Айвазовский: картины, стиль живописи, музеи
Биография и творчество великого маринистаДетство художника
Великий живописец родился в Феодосии, в семье молдавского купца армянского происхождения Геворка Айвазяна, который после переезда в Крым сменил имя на более привычное русскому слуху — Константин Гайвазовский. Спустя годы вслед за отцом своё настоящее имя — Ованес Айвазян (Гайвазовский) — поменяет и сын и навсегда останется в истории мирового искусства Иваном Константиновичем Айвазовским.
Родители будущего художника были настолько бедны, что с 10 лет мальчик был вынужден прислуживать в кофейне. Украдкой подглядывая за выступлениями местного музыканта, Айвазовский научился играть на скрипке, а вскоре взялся и за карандаш. Свои первые наброски он делал на страницах книг: бумага была непозволительной роскошью для бедной семьи. А затем, по легенде, начал рисовать прямо на стенах своего дома — самоварным углем.
Эти рисунки как-то увидел градоправитель Феодосии А. И. Казначеев и был так впечатлён, что предложил даровитому мальчику учиться рисованию вместе со своими детьми — у архитектора Коха. А вскоре определил Айвазовского в Симферопольскую гимназию. Именно здесь тогда ещё Ованеса Гайвазовского впервые стали называть на русский лад — Иваном.
В Симферополе Иван поселился в доме Казначеевых, где часто собирался местный высший свет. Там он познакомился с женой отставного губернатора Таврии графиней Н. Ф. Нарышкиной, которая стала его новой покровительницей. Восхищённая юным дарованием графиня позволила художнику пользоваться своей библиотекой и делать копии понравившихся иллюстраций. А вскоре написала в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить мальчика и приложила к письму его работы. Талантливого художника приняли, причём без оплаты.
Период обучения
В Петербург Иван приехал в 1833 году и поступил в пейзажный класс М. Н. Воробьёва. А в 1835 году способного ученика определили в подмастерья к известному в то время французскому маринисту Филиппу Таннеру, который приехал в Россию по приглашению императора Николая I. Айвазовский охотно согласился, но быстро разочаровался: рисовать его новый наставник предпочитал в одиночестве, секретами мастерства делился неохотно и постоянно нагружал ученика чёрной работой. Однако Иван находил время и на собственные картины.
В 1836 году Айвазовский, не предупредив учителя, представил несколько своих работ на выставке в Академии, где демонстрировались и полотна самого Таннера. Вышел большой скандал: за одну из картин молодому художнику вручили серебряную медаль. Критики восхваляли Айвазовского и прочили ему большое будущее, а о картинах его учителя отзывались холодно и иронично. Простить подмастерью такую дерзость уязвлённый мэтр не мог и пожаловался Николаю I, а тот, не разобравшись, велел немедленно снять картины Айвазовского с выставки.
Однако скандал обернулся для художника большой удачей: за юношу вступился профессор академии А. И. Зауервейд, который учил живописи детей императора. Улучив момент, в неформальной обстановке он показал Николаю I картины Айвазовского, после чего тот сменил гнев на милость. Император высоко оценил работы живописца, распорядился выплатить ему положенный гонорар и отправил художника в путешествие по Балтийскому морю вместе со своим сыном — знакомиться с парусным флотом. С завистливым наставником Айвазовский распрощался, а его новым учителем стал Зауервейд — мастер батальной живописи.
Айвазовский окончил Петербургскую академию художеств в 1837 году досрочно (на два года раньше), с золотой медалью. Выдающийся выпускник получил право шесть лет совершенствовать мастерство в Европе. Но учителя сочли медалиста слишком юным для дальней поездки и предложили провести первые два года в Крыму.
Вернувшись в родные края, Айвазовский путешествовал по южному берегу Крыма со своим покровителем А. И. Казначеевым, а в 1839 году отправился в военно-морской поход. Вместе с десантом художник высаживался на берегах Кавказа, был свидетелем и участником кровопролитных битв, но ни на секунду не прекращал рисовать. Этот опыт повлиял на Айвазовского: мощь русского военно-морского флота стала одним из важных мотивов его творчества.
Айвазовский в Италии
В 1840 году художник отправился в обещанное путешествие по Европе. После длительного переезда молодой человек обосновался в Венеции. Именно там урождённый Ованес Гайвазовский стал Иваном Константиновичем Айвазовским, поменяв фамилию на более благозвучную.
Венеция стала отправной точкой для большого путешествия по Италии. Здесь художник познакомился и сдружился с Н. В. Гоголем и вместе с писателем поехал во Флоренцию. А позже побывал в Неаполе, Сорренто, Амальфи и Риме. Впечатления от живописных берегов Тирренского моря он без устали переносил на холст. За несколько первых месяцев художник написал 13 полотен, на следующий год — ещё семь картин, а через год — 20. Именно в Италии Айвазовский окончательно утвердился в своей художественной манере и творческом методе: он почти не писал с натуры — лишь делал набросок, а детали воссоздавал по памяти в мастерской.
Творчество Айвазовского
За всю жизнь Айвазовский, по его собственным подсчётам, создал 6000 картин. Ниже — самые значимые работы, посвящённые морю и не только.
Морские баталии
Из путешествия по Европе художник вернулся знаменитым. Его картины были популярны и за рубежом, и на родине. В 1844 году Айвазовского зачислили в Главный морской штаб в звании первого живописца. С той поры, отчасти по долгу службы, отчасти по велению души, художник посвятил себя воспеванию героических побед российского флота.
Батальные полотна, написанные в этот период, Айвазовский выставил в Севастопольском морском собрании спустя 10 лет, в марте 1854 года, в разгар Крымской войны. Особенно выделялась картина «Наваринский бой», изображавшая кровопролитную битву 1827 года с турецко-египетским флотом в Наваринской бухте. В центре композиции — знаменитый флагман «Азов», окутанный клубами дыма: судно повреждено, но экипаж героически борется с неприятелем, не оставляя сомнений в исходе сражения.
На выставке были представлены и работы, воспевающие недавние подвиги военно-морского флота. На картинах «Синопский бой днём» и «Синопский бой ночью» Айвазовский запечатлел победу Черноморского флота в одной из важнейших битв Крымской войны — в бухте города Синопа.
Однако воочию сражения Крымской войны Айвазовский увидел только спустя несколько месяцев. Осенью 1854 года он уехал из Харькова, где находился в эвакуации с семьёй, и отправился на осаждённый полуостров. К воспоминаниям о тех событиях художник затем возвращался снова и снова: тема морских баталий стала одной из ведущих в его творчестве.
Не только море
Будучи первым живописцем Главного морского штаба и членом Русского географического общества, Айвазовский объездил множество стран. Из каждого путешествия привозил новые полотна.
В 1868 году художник посетил Кавказ и Закавказье и несколько месяцев прожил в Тифлисе. Написанный в ту пору «Вид Тифлиса от Сейд-Абаза» поражает проработанностью деталей и выдаёт в знаменитом маринисте ещё и одарённого пейзажиста. Картина выставлена в коллекции Государственного музея искусств Грузии (Тбилиси).
В 1869 году Айвазовский побывал в Египте и позднее на основе впечатлений создал цикл картин о быте и культуре страны. Глядя на полотно «Караван в Оазисе. Египет», трудно поверить, что его написал тот самый художник Айвазовский.
Особую нежность живописец питал к украинской степи. Айвазовский воспел её красоту в цикле пейзажей. Один из известнейших — «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца».
Пробовал себя Айвазовский и в качестве портретиста. Он часто вспоминал, как ещё студентом в Петербурге познакомился с Пушкиным. В память о нём художник написал несколько портретов. Среди них — картина «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», работу над которой Айвазовский завершил в день 100-летия поэта.
Библейские мотивы
Хотя Иван Айвазовский вошёл в историю искусства прежде всего как выдающийся маринист, не менее известны его работы на библейскую тему. Но и здесь художник оставался верным себе и обычно выбирал сюжеты, связанные с водной стихией.
Одна из самых известных работ Айвазовского — «Хаос. Сотворение мира» (1841). Художник написал её в Италии и даже удостоился за полотно золотой медали от самого Папы Римского Григория XVI. Понтифик распорядился, чтобы картина украсила коллекцию Ватикана. Любопытно, что спустя 23 года Айвазовский обратился к ветхозаветному сюжету вновь и написал второе полотно на ту же тему — «Сотворение мира».
В 1864 году художник создал масштабное полотно «Всемирный потоп» — одно из немногих произведений на религиозную тему в русской живописи того периода. Картина моментально стала популярной, а год спустя для галереи Эрмитажа её купил император Александр II.
Личная жизнь художника
В 1845 году Иван Айвазовский, уже получив признание, а вместе с ним и достаток, обзавёлся домом в родной Феодосии. А спустя три года — и семьёй. Художник женился на гувернантке Юлии Грефс, у них родились четыре дочери. Брак продлился 29 лет, но счастья Айвазовскому не принёс: супруга не разделяла любовь мужа к Крыму и постоянным путешествиям. И спустя несколько лет стала жить отдельно, вгоняя художника в большие долги.
Прошение о расторжении брака Айвазовский подал только через 17 лет после отъезда жены. А спустя ещё пять познакомился с молодой вдовой купца из Феодосии, Анной Бурназян. Несмотря на большую разницу в возрасте — художнику было 65 лет, а его возлюбленной 26, — их союз стал счастливым. Они быстро поженились и отправились в большое путешествие по Средиземноморью. С Анной Бурназян Айвазовский прожил до самой смерти.
Последняя картина
Морские пейзажи сопровождали художника на протяжении всей жизни: он родился и вырос в Феодосии, здесь же встретил свою старость. Любовь к водной стихии, которую он так искусно передавал на холсте, сделала его самым знаменитым русским маринистом. Неудивительно, что морю он посвятил и свою последнюю картину — «Взрыв корабля».
Художник обратился к событиям греко-турецкой войны, взяв за основу подвиг греческого адмирала Константина Канариса, взорвавшего вражеское судно у острова Хиос. За работу Айвазовский принялся утром, но закончить не успел. Ночью 2 мая 1900 года 82-летний Иван Айвазовский ушёл из жизни.
В каких музеях выставляются картины великого художника
Полотна Айвазовского хранятся в музейных фондах и частных коллекциях по всему миру. Самое большое собрание представлено в Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского, в доме, где жил художник. Здесь выставлено 416 полотен, в том числе и последнее: «Взрыв корабля». Кроме живописных и графических работ, в коллекции представлены личные вещи художника, архивные документы и снимки. А также картины учеников и современников знаменитого мариниста.
Национальная галерея Армении занимает второе место по количеству картин Айвазовского — там хранится 89 произведений. Помимо морских пейзажей, выставлена, например, одна из картин на библейскую тему: «Сошествие Ноя с горы Арарат» (1889).
В собрании Русского музея в Петербурге представлено 54 картины великого мариниста. Здесь можно увидеть полотно «Сотворение мира» («сестру-близнеца» той самой работы, которая украшала стены Ватикана). А жемчужина коллекции — самая известная картина художника «Девятый вал».
Заключение
Биография Ивана Айвазовского — редкий пример истории успеха: художник был признан ещё при жизни, а сегодня его картины выставлены почти в ста музеях в России и за рубежом. В один из них стоит отправиться в компании опытного гида, который покажет самые интересные работы и научит читать зашифрованные в них образы.
Автор: Анастасия Казенкова