Особняк Рябушинского — шедевр московского модерна
Изящный дом с орхидеями, лестницей-волной и красочными витражамиНа карте Москвы
История особняка Рябушинского
Знаменитое здание появилось благодаря Степану Рябушинскому — промышленнику, банкиру, археологу и коллекционеру. Будущий хозяин особняка принадлежал к богатой династии, которую основал его дед. Ещё в начале XIX века Михаил Рябушинский перебрался в Москву из Калужской губернии, а уже к 1840‑м годам капиталы семьи значительно увеличились, а также Рябушинские стали владельцами нескольких фабрик.
Степан Рябушинский был представителем третьего поколения купеческой династии. Вместе с братьями он руководил производством текстиля, издавал газеты и журналы, основал автомобильный завод (первый в стране) и банк, а также собирал древнерусские иконы — у него была одна из лучших коллекций образов. В 1900 году прогрессивный и богатый предприниматель решил построить для себя семейную усадьбу. Реализовать задумку он доверил Фёдору Шехтелю. На рубеже столетий тот считался уже состоявшимся архитектором: на его счету были участие во Всемирной выставке в Париже и несколько проектов в Москве.
Строить особняк Рябушинского решили на небольшом участке Малой Никитской. Сам дом предполагалось возвести чуть дальше от дороги за небольшим садом, а на первую линию улицы вывести только его крыльцо. Такое расположение здания — желание предпринимателя, который хотел укрыть жилище от посторонних глаз и добиться ощущения уединения.
В 1903‑м строительство особняка закончилось, и туда переехала семья промышленника. По преданию, необычное здание очень понравилось заказчику, который был ценителем красивых и редких вещей и предметов искусства. Впрочем, великолепное строение пришлось по вкусу и всей Москве. Созданный Шехтелем особняк Рябушинского стал достопримечательностью города, а с 1903 по 1905 год несколько издательств даже печатали открытки с изображением дома.
Советский период
После революции первые хозяева покинули Москву: Рябушинские переехали в Италию. Творение знаменитого зодчего на Малой Никитской с изысканными интерьерами национализировали, его по очереди занимали несколько организаций: помещения особняка давали в использование Наркому иностранных дел, издательству, психоаналитическому институту и даже экспериментальному детскому садику. В это дошкольное учреждение ходил сын вождя народов Василий Сталин. За время, пока строение переходило из рук в руки, большая часть оригинальной обстановки пропала: исчезла мебель и светильники, сделанные по проекту Шехтеля, разрушилась система вентиляции, а мраморный камин разобрали.
В 1931 году здесь поселился знаменитый писатель и «буревестник революции» Максим Горький. В особняке миллионера Рябушинского литератор прожил до своей смерти в 1936‑м. Горький так и не оценил роскошные интерьеры и архитектурные детали дома и никогда не считал его своим. Например, он не пользовался лестницей‑волной, придуманной Шехтелем: наверху жила семья сына писателя, а сам драматург занимал первый этаж. Во многих помещениях Горький обустроил всё на свой вкус: спальню он перенёс в кабинет, а из гостиной сделал библиотеку, где часть стен заставил шкафами, а полуобнажённые фигуры, украшавшие помещения, по его просьбе закрыли тканью или убрали.
Тем не менее при писателе бывший особняк династии Рябушинских стал центром культурной жизни столицы: здесь собирались знаменитые литераторы и артисты. Иногда в гости приезжал Иосиф Сталин — во время таких визитов территорию вокруг особняка оцепляла охрана.
Последние два года Горький жил только с женой погибшего сына и внучками. Когда автор знаменитых пьес скончался, его невестка и супруга постарались сохранить вещи, а также обстановку, в которой жил и творил писатель. И именно родственники Горького стали инициаторами создания музея в бывшем особняке промышленника Рябушинского.
Основание музея Горького
Собирать рукописи, документы и предметы искусства, относящиеся к жизни писателя, начали почти сразу после его смерти. В 1937 году в Институте мировой литературы создали архив драматурга и первый музей автора «На дне» и других известных произведений. Экспозиция разместилась в здании Института на улице Воровского (сейчас Поварская).
Несколько лет коллекция пополнялась в основном из других музеев: картины передавали Третьяковская галерея, Исторический и Русский музеи. Значительную часть экспонатов подарили семья и друзья Горького: художники, писатели и артисты. В музей они отдали личные вещи, документы, фотографии и портреты литератора. Также коллекцию дополняли государственные хранилища.
В 1938‑м Институт стал частью Академии наук. В 1961 году особняк Рябушинского передали Академии, чтобы открыть в нём мемориальную экспозицию. Официально музей начал работать в мае 1965‑го. В это время на втором этаже дома по‑прежнему жила невестка писателя Надежда Пешкова, которая старалась сохранить здесь всё так, как было при последнем хозяине.
Архитектура особняка
Великолепная усадьба является ярким образцом стиля модерн, в котором работал архитектор Шехтель. В особняке Рябушинского на Малой Никитской сразу заметны характерные черты: плавные линии и формы, асимметрия, использование мозаик и витражей, кованых и деревянных элементов. Вот несколько примеров, как знаменитый зодчий обыграл эти приёмы:
- Основной принцип модерна — «здание для человека». Фёдор Осипович Шехтель начал создавать жилище изнутри — центром дома стала парадная лестница, от которой разрастались новые помещения и постройки.
- У особняка Рябушинского свободная композиция: фасады не повторяются, а у окон различная форма.
- По внешнему виду здания сразу понятно, из каких материалов он был возведён. Архитектор не пытался приукрасить фасад: он не закрыт колоннами или скульптурами, а глазурованный кирпич в отделке не имитирует природный камень.
- На фасаде множество природных мотивов: фриз с орхидеями, оконные рамы, похожие на лепестки, и ограда в виде волны. Интересно, что эскизы для создания мозаичного фриза Шехтель делал сам. Он покупал живые цветы и с них делал наброски. На солнце мозаика немного сверкает — такого эффекта удалось добиться благодаря кусочкам блестящей смальты.
Кроме того, Шехтель добавил в здание необычные детали, которые он придумал сам. Например, плоский карниз, оригинальные наличники вокруг окон, пилоны, на которые опирается крыльцо. Ещё Фёдор Осипович продумал техническое оснащение дома. В особняке Рябушинского была специальная система вентиляции, но до наших дней она не сохранилась. Из кухни, которая находилась в полуподвальном помещении, блюда поднимал наверх не человек, а специальный лифт.
Интерьер
Фишка знаменитого дома — его внутренне убранство, которое Шехтель создавал с помощью художника Михаила Врубеля. Авторами фантастического интерьера продумана каждая деталь.
Оформление помещений в особняке Рябушинского, по задумке Шехтеля, было выполнено по‑разному: первый этаж был посвящён подводному миру. Это заметно, если присмотреться к деталям и образам — дверным ручкам в виде морских коньков, паркету, выложенному в форме морской волны, потолочной лепнине, похожей на водоросли. Также внизу находился кабинет хозяина дома, в котором были украшения в виде лаврового листа — символа власти. Лавр можно увидеть на дверной ручке, в резных деревянных деталях и витраже с лавровым деревом.
Второй этаж особняка олицетворял землю — там находились жилые покои семьи и помещение для реставрации икон. Связывает эти два мира изумительная лестница‑волна длиной 12 метров. Она выполнена из серого мрамора, а на первом ярусе в перила вмонтирован огромный фонарь в виде медузы. Считается, что на необычный дизайн лестницы Шехтеля вдохновили работы знаменитого зодчего Антонио Гауди, с которым он был знаком лично. Кроме того, стоит обратить внимание на следующие произведения искусства, украшающие дом:
- Балкон над лестницей, кованое ограждение которого похоже на сову. Оконный проём украшен витражами синего, голубого, зелёного и терракотового цвета.
- Колонна на втором этаже — ещё один акцент в интерьере. Её верхняя часть сделана в виде переплетённых лилий и саламандр. Считается, что такое сочетание символизирует борьбу добра и зла.
- Девять многоцветных витражей разного размера, которые встречаются по всему дому. Одна из самых интересных композиций находится в прихожей. Это пейзаж с деревьями на фоне синего неба. Интересно, что цвета картины меняются — всё зависит от месторасположения наблюдателя и времени суток.
В особняке Рябушинских есть также тайная комната. Точнее, это молельня, созданная Шехтелем для хозяев‑старообрядцев (до начала XX века их вера осуждалась официальной церковью). Интерьер помещения, который почти не сохранился, напоминал убранство древней византийской церкви: стены и своды были украшены храмовой росписью, на одной из стен есть узкие высокие окна, а в центральном своде — круглое окно, через которое поступал солнечный свет. Домашняя церковь была скрыта от чужих глаз: человек мог попасть туда только через узкий коридор и лестницу на втором этаже.
Экспозиции
Сегодня в особняке Степана Рябушинского можно не только полюбоваться на изысканную обстановку, но и больше узнать о творчестве Горького — во время посещения тематических выставок. Литератор многое изменил в доме под себя. В помещениях на нижнем этаже сохранилась обстановка 1930‑х.
Под экспозицию музея выделено пять комнат: кабинет Горького, его библиотека, столовая, комната секретаря и спальня хозяина. Уже в гардеробе вы увидите множество фото. На них — писатель в разные годы. Также внизу можно посмотреть экспозицию, посвящённую Фёдору Шехтелю.
Одним из самых интересных помещений музея‑квартиры является бывший кабинет писателя. В нём стоит письменный стол, на котором остались лежать письменные принадлежности Горького, книги и блокноты. Также в комнате есть диван, полка с книгами, книжный шкаф. Интересно, что обстановка почти полностью повторяет кабинеты литератора в Италии и Крыму. Здесь же можно посмотреть на восточную коллекцию последнего хозяина дома: Горький много лет собирал японские фигурки нэцке и окимоно (сейчас в его кабинете выставлено порядка двухсот статуэток). А также китайские кружевные шары из слоновой кости, которые катаются один в другом по принципу матрёшки.
Небольшая и тихая комната с окнами в сад — спальня. Из мебели здесь только самое необходимое, но много интересных деталей. Например, изящная резьба по дереву на изголовье кровати, шкаф с богатым декором и огромным зеркалом, фотография внучки писателя на тумбочке. Как и во многих помещениях, в спальне тоже есть напоминание об Италии — здесь это морской пейзаж побережья Сорренто.
На втором этаже особняка Рябушинского находится ещё одна экспозиция. В одной комнате можно узнать о последних днях Горького, а собрание экспонатов в другой рассказывает о жизни семьи его сына.
Кроме того, в мансарде дома можно заглянуть в бывшую тайную молельню и выставку, посвящённую семье Рябушинских.
Режим работы
Чтобы не оказаться перед закрытыми дверями, стоит иметь в виду затейливый график работы музея‑квартиры. Попасть внутрь великолепного особняка получится со среды по воскресенье (понедельник, вторник — выходные). Кроме того, музей закрывается по государственным праздникам. А ещё не получится попасть на выставку в санитарный день — в последний четверг месяца.
Открыт музей с 11:00 до 17:30 (касса закрывается на 30 минут раньше). Но приходить к закрытию бессмысленно — закладывайте на неспешный осмотр музейного собрания 1,5-2 часа.
Цены на билеты
Актуальную стоимость лучше уточнять на официальном сайте музея перед посещением. Для льготных категорий граждан предусмотрены скидки, а также возможность бесплатно побывать на выставках. Купить билет на экспозиции в знаменитом особняке предпринимателя Рябушинского можно двумя способами: онлайн на сайте музея или на месте.
Где находится и как добраться до особняка Рябушинского
Точный адрес архитектурного памятника — Малая Никитская, 6/2, строение 5. Здание, созданное Фёдором Шехтелем, расположено на перекрёстке двух улиц: Малой Никитской и Спиридоновки. К нему можно доехать на автобусе по Большой Никитской улице (остановка «Никитские Ворота») или 10-15 минут пройтись пешком от станций метро «Арбатская» (Филёвская и Арбатско‑Покровская ветки) или «Тверская» (Замоскворецкая линия).
Если вы хотите прогуляться по центру до Музея Горького в Москве, путь от Красной площади через Большую Никитскую улицу займёт не больше получаса, от Триумфальной площади через район Патриарших прудов — 20-30 минут.
Заключение
Особняк Рябушинского в центре Москвы — место, где легко перенестись на 100 лет назад. Здесь сохранились уникальные интерьеры прошлого столетия, которые можно причислить к настоящим произведениям искусства, а также наследие литературного классика. Великолепное здание можно бесконечно разглядывать как снаружи, так и внутри: везде найдёте десятки оригинальных и красивых деталей, включая поразительную лестницу особняка Рябушинского с фонарём в виде медузы.
Если не хотите ничего пропустить, изучайте особняк на экскурсии, которую можно заказать на сайте Трипстера. Местный гид, хорошо знающий историю этого здания, расскажет интересные факты о его создателе и хозяевах, поможет разобраться в тонкостях символики в интерьере дома и даст ещё много интересной информации. А также покажет другие творения Шехтеля неподалёку.
Заглавное фото: Ю. Иванко /
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе прокатиться по центру и к Воробьёвым горам, узнавая мегаполис
Найти места из романов писателя-мистика и погрузиться в созданное им московское «зазеркалье»
Пройти потайными улочками, увидеть старину и современность и получить кадры в необычных локациях
Погулять по центру и открыть для себя тайны столицы