году, клуб предназначался для рабочих парфюмерно-косметической фабрики. Здесь тоже много сложных инженерных решений.
Здание имело необычную продолговатую форму, напоминающую цистерну, которую как бы сжимают прямоугольные сооружения с двух сторон. По центру здание «разрезает» раздвижная стена, которая разделяла зал на две части — для кино и для театральных представлений. Стену при необходимости можно было поднять и объединить помещение в большое пространство на тысячу человек. Главным украшением клуба служили две наружные лестницы, спускающиеся от центра «цистерны». Здесь же располагалось два отдельных входа в обе части зала.
После Великой Отечественной войны здание претерпело значительные перестройки: демонтировали лестницы и заложили большие вертикальные окна. В 2000-х клуб отреставрировали, вернув фасаду первоначальный облик и даже цвет.
Гараж Интуриста
Адрес: улица Сущёвский Вал, 33
Год постройки: 1932‑1934
Над этим проектом Константин Мельников работал вместе с архитектором Валерием Курочкиным, который занимался рабочими чертежами. Сам Мельников осуществлял только разработку оформления фасада. Композицию составляют остеклённые геометрические фигуры: круг и трапеция, а вдоль фасада проходит диагональ, разрезающая центр левой стороны здания. В качестве украшений планировалось вмонтировать скульптуры и даже настоящий автомобиль.
Реализовать проект удалось только частично. Правая сторона с небольшими изменениями была воплощена по задумке Мельникова, а левую построили позже совсем в другом, неоклассическом стиле. Так что здание выглядит немного странно. Зато здесь можно наглядно увидеть различия двух архитектурных стилей.
Гараж Госплана
Адрес: Авиамоторная улица, 63, строение 1
Год постройки: 1936
Это последняя реализованная работа Константина Мельникова в Москве. В 1936 году было закончено строительство двух корпусов гаража, который за необычный облик прозвали домом-фарой. Архитектор задумал создать фасад, напоминающий автомобиль. И ему удалось!
Четырёхэтажный корпус за счёт объёмных пилястр действительно напоминает автомобильную решётку радиатора. Предполагалось, что здесь разместятся мастерские. А вот основной одноэтажный корпус привлекает внимание огромным круглым окном, похожим на фару. Здесь размещалась автомобильная стоянка.
Со временем здание ветшало, а после пожара в 2014-м гараж решили восстановить. С 2018 года здесь продолжаются затянувшиеся реставрационные работы.
Заключение
Константин Мельников — гений авангардной архитектуры, значительно опережающий своё время. Его новаторские, порой совершенно фантастические проекты встречали непонимание и зачастую были труднореализуемыми на практике. Размах его мысли и особое художественное выражение, проявляющееся в причудливых формах и многочисленных экспериментах с пространством, производят сильное впечатление и сегодня. Практически сотню лет творения Мельникова украшают московские улицы, удивляя и восхищая прохожих.
Автор: Дарья Савина