Пьяцца Сан-Марко — старейшая площадь в Венеции и считается главной. Свой современный вид она приобрела в Средневековье, в 1177 году, хотя начало её истории лежит в IX веке. До нашего времени на площади Сан-Марко проходят городские карнавалы. А имя своё она получила от первой достопримечательности, построенной здесь: кафедрального собора Римско-католического патриархата города. Площадь имеет две части: собственно Сан-Марко и Пьяцетта — пространство от Гранд-канала до Кампанилы, колокольни высотой 99 метров, восстановленной в 1902 году вместо разрушившегося оригинала XVI века. На Пьяцца Сан-Марко можно посетить Дворец дожей, Старую и Новую прокурации, Лоджетту Сансовино, построенную на месте конюшни, часовую башню Оролоджо. У берега Гранд-канала гостей встречают две колонны — трофеи военной кампании 1125 года. Третья покоится на дне лагуны. На площади много разнообразных сувенирных и антикварных лавок, например магазин фарфоровых кукол ручной работы. Ценники, правда, кусаются.
Нет ничего романтичнее, чем наблюдать за Гранд-каналом Венеции с галереи старинного моста на закате солнечного дня. Первый мост через главную водную артерию города подойдёт для этого лучше всего. Место для моста через Гранд-канал выбрано в XII веке по чисто утилитарным соображениям: в самом узком месте потока. Несколько веков здесь располагались деревянные конструкции, периодически страдавшие от пожаров и от перегрузок. Любопытно, что перегрузки вызывали обрушения моста чаще, чем пожары. Название Риальто это многострадальное сооружение получило в середине XIII века, когда по соседству появился одноимённый рынок. Решение о постройке каменного моста было принято только в XVI веке после очередной трагедии, когда деревянный мост обрушился, и дож наконец-то объявил конкурс проектов. В 1588 году выбрали работу Антонио да Понте, сочетавшую в себе лёгкость конструкции с некой преемственностью внешнего вида. Несмотря на скептическое отношение конкурентов к проекту, новый мост Риальто стоит на своём месте более четырёх веков без капитальной реконструкции.
Средневековый город-государство Венецию отличала от других европейских держав Средневековья своеобразная демократия, тысячу лет лежавшая в основе этого мощного центра торговли. Правили здесь выборные представители — дожи. Правда, выбирались они пожизненно. Что однозначно стоит посмотреть в Венеции, так это Палаццо Дукале — дворец дожей. Этот памятник архитектуры появился на карте города практически в муках: строили его целых 115 лет. Грандиозное детище Филиппо Календарио в мрачном готическом стиле сохранило своё лицо даже после пожара в 1577 году, когда здание потребовало серьёзного восстановления. Дворец дожей — не только резиденция правительства уникальной Республики Святого Марка. Здесь заседал сенат, принимали дипломатов и вершили суд инквизиции. В тюрьме Палаццо Дукале провёл последние дни Джордано Бруно. Побег отсюда считался невозможным, но знаменитый дамский угодник Джакомо Казанова всё же смог сбежать, чем и прославился в веках не меньше своих похождений.
Мост Вздохов неизменно привлекает путешественников, увлечённых историей и городскими легендами. Это красивое сооружение появилось в Венеции в XVII веке, соединив Дворец дожей и здание тюрьмы Карчери. Несмотря на чисто утилитарные цели постройки, мост Вздохов, как и многие старинные сооружения в городе, радует глаз своей барочной внешностью. На мосту можно разглядеть герб семьи Гримани, по распоряжению представителя которой он был создан. В наше время мост Вздохов является частью музейного комплекса Палаццо Дукале, посетителям экскурсий в который посчастливится пройтись внутри моста. Если же такого мероприятия в планах нет, можно полюбоваться и сделать фото с соседнего Соломенного.
Гранд-канал и в наши дни остаётся основной транспортной артерией в Венеции. Напоминающий латинскую букву S канал имеет глубину около пяти метров, а ширина местами достигает 90 метров. В самых узких местах — а это примерно 30 метров — Гранд-канал пересекают мосты, которых до сих пор всего четыре. Протяжённость Гранд-канала — 3,8 километра. Первые поселения в этих местах появились до Римской империи, когда, по предположениям археологов, здесь протекала небольшая река. В древнем Риме, а позднее в Византии заметили удачное расположение этой местности, хорошо защищённой от набегов врагов. К X веку на берегах Гранд-канала расположился крупнейший торговый порт, соединявший средневековую Европу со всем Средиземноморьем, а в Гранд-канал регулярно заходили морские торговые корабли. Застройка по берегам канала шла с XIII по XVIII век, позднее новые здания здесь не возводили. Путешественнику будет интересно посмотреть, как архитектурные стили сменяли друг друга на протяжении семи веков. Для любителей развлечений — карнавалы и регаты.
В XI веке склонные к азиатской роскоши и жизненному укладу венецианские власти отдали самую большую площадь города — Риальто — под самый настоящий базар в восточном стиле. Это место находилось неподалёку от единственного моста через Гранд-канал и получило название Риальто. Довольно долгое время здесь находилась самая крупная торговая площадка Европы, селиться рядом с которой стало модным среди местной аристократии и иностранных купцов. В XVI веке большая часть рынка пострадала от грандиозного пожара, в котором был уничтожен и знаменитый деревянный мост Риальто. Восстанавливать базар полностью не стали, построив на этом месте жилые дома. В изрядно сокращённом виде рынок Риальто существует до сих пор и радует посетителей демократичными ценами на продукты. Путешественникам, предпочитающим съёмное жильё отелям, непременно стоит туда заглянуть.
Знаменитое венецианское стекло прославилось на весь мир ещё в средневековые времена. Секреты производства искусных изделий, прозрачных и цветных, разнообразных сложных форм, бережно хранились не только мастерами, но и властями Республики Святого Марка. Поэтому приказ дожа о переселении стеклянных дел мастеров и мануфактур на остров Мурано на северо-востоке от Венеции выглядит вполне логичным. Переселённым в XIII веке на остров Мурано стеклоделам под страхом смертной казни запрещалось покидать остров без специального разрешения. Подобные меры оправдывались ещё и тем, что власти таким образом постарались предотвратить пожары в городе. Остров Мурано заселён древними римлянами, здесь ловили рыбу и добывали соль. К VIII веку нашей эры остров стал крупным торговым центром. Перемещение стеклянных дел производства обогатило остров и превратило его в «золотое дно». В наше время традиции продолжаются, путешественники могут посетить мастерские, посмотреть на работу мастеров и приобрести в местных магазинах их продукцию.
Заселённый ещё во времена Древнего Рима остров Бурано был самостоятельным городом и лишь в 1923 году вошёл в состав Венеции, от которой он находится в семи километрах на север в Венецианской лагуне. Здесь жители умирающей Римской империи пытались спрятаться от наводнивших страну варварских орд. Жители острова Бурано были в основном моряками и рыбаками, но знаменито это место своими уникальными кружевами. С происхождением технологии плетения связано несколько красивых городских легенд. На острове путешественник может посетить музей кружев и приобрести их у местных мастериц, которых с каждым годом становится всё меньше. Неудивительно, что цены на оригинальные изделия кусаются. Дома на Бурано порадуют гостей своими сочными расцветками: кажется, что разноцветные здания устроили свой непрерывный карнавал. Ещё здесь есть своя падающая башня — колокольня церкви Сан-Мартино. На неё можно посмотреть на главной площади острова.
16 мая 1792 года всемирно известный оперный театр Ла Фениче распахнул свои двери для жителей Венеции и её гостей. Этот театр наследовал сгоревшему Сан-Бенедетто, восстанавливать который после очередного пожара владелец земли счёл неразумным. Создателю проекта здания, архитектору Джанантонио Сельве, поставили задачу сохранить принципы постройки театров, принятые в XVI веке, что и было успешно выполнено. Специально для Ла Фениче писали свои знаменитые оперы Джоакино Россини, Джузеппе Верди, Винченцо Беллини. В XX веке классический репертуар театра «разбавили» современными произведениями. Название театра — «Феникс» — исторически оправдано. Ла Фениче пережил два крупных пожара, причём после второго, 1996 года, потребовалась длительная реставрация, потому что здание выгорело практически дотла. Вновь открытый в 2003 году, Ла Фениче идёт в ногу со временем: новогодние концерты классической музыки транслируют по телевидению нескольких стран Европы и в США.
Датой создания Галереи Академии считают 1750 год, когда в Венеции открыли Академию изящных искусств. Для слушателей Академии в галерею были собраны работы, представлявшие в основном венецианскую школу живописи с XIII по XVI век. Коллекция музея представляет собой обширное собрание скульптур и картин известных мастеров, по большей части венецианских. В годы правления Наполеона Бонапарта многие шедевры перекочевали во Францию, но впоследствии их получилось вернуть. В Галерее Академии гости смогут ознакомиться с творчеством таких гениальных художников, как Беллини, Мантенья, Джорджоне и Карпаччо. Также в музее хранится знаменитый рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Количество посетителей, одновременно находящихся в музее, ограничено, поэтому рекомендуется покупать билеты заранее через интернет.
Scuola Grande di San Rocco — мирское братство при монашеском ордене, появившееся в Венеции в 1478 году. В 1485 году братство получает на хранение мощи своего покровителя — святого Роха, в 1489-м закладывает для них церковь, а само занимает небольшое здание, служившее во времена чумного мора больницей и ныне известной как Сколетта. Идя по стопам своего покровителя, братство заботилось о беднейших жителях города и о больных чумой, когда республику посещали ужасные по своим последствиям эпидемии этой болезни. Мощи святого Роха и деятельность монахов привлекли много пожертвований, и уже в начале XVI века братство основательно расширилось, что потребовало более внушительной резиденции. Заняться росписью новостройки, а также уже имевшихся зданий был приглашён знаменитый Тинторетто, ученик Тициана и поклонник Микеланджело. Стоит отметить, что Скуола Сан-Рокко — одно из редких братств, сумевшее пережить падение республики. В стенах зданий Скуолы путешественник ознакомится не только с творениями Тинторетто, но и с другими уникальными шедеврами.
Устали от многочисленных музеев и палаццо, желаете посмотреть на «истинное лицо» Венеции? Добро пожаловать в Каннареджо, один из шести сестиери (районов) города. Главный канал Каннареджо называют ещё Королевским. Вот только короли так же далеко от жителей района, как и небеса. Самым примечательным в истории Каннареджо, наверное, является то, что здесь образовалось первое в мире гетто. Именно отсюда это слово распространилось по всему миру, получив негативную окраску. На самом же деле изначально это было всего лишь название острова — Ghetto Nuovo, где с IV-V веков селилась еврейская община. В Венеции отношение к евреям было более мягким, чем в Италии и остальной Европе, поэтому к XVI веку численность общины изрядно увеличилась за счёт беженцев. В 1516 году Совет десяти принял решение обязать всех евреев города жить здесь. В этом районе родился, жил, работал и умер гениальный художник эпохи Возрождения Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто. Путешественнику приятно будет побродить среди старинных зданий день, а то и 2 дня.
Венеция — в прямом смысле город музеев, и для поклонника искусства не возникает вопроса, куда сходить и как потратить очередной день отпуска. Музей Коррера — ещё один пример того, как частная коллекция стала истинной достопримечательностью в собственности муниципалитета. Венецианский патриций Теодоро Коррер собрал уникальную коллекцию живописи, скульптур и предметов обихода, отображающих историю, быт и религиозные ценности Республики Святого Марка. Он завещал свои сокровища городу, и после его смерти в 1830 году они составили экспозицию музея. Примечательно и здание на площади Сан-Марко, в котором он расположился. Оно построено при Наполеоне Бонапарте между Старой и Новой прокурациями. Любопытно, что при этом архитекторы постарались сохранить целостность ансамбля. В богатой коллекции можно найти знаменитое надгробие Тициана работы скульптора Антонио Кановы, картины Джованни Беллини, предметы обихода и научные инструменты донаполеоновских времён.
Среди знатных семейств Венеции было принято называть свои роскошные дворцы незамысловато: casa — просто «дом». Неудивительно, ведь они и правда служили домами своим владельцам. Учитывая венецианскую специфику, в таких домах обычно присутствовали пристани, складские и торговые помещения. А слово «дом» для простоты можно ещё сократить — и получится «ка». Так что Палаццо Ка-Реццонико — это жилище одной из знатных семей города. Ныне в красивом здании в стиле барокко расположился музей Венеции XVIII века, принадлежащий государству. В аутентичных интерьерах можно полюбоваться произведениями искусства времён позднего Возрождения и раннего барокко. Сохранились даже фрески кисти Джамбаттисты Тьеполо и старинная гондола. Строительство дворца начинало другое знатное семейство: местные аристократы Бон в середине XVII века. Их предок Андреа да Торчелло участвовал в дерзком похищении останков евангелиста Марка из разрушенного мусульманами храма в Александрии.
Мы привыкли понимать под словом «арсенал» склад оружия и боеприпасов. Совсем другое представлял собой Арсенал в средневековой Венеции. Здесь он служил одновременно конструкторским бюро и многопрофильным производством, прославившим венецианский флот на весь мир. Первый Арсенал был построен в XII веке по распоряжению дожа Орделафо Фальеро. Несколько мелких верфей и мастерских объединили в один комплекс, потратив на это 50 лет. Своего расцвета Арсенал достиг в XVI веке, когда на огромном предприятии одновременно трудились примерно 16 тысяч человек. Большая часть жителей города были сотрудниками этого первого в мире военно-морского завода. На производстве наладили конвейерную систему сборки судов, что для того времени было прорывом. Мощности предприятия позволяли спускать на воду по несколько судов в день. Арсенал утратил свои функции при Наполеоне Бонапарте, захватившем Венецию. Ныне путешественник увидит лишь красивое здание, стенами и башнями напоминающее Московский Кремль.
Узкий и длинный остров Лидо отделяет Венецианскую лагуну от Адриатического моря, он имеет протяжённость 12 километров и высокую плотность населения. В отличие от исторической части Венеции, на острове Лидо наряду с привычными каналами есть автомобильные дороги. Здесь расположены три квартала: Лидо, Маламокко и Альберони. Первые поселения появились на Лидо ещё во времена Древнего Рима, но история помнит остров с 1053 года, когда на острове Святого Николая, как его называли в Средневековье, появилось аббатство монахов-бенедиктинцев, хранившее мощи покровителя моряков святителя Николая. Тогда остров ещё не принадлежал Республике Святого Марка. В 1389 году на острове появилось небольшое кладбище, где хоронили евреев из Венеции. Сейчас этот некрополь восстановлен и открыт для посещения. В XVII веке на Лидо построили новую церковь, Санта-Мария-Элизабет, которая до сих пор является условным центром острова. В Средние века остров имел скорее военное значение, но примерно с конца XIX века Лидо знаменит своими шикарными пляжами и чистой водой.
Поблизости от железнодорожного вокзала, в районе Каннареджо, можно найти кулинарную достопримечательность: Pasticceria Dal Mas. Эта кондитерская славится не только в пределах Венеции, но и среди любителей сладостей по всей Европе. Заведение стоит того, чтобы его посетить, уже потому, что ему более ста лет. А уж для путешественника, привыкшего начинать свой день чашечкой кофе с ароматным пирожным, это просто находка. Гости города, побывавшие здесь, неизменно хвалят качество выпечки и напитков, подаваемых в Pasticceria Dal Mas. При желании можно прикупить продукцию знаменитой пекарни с собой.
Пегги Гугенхайм — одна из женщин, перевернувших понятие о меценатстве во всём мире. Унаследовав в 14 лет крупное состояние отца, погибшего на «Титанике», юная Пегги по достижению совершеннолетия перебралась в Европу, где попала в общество современных художников: импрессионистов, авангардистов, сюрреалистов и многих других, чьё видение искусства не совпадало с классическими понятиями начала XX столетия. Пегги Гугенхайм покупала работы начинающих художников и выставляла их в своих галереях: сначала в Лондоне, потом в Париже, а во время Второй мировой войны в Нью-Йорке. Всего она собрала около 300 работ, тогда вовсе не считавшихся шедеврами. В 1948 году Пегги Гугенхайм перебралась в Италию, приобрела Палаццо Веньер-дей-Леони в Венеции и превратила его в галерею современного искусства, в наши дни знаменитую на весь мир. В старинном дворце XVIII века, расположенном на Гранд-канале, можно посмотреть работы Сальвадора Дали, Василия Кандинского, Макса Эрнста и многих других авторов первой половины XX столетия.