Дворы Москвы

Дворы Москвы
Прочувствовать настоящий колорит столицы с её петляющими улочками, внезапными тупиками, нарядными церквушками и уютными скверами невозможно, посетив только всем известные достопримечательности. А вот самобытные дворики расскажут более личную и интересную историю города, которая скрыта за строгими парадными фасадами.
СодержаниеДворик на ПречистенкеКрутицкое подворьеДворик со скульптурами на Садовой-ЧерногрязскойБаскетбольная площадка у высотки на КотельническойДворы Никитского бульвараЗаключение

Дворик на Пречистенке

За длинным и величественным фасадом усадьбы Охотниковых (Пречистенка, 32/1, стр. 1) в стиле ампир находится один из самых камерных и уютных двориков столицы. В оживлённом районе Хамовники осталось не так много мест, которые практически не меняли свой облик с XIX века. И дворик на Пречистенке — одно из них.

Весь комплекс построек был возведён на месте сгоревшей в 1812 году усадьбы Талызиных. После Охотниковых особняк на Пречистенке перешёл во владение к купцам Пеговым. И к этому времени относится самый знаменательный период в истории здания и дворика. С 1882 года особняк с флигелями арендует гимназия Поливанова, ученики которой — известные поэты, художники, философы и идеологи Серебряного века русской культуры: В. С. Соловьёв, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, А. Белый, А. Я. Головин.

Фото: блог «Зачем я там была?»

Архитектурная доминанта этого уголка дореволюционной России в центре города — две полукруглые двухэтажные постройки красного цвета. Эти флигели-корпуса, примыкавшие к усадьбе в форме дуги, называются циркумференциями и являются единственными сохранившимися такого рода зданиями в двориках Москвы. В 1930-е годы над каменными аркадами с рядами арок и белых колонн надстроили второй деревянный этаж. Изначально здания служили конюшнями, в XX веке в них разместились коммуналки, а теперь — мастерские художников, за что дворик прозвали московским Монмартром. Дополняют богемную атмосферу брусчатка и исторические фонари.

Крутицкое подворье

Одно из древнейших подворий столицы, которое было основано ещё в XIII веке. По легенде, отшельник, живший в этих местах, предсказал Даниилу Московскому, младшему сыну Александра Невского, что вскоре на левом берегу Москвы-реки в селе Крутицы появится мужской монастырь. Пророчество сбылось, и в 1272 году здесь разместилось подворье Сарайской епархии, которое играло крайне важную дипломатическую роль в отношениях Руси и Золотой Орды.

Первоначальный архитектурный ансамбль не сохранился, а современный облик подворья относится к концу XVII века. Тогда же при митрополите Павле III Крутицы переживают период расцвета: здесь часто останавливаются патриархи, появляется крупная монастырская библиотека, ведётся работа по переводу Библии с греческого на церковнославянский, разбивается один из первых в Москве декоративных садов. Не осталось подворье и в стороне от событий церковного раскола: в 1666 году в подвале Успенского собора был заточён протопоп Аввакум, который придерживался идей старообрядчества.

С XVIII века подворье постепенно приходило в упадок. Сначала в 1721 году Пётр I упразднил патриаршество, затем здания пострадали от сильного пожара. А при Екатерине II, которая проводила церковную реформу, Крутицкая епархия вовсе перестала существовать, Успенский собор стал приходским, а все остальные постройки были переданы военным под казармы. С тех пор подворье ветшало, пока, наконец, в 1950-х не началась масштабная реставрация под руководством Петра Барановского, которая вернула зданиям исторический облик. С приходом перестройки Крутицы были возвращены церкви, и теперь здесь располагается Синодальный отдел по делам молодёжи.

В уютном старом московском дворике можно полюбоваться на кирпичный ансамбль, в который входят Успенский собор, шатровая колокольня, Крутицкий терем и Митрополичьи палаты. Особенно поражают изразцы, которыми украшены постройки — такой декор редко где встретишь в храмовой архитектуре. Именно поэтому здесь могут получиться очень колоритные фото.

Статья по темеЛучше места для фотосессий в Москве

Дворик со скульптурами на Садовой-Черногрязской

Если пройти через высокую арку длинного сталинского дома по Садовой-Черногрязской улице (13, стр. 1), то из шумной и парадной Москвы вы перенесётесь будто в совершенно другой город. Это похоже на портал в Нарнию.

На «границе» стоит необычная скульптурная группа из двух белоснежных львов, которые словно расплываются в дружелюбной улыбке, встречая гостей. Дальше, в глубине дворика, расположен небольшой фонтан, в центре которого — фигура девочки с зонтиком.

Фото: Москва Бесплатная

За её движениями зорко наблюдает мужчина средних лет, сидящий на лавочке в расслабленной позе. К нему можно подсесть и сделать классные фото в компании. Кстати, местные жители считают, что в этих двух героях скульптор изобразил персонажей из романа «Лолита». А неподалёку от чугунного «Гумберта» и девочки — самая провокационная композиция дворика: собака, которая готовится то ли пометить территорию, то ли справить нужду и уже задрала заднюю лапу.

Говорят, что такое преображение московского двора стало возможным благодаря меценату Михаилу Абрамову — основателю Музея русской иконы.

Баскетбольная площадка у высотки на Котельнической

Это 176-метровое здание у слияния Москвы-реки и Яузы было сдано в эксплуатацию первым из семи построенных в столице сталинских высоток. Возведённый к 1952 году дом на 540 квартир стал архитектурной доминантой не только Котельнической набережной, но и всего Таганского района.

Построенную по проекту архитекторов Д. Н. Чечулина и А. К. Ростковского высотку в стиле сталинского ампира задумывали как настоящий город в городе. В здании было расположено четыре магазина, химчистка, подземная парковка на более чем 200 машин и даже собственный кинотеатр («Иллюзион»), работающий до сих пор.

Жильцами высотки на Котельнической были представители советской элиты, и случайные простые люди могли только мечтать о квартире в таком доме. В разное время здесь проживали Ф. Г. Раневская, Н. В. Мордюкова, Л. Г. Зыкина, Г. С. Уланова, А. Т. Твардовский, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, В. П. Аксёнов.

Высотка на Котельнической • Баскетбольная площадка. Фото: Boris Trikhleb

Именно эта высотка намного чаще, чем её «сёстры», появлялась в кино. Так, героини Катя и Люда из фильма «Москва слезам не верит» притворились профессорскими дочками, живущими в престижном здании, чтобы произвести впечатление на статусных и интеллигентных кавалеров. Съёмки действительно проходили в одной из квартир высотки.

Статья по темеЗнаменитые фильмы о Москве

Кажется, что и дворик такого дома должен быть образцово красивым и выдержанным в духе сталинского ампира с величественными скульптурами и фонтанами. Но нет: как это часто бывает в Москве, за помпезным фасадом скрывается уютный и по-домашнему простой двор. Большую его часть занимает спортивная площадка, бортики которой расписаны яркими граффити. Смотрится это максимально эклектично: классический силуэт высотки и двор, как из американских фильмов.

Дворы Никитского бульвара

Уголок Питера в Москве. Очень необычный для Москвы ряд из пяти проходных дворов-колодцев расположен на Никитском бульваре. Зайти сюда можно между протяжённым голубоватым домом № 12 с гигантским портиком из 20 пилястр и двухэтажным зданием в стиле ампир (12а, стр. 2) — флигелем усадьбы Луниных.

Комплекс построек из нескольких соединённых друг с другом домов образует целый жилой квартал. Красивый голубоватый фасад, который выходит на Никитский бульвар, выдержан архитектором Б. М. Нилусом в стиле неоклассицизма. А вот дворики совсем не похожи на парадную часть здания, оформлены без излишеств и напоминают типичные питерские «колодцы» с желтоватыми стенами. Все здания былипредназначены для служащих Московской конторы Госбанка.

Третий по счёту дворик — сквозной с трёх сторон: помимо двух арочных проходов к первому и второму дворам, он ещё сообщается с Калашным переулком. А пятый, самый маленький, — замкнутый колодец с одной аркой.

Фото: PlacesMoscow

Эти кинематографичные московские дворы засветились в фильме «Место встречи изменить нельзя». В доме № 12 на Никитском бульваре жила младший сержант Варя Синичкина, в которую был влюблён старший лейтенант Володя Шарапов.

Заключение

Московские дворы — это интересный культурный феномен. Изначально столица застраивалась стихийно, без чёткого плана, и так же случайно появлялись небольшие пространства между домами, церквями, усадьбами. Дворы Москвы разных исторических периодов отличаются по атмосфере. Например, советские хрущёвские с детскими площадками, лавочками у подъездов и кучей зелени обладают особым шармом и стали символом целой эпохи. В Москве есть ещё множество других старых двориков, где можно отдохнуть вдали от шума столицы и сделать красивые фото. А найти эти интересные места, которых нет в путеводителях, и познакомиться с их историей помогут опытные гиды.

Автор: Анастасия Билибина

Ещё на тему путешествий

Новый маршрут на карте: Большое Золотое кольцо РоссииНовый маршрут на карте: Большое Золотое кольцо России Что посмотреть, куда съездить тем, кто знаком с основными локациями вокруг Москвы

Экскурсии в Москве