Айвазовский: картины, стиль живописи, музеи

Айвазовский: картины, стиль живописи, музеи
Выдающийся маринист прославился ещё при жизни: он был вхож в императорские дворцы и палаты Папы Римского. Полотна Айвазовского ценили и выставляли по всему миру. Как юноша из бедной семьи снискал мировую славу, что вдохновляло художника, кроме моря, и где увидеть наследие великого живописца, рассказываем далее.
СодержаниеДетство художникаПериод обученияАйвазовский в ИталииТворчество АйвазовскогоМорские баталииНе только мореБиблейские мотивыЛичная жизнь художникаПоследняя картинаВ каких музеях выставляются картины великого художникаЗаключение

Детство художника

Великий живописец родился в Феодосии, в семье молдавского купца армянского происхождения Геворка Айвазяна, который после переезда в Крым сменил имя на более привычное русскому слуху — Константин Гайвазовский. Спустя годы вслед за отцом своё настоящее имя — Ованес Айвазян (Гайвазовский) — поменяет и сын и навсегда останется в истории мирового искусства Иваном Константиновичем Айвазовским.

Родители будущего художника были настолько бедны, что с 10 лет мальчик был вынужден прислуживать в кофейне. Украдкой подглядывая за выступлениями местного музыканта, Айвазовский научился играть на скрипке, а вскоре взялся и за карандаш. Свои первые наброски он делал на страницах книг: бумага была непозволительной роскошью для бедной семьи. А затем, по легенде, начал рисовать прямо на стенах своего дома — самоварным углем.

1849 год. Портрет матери • 1859 год. Портрет отца

Эти рисунки как-то увидел градоправитель Феодосии А. И. Казначеев и был так впечатлён, что предложил даровитому мальчику учиться рисованию вместе со своими детьми — у архитектора Коха. А вскоре определил Айвазовского в Симферопольскую гимназию. Именно здесь тогда ещё Ованеса Гайвазовского впервые стали называть на русский лад — Иваном.

В Симферополе Иван поселился в доме Казначеевых, где часто собирался местный высший свет. Там он познакомился с женой отставного губернатора Таврии графиней Н. Ф. Нарышкиной, которая стала его новой покровительницей. Восхищённая юным дарованием графиня позволила художнику пользоваться своей библиотекой и делать копии понравившихся иллюстраций. А вскоре написала в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить мальчика и приложила к письму его работы. Талантливого художника приняли, причём без оплаты.

1905-1910 год. Караимский фонтан и дом, в котором родился Айвазовский • Современный вид этого места. Фото: 17KE

Период обучения

В Петербург Иван приехал в 1833 году и поступил в пейзажный класс М. Н. Воробьёва. А в 1835 году способного ученика определили в подмастерья к известному в то время французскому маринисту Филиппу Таннеру, который приехал в Россию по приглашению императора Николая I. Айвазовский охотно согласился, но быстро разочаровался: рисовать его новый наставник предпочитал в одиночестве, секретами мастерства делился неохотно и постоянно нагружал ученика чёрной работой. Однако Иван находил время и на собственные картины.

В 1836 году Айвазовский, не предупредив учителя, представил несколько своих работ на выставке в Академии, где демонстрировались и полотна самого Таннера. Вышел большой скандал: за одну из картин молодому художнику вручили серебряную медаль. Критики восхваляли Айвазовского и прочили ему большое будущее, а о картинах его учителя отзывались холодно и иронично. Простить подмастерью такую дерзость уязвлённый мэтр не мог и пожаловался Николаю I, а тот, не разобравшись, велел немедленно снять картины Айвазовского с выставки.

Работы Филиппа Таннера: Scène de naufrage (1850 год) • A View of Dover (1840 год)

Однако скандал обернулся для художника большой удачей: за юношу вступился профессор академии А. И. Зауервейд, который учил живописи детей императора. Улучив момент, в неформальной обстановке он показал Николаю I картины Айвазовского, после чего тот сменил гнев на милость. Император высоко оценил работы живописца, распорядился выплатить ему положенный гонорар и отправил художника в путешествие по Балтийскому морю вместе со своим сыном — знакомиться с парусным флотом. С завистливым наставником Айвазовский распрощался, а его новым учителем стал Зауервейд — мастер батальной живописи.

Айвазовский окончил Петербургскую академию художеств в 1837 году досрочно (на два года раньше), с золотой медалью. Выдающийся выпускник получил право шесть лет совершенствовать мастерство в Европе. Но учителя сочли медалиста слишком юным для дальней поездки и предложили провести первые два года в Крыму.

1837 год. И. К. Айвазовский. «Берег моря ночью. У маяка»

Вернувшись в родные края, Айвазовский путешествовал по южному берегу Крыма со своим покровителем А. И. Казначеевым, а в 1839 году отправился в военно-морской поход. Вместе с десантом художник высаживался на берегах Кавказа, был свидетелем и участником кровопролитных битв, но ни на секунду не прекращал рисовать. Этот опыт повлиял на Айвазовского: мощь русского военно-морского флота стала одним из важных мотивов его творчества.

Айвазовский в Италии

В 1840 году художник отправился в обещанное путешествие по Европе. После длительного переезда молодой человек обосновался в Венеции. Именно там урождённый Ованес Гайвазовский стал Иваном Константиновичем Айвазовским, поменяв фамилию на более благозвучную.

Работы И. К. Айвазовского: 1842 год. «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» • 1841 год. «Побережье Амальфи» • 1842 год. «Венеция»

Венеция стала отправной точкой для большого путешествия по Италии. Здесь художник познакомился и сдружился с Н. В. Гоголем и вместе с писателем поехал во Флоренцию. А позже побывал в Неаполе, Сорренто, Амальфи и Риме. Впечатления от живописных берегов Тирренского моря он без устали переносил на холст. За несколько первых месяцев художник написал 13 полотен, на следующий год — ещё семь картин, а через год — 20. Именно в Италии Айвазовский окончательно утвердился в своей художественной манере и творческом методе: он почти не писал с натуры — лишь делал набросок, а детали воссоздавал по памяти в мастерской.

Творчество Айвазовского

За всю жизнь Айвазовский, по его собственным подсчётам, создал 6000 картин. Ниже — самые значимые работы, посвящённые морю и не только.

Морские баталии

Из путешествия по Европе художник вернулся знаменитым. Его картины были популярны и за рубежом, и на родине. В 1844 году Айвазовского зачислили в Главный морской штаб в звании первого живописца. С той поры, отчасти по долгу службы, отчасти по велению души, художник посвятил себя воспеванию героических побед российского флота.

Батальные полотна, написанные в этот период, Айвазовский выставил в Севастопольском морском собрании спустя 10 лет, в марте 1854 года, в разгар Крымской войны. Особенно выделялась картина «Наваринский бой», изображавшая кровопролитную битву 1827 года с турецко-египетским флотом в Наваринской бухте. В центре композиции — знаменитый флагман «Азов», окутанный клубами дыма: судно повреждено, но экипаж героически борется с неприятелем, не оставляя сомнений в исходе сражения.

1846 год. «Морское сражение при Выборге» • 1846 год. «Бой в Хиосском проливе» • 1850 год. «Девятый вал»

На выставке были представлены и работы, воспевающие недавние подвиги военно-морского флота. На картинах «Синопский бой днём» и «Синопский бой ночью» Айвазовский запечатлел победу Черноморского флота в одной из важнейших битв Крымской войны — в бухте города Синопа.

Однако воочию сражения Крымской войны Айвазовский увидел только спустя несколько месяцев. Осенью 1854 года он уехал из Харькова, где находился в эвакуации с семьёй, и отправился на осаждённый полуостров. К воспоминаниям о тех событиях художник затем возвращался снова и снова: тема морских баталий стала одной из ведущих в его творчестве.

1855 год. «Взятие Севастополя»

Не только море

Будучи первым живописцем Главного морского штаба и членом Русского географического общества, Айвазовский объездил множество стран. Из каждого путешествия привозил новые полотна.

В 1868 году художник посетил Кавказ и Закавказье и несколько месяцев прожил в Тифлисе. Написанный в ту пору «Вид Тифлиса от Сейд-Абаза» поражает проработанностью деталей и выдаёт в знаменитом маринисте ещё и одарённого пейзажиста. Картина выставлена в коллекции Государственного музея искусств Грузии (Тбилиси).

В 1869 году Айвазовский побывал в Египте и позднее на основе впечатлений создал цикл картин о быте и культуре страны. Глядя на полотно «Караван в Оазисе. Египет», трудно поверить, что его написал тот самый художник Айвазовский.

1869 год. «Вид Тифлиса» • 1871 год. «Караван в оазисе. Египет» • 1862 год. «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца» • 1899 год. «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца»

Особую нежность живописец питал к украинской степи. Айвазовский воспел её красоту в цикле пейзажей. Один из известнейших — «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца».

Пробовал себя Айвазовский и в качестве портретиста. Он часто вспоминал, как ещё студентом в Петербурге познакомился с Пушкиным. В память о нём художник написал несколько портретов. Среди них — картина «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», работу над которой Айвазовский завершил в день 100-летия поэта.

Библейские мотивы

Хотя Иван Айвазовский вошёл в историю искусства прежде всего как выдающийся маринист, не менее известны его работы на библейскую тему. Но и здесь художник оставался верным себе и обычно выбирал сюжеты, связанные с водной стихией.

Одна из самых известных работ Айвазовского — «Хаос. Сотворение мира» (1841). Художник написал её в Италии и даже удостоился за полотно золотой медали от самого Папы Римского Григория XVI. Понтифик распорядился, чтобы картина украсила коллекцию Ватикана. Любопытно, что спустя 23 года Айвазовский обратился к ветхозаветному сюжету вновь и написал второе полотно на ту же тему — «Сотворение мира».

В 1864 году художник создал масштабное полотно «Всемирный потоп» — одно из немногих произведений на религиозную тему в русской живописи того периода. Картина моментально стала популярной, а год спустя для галереи Эрмитажа её купил император Александр II.

1841 год. «Хаос. Сотворение мира» • 1864 год. «Сотворение мира»

Личная жизнь художника

В 1845 году Иван Айвазовский, уже получив признание, а вместе с ним и достаток, обзавёлся домом в родной Феодосии. А спустя три года — и семьёй. Художник женился на гувернантке Юлии Грефс, у них родились четыре дочери. Брак продлился 29 лет, но счастья Айвазовскому не принёс: супруга не разделяла любовь мужа к Крыму и постоянным путешествиям. И спустя несколько лет стала жить отдельно, вгоняя художника в большие долги.

Прошение о расторжении брака Айвазовский подал только через 17 лет после отъезда жены. А спустя ещё пять познакомился с молодой вдовой купца из Феодосии, Анной Бурназян. Несмотря на большую разницу в возрасте — художнику было 65 лет, а его возлюбленной 26, — их союз стал счастливым. Они быстро поженились и отправились в большое путешествие по Средиземноморью. С Анной Бурназян Айвазовский прожил до самой смерти.

1849 год. Айвазовский с женой Юлией и дочерьми • Айвазовский с Анной Бурназян • Айвазовский за работой в мастерской

Последняя картина

Морские пейзажи сопровождали художника на протяжении всей жизни: он родился и вырос в Феодосии, здесь же встретил свою старость. Любовь к водной стихии, которую он так искусно передавал на холсте, сделала его самым знаменитым русским маринистом. Неудивительно, что морю он посвятил и свою последнюю картину — «Взрыв корабля».

Художник обратился к событиям греко-турецкой войны, взяв за основу подвиг греческого адмирала Константина Канариса, взорвавшего вражеское судно у острова Хиос. За работу Айвазовский принялся утром, но закончить не успел. Ночью 2 мая 1900 года 82-летний Иван Айвазовский ушёл из жизни.

1900 год. «Взрыв корабля». Последняя (неоконченная) работа художника • 1900 год. Похороны Айвазовского в Феодосии

В каких музеях выставляются картины великого художника

Полотна Айвазовского хранятся в музейных фондах и частных коллекциях по всему миру. Самое большое собрание представлено в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского, в доме, где жил художник. Здесь выставлено 416 полотен, в том числе и последнее: «Взрыв корабля». Кроме живописных и графических работ, в коллекции представлены личные вещи художника, архивные документы и снимки. А также картины учеников и современников знаменитого мариниста.

Национальная галерея Армении занимает второе место по количеству картин Айвазовского — там хранится 89 произведений. Помимо морских пейзажей, выставлена, например, одна из картин на библейскую тему: «Сошествие Ноя с горы Арарат» (1889).

В собрании Русского музея в Петербурге представлено 54 картины великого мариниста. Здесь можно увидеть полотно «Сотворение мира» («сестру-близнеца» той самой работы, которая украшала стены Ватикана). А жемчужина коллекции — самая известная картина художника «Девятый вал».

Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского • Национальная галерея Армении в Ереване • Русский музей в Санкт-Петербурге

Заключение

Биография Ивана Айвазовского — редкий пример истории успеха: художник был признан ещё при жизни, а сегодня его картины выставлены почти в ста музеях в России и за рубежом. В один из них стоит отправиться в компании опытного гида, который покажет самые интересные работы и научит читать зашифрованные в них образы.

Автор: Анастасия Казенкова

Ещё на тему путешествий

Куда поехать на майские: идеи путешествий по России и за рубежКуда поехать на майские: идеи путешествий по России и за рубеж Горы, море и атмосферные города для приятного отдыха

Экскурсии в Санкт-Петербурге