Одна из знаковых достопримечательностей на карте Тарусы — Петропавловский собор. В городе существовала соборная церковь ещё в XVI веке, но в 1779 году пожар уничтожил почти все постройки, в том числе и храм. В это время российские губернии застраивались в соответствии с указом Екатерины II о стандартизации городов, поэтому Тарусу после разрушения возвели по регулярному плану, который и сегодня прослеживается на карте города. Новый собор в стиле классицизм построили на месте утраченного храма на живописном берегу Оки в 1789 году и освятили в честь апостолов Петра и Павла. Его строительством занимался губернский архитектор Иван Ясныгин, который отвечал за планировку Калуги. В советское время храм пострадал: в 1937 году снесли колокольню и главы, а внутри сохранившихся помещений устроили Дом пионеров — вернуть прежний облик собору удалось только в 2005 году. Сегодня храм находится на территории городского парка, где можно провести выходной день, разглядывая строгие линии фасада храма и наслаждаясь видом реки, а также посетить картинную галерею.
Одна из главных достопримечательностей Тарусы находится в живописном месте — на Воскресенской горе на берегу Оки, откуда открывается потрясающий вид на воду и луга. В древности в этом районе располагалось село Воскресенское, а его важной святыней считался храм Воскресения Христова. Его построили примерно в XVI веке — первое упоминание о церкви датируется 1572 годом. Село вместе с деревянным храмом сожгли татары во время набега, а в середине XVII века на месте утраченной церкви возвели новую, каменную. Позже её несколько раз перестраивали, а в начале XX века добавили элементы в духе русского узорочья. В советское время святыню закрыли и устроили в ней склад зерна и пекарню, а позже церковь пережила несколько пожаров. Здание восстановили в 1990-е, в том числе колокольню и её нарядное убранство: шатровую кровлю и ряды кокошников. На сегодняшний день церковь фигурирует в путеводителях как самое древнее сооружение в городе, а её стены помнят многих известных людей, как, например, Алексея Толстого и Марину Цветаеву.
Одна из важнейших фамилий, запечатлённых в истории города, — Цветаевы. В 1899-м в городе приобрёл дом дед великой русской поэтессы, в котором после его смерти 20 лет прожила его вторая жена. Маленькие сёстры Марина и Анастасия прозвали её Тьо, изменив на свой лад французскую фамилию, поэтому дом стали негласно называть «Дом Тьо». Сюда маленькая Марина вместе с семьёй приезжала зимой и летом — к дому даже пристроили гостевой флигель для них. Город навсегда остался в сердце поэтессы: находясь в эмиграции, она писала о нём в своём очерке «Хлыстовки», вспоминая о женщинах из местной духовной общины и мечтая быть похороненной на их кладбище. Сегодня в мемориальном доме можно увидеть восстановленные интерьеры, личные вещи поэтессы и членов семьи и материалы, посвящённые друзьям и родственникам Цветаевых в городе. Также в Тарусе установлены памятники поэтессе и её не менее известному отцу Ивану Цветаеву — создателю Музея изящных искусств, нынешнего Пушкинского музея в Москве.
Таруса оказалась знаковым местом для двух выдающихся деятелей культуры — Ивана Цветаева и Василия Поленова. Они познакомились в 1860-х, но дружба завязалась только в 1894 году на съезде художников в Москве. Цветаев в это время задумывал создание музея классического искусства в столице, что стало поводом для общения — профессора были увлечены античным периодом. По счастливой случайности, у обоих деятелей оказались дачи в Тарусе. Цветаев и Поленов жили в окрестностях города на разных берегах Оки: такое удивительное соседство помогло им в творческих начинаниях и работе над оформлением будущего музея. Дачи, к сожалению, не сохранились, но если в Тарусе вы посмотрели всё, что можно, стоит посетить соседнюю Тульскую область, где находится музей-усадьба Василия Поленова. В посёлке Страхово сохранилась большая резиденция художника, где можно увидеть обширную коллекцию его работ, а также произведений зарубежных и русских мастеров, например Ильи Репина и Виктора Васнецова.
Жизнь выдающегося писателя неразрывно связана с Тарусой — в 1955 году Константин Паустовский купил на окраине города у реки дом. В нём он написал многие свои произведения, а также собирал альманах «Тарусские страницы», куда вошли запрещённые тексты самого писателя и его друзей — в том числе очерк о Тарусе Марины Цветаевой «Хлыстовки». Паустовского увлекала не только творческая деятельность — писатель активно участвовал в общественной жизни города. Благодаря его публикациям в СМИ в Тарусе появился водопровод и асфальтированные дороги, а ещё он выступал за охрану природы — его волновала варварская вырубка лесов и добыча полезных ископаемых в крае. Писатель, вовлечённый в судьбу города и искренне любящий его, стал первым обладателем звания почётного гражданина Тарусы в 1967 году, а через год согласно завещанию был похоронен на местном кладбище. Жители до сих пор чтят память писателя: его именем назвали одну из улиц, а в 2012 году на Городской набережной создали скульптуру, на которой Паустовский изображён вместе со своим псом Грозным.
Таруса подарила вдохновение многим творческим деятелям, в том числе и знаменитой русской поэтессе Белле Ахмадулиной. Впервые с городом она познакомилась в 1975 году — на свою родину её привёз муж, художник Борис Мессерер. Сюда супруги возвращались не раз: Ахмадулина любила гулять по окрестностям и называла Тарусу городом-музой. Здесь она написала несколько циклов лирических стихов, в которых воспела красоту людей и местной природы. По мнению Мессерера, они получились одними из лучших в её творчестве, поэтому после смерти поэтессы в 2010 году он предложил городу создать памятник в её честь. Бронзовую фигуру Беллы отлили по эскизу самого художника и установили в городском сквере в 2013 году недалеко от скульптуры Марины Цветаевой — её также создал Мессерер, а на открытии памятника сама Ахмадулина читала стихи великой поэтессы.
Часовня между улицами Каляева и Ефремова недалеко от берега Оки — новострой. Небольшое сооружение возвели в 2008 году — оно представляет собой украшенный орнаментами белёный четверик в псевдорусском стиле, частично врытый в овраг, который называют Игумновым. По легенде, такое название ему дала сама Марина Цветаева, которая в детстве часто гостила с семьёй в Тарусе. Хотя само место известно жителям с давних времён: у часовни находится святой источник, первое упоминание которого датируется 1654 годом в связи с приездом патриарха Макария Антиохийского. В советское время родник имел особое значение для местных: когда все церкви были закрыты, верующие приходили к источнику в Крещение, а до 1960-х годов он снабжал весь город питьевой водой, пока в Тарусе не провели водопровод. Также через источник проходили два традиционных крестных хода в честь Боголюбской иконы Богоматери, имя которой и носит сама часовня, — важной городской святыни, по преданию, спасшей дважды город от эпидемии холеры.
В прошлом веке Таруса была пристанищем для многих деятелей искусства — считается, что тренд на отдых в уездном городке запустил Иван Цветаев. Сам он однажды пригласил к себе на дачу известного художника Виктора Борисова-Мусатова, который жил здесь с марта по октябрь 1905 года. Мастер много путешествовал по окрестностям и создал в Тарусе несколько работ, например «Осеннюю песнь» и «Реквием». Здесь, на пустынном высоком берегу Оки, художник находил уединение вдали от насыщенной московской жизни и как-то обронил, что было бы хорошо лежать на местном хлыстовском кладбище после смерти, как мечтала и Марина Цветаева. По трагическому стечению обстоятельств так и случилось. По легенде, он пытался спасти мальчика из воды, после чего простыл и не смог оправиться от болезни. Поэтому на его могиле установлен гранитный памятник с изображением подростка работы Александра Матвеева. Его прозвали «Уснувшим мальчиком», образ которого не раз отразится в творчестве других мастеров, как, например, в одноимённом произведении Константина Паустовского.
Не только в городе, но и в окрестностях Тарусы есть масса интересных и знаковых для края мест — например, дача Святослава Рихтера. Знаменитый советский пианист приехал сюда в 1950 году и купил недалеко от деревни Алёхино дом — Таруса оказалась идеальным местом, где он мог остаться наедине с природой и музыкой. Сюда Рихтер привёз небольшой рояль и построил рядом с купленным жильём небольшое сооружение, больше похожее на башню, откуда открывается потрясающий вид на реку и леса, поэтому в Тарусе прижилось негласное название дачи «Дом на Оке». Здесь бывали многие известные писатели, музыканты и художники, друзья пианиста, а сам Рихтер мечтал, чтобы дом стал своеобразной лабораторией для талантливых людей, где они могли бы творить в уединении рядом с природой. Позже так и случилось — «Дом на Оке» Рихтер передал своему фонду, который организовывает в Тарусе ежегодный музыкальный фестиваль в его честь. Одной из его площадок традиционно является дача великого пианиста.
Чтобы получить максимум от поездки в Тарусу, отправляйтесь ещё в Калужскую область к усадьбе Барятино — настоящему княжескому имению, основанному в начале XVII века, которое принадлежало нескольким знатным родам. Первыми владельцами были Барятинские — по фамилии князей сохранилось название усадьбы. В 1697 году её приобрёл Борис Голицын, учитель Петра I, а затем поместье досталось от Николая Голицына князю Дмитрию Горчакову по завещанию. Сегодня на территории старинного имения сохранились постройки XIX века. Здесь расположены Успенская церковь в русском стиле с элементами готики; главный дом, стилизованный в духе древнерусского зодчества; служебный корпус в стиле классицизм; хозяйственные постройки и большой парк, где можно отлично провести выходной день.
На окраине города в живописном месте на берегу реки Тарусы находится мемориальный дом-музей Константина Паустовского. Выдающийся писатель был страстным путешественником, но именно Тарусу считал местом своего вдохновения — в 1955 году он приобрёл здесь дом, в котором прожил около 20 лет. Небольшое деревянное жилище с пристройкой-кабинетом, садом и беседкой стало для Паустовского творческим убежищем: здесь он написал многие свои произведения, как, например, «Повесть о жизни», «Время больших ожиданий» и «Ильинский омут» — рассказ об одном из любимых природных мест писателя, расположенном в 10 километрах от его дома. Писатель дружил со многими выдающимися деятелями искусства, поэтому у него часто гостили Булат Окуджава и Юрий Казаков — здесь они готовили запрещённый в Союзе альманах «Тарусские страницы», в который вошли их произведения, а также Марины Цветаевой и Николая Заболоцкого. Сегодня в музее можно напитаться удивительной атмосферой дома и увидеть личные вещи писателя и восстановленные интерьеры.
В Тарусе стоит посмотреть краеведческую экспозицию, чтобы лучше узнать историю города и Тульской области. Она находится в здании бывшей усадьбы купцов Позняковых — архитектурном памятнике XIX века в кирпичном стиле. Музей открыли в 1988 году в памятный для города День освобождения от немецких захватчиков, а основой экспозиции стала историко-этнографическая выставка. Здесь можно узнать о судьбе Тарусы с древних времён — впервые город упоминается в Ипатьевской летописи в 1246 году, а возникновение городища датируется X веком. В экспозиции представлены археологические находки, среди которых есть орудия труда, украшения и оружие; произведения декоративно-прикладного искусства — традиционная для края вышивка в технике «цветная перевить»; предметы крестьянского и купеческого быта: утварь, одежда, мебель и восстановленные интерьеры XIX–XX веков. Также в музее есть литературный отдел, посвящённый важным русским деятелям, чья жизнь была связана с Тарусой. Так, на выставке можно увидеть личные вещи Марины Цветаевой и Константина Паустовского.
Тарусская галерея находится на улице Ленина рядом с Петропавловским собором — здание построено вплотную к храму, что создаёт необычный контраст между конструктивистским и классическим зданиями. Удивит не только её внешний облик, но и сама экспозиция: в галерее представлена богатая коллекция русской и европейской живописи и графики, а также декоративно-прикладного искусства. Галерея в городе появилась благодаря учёному Николаю Ракицкому: он жил в Тарусе и занимался акклиматизацией растений, а также коллекционировал произведения искусства — около 200 предметов, переданных агрономом городу в 1963 году, стали основой коллекции. Позже фонд пополнился работами из других музеев страны, например Третьяковской галереи, и работами калужских и московских мастеров, которые в разное время жили и работали в Тарусе. В галерее сегодня можно увидеть произведения Ивана Айвазовского, Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Василия Ватагина, Макса Бирштейна и других выдающихся мастеров.
Таруса неразрывно связана с именами многих выдающихся поэтов, писателей и художников — город даже прозвали «русским Барбизоном», куда съезжались деятели искусства в поисках уединения. Как, например, Василий Ватагин, известный скульптор-анималист, работавший с деревом, — художник много путешествовал по миру, но настолько вдохновился местной красотой, что в 1914 году решил здесь остаться. Дом-мастерскую на Пролетарской улице строили по его проекту — небольшое рубленое жилище получилось в духе Русского Севера. Оформлял его Ватагин самостоятельно, а также разбил у стен сад. Дом украшен резными элементами, а внутри расписан индийскими орнаментами. Удивительное здание досталось потомкам Ватагина, которые сберегли большое наследие художника: сохранились убранство мастерской, а также скульптуры, картины и рисунки. Сегодня в доме живёт внук Ватагина, Николай, который продолжает дело своего деда и работает с деревянными скульптурами.
Одно из самых примечательных зданий города — станция железнодорожного вокзала. Но необычна она тем, что никогда не использовалось по назначению — в городе нет железной дороги. В прошлом веке Таруса стала очень популярным направлением для жителей Москвы — сюда приезжали отдыхать и творить известные люди, например Цветаевы и Виктор Борисов-Мусатов. Городские власти решили наладить сообщение с городом и протянуть пути от Серпухова, поэтому в 1903 году построили здание вокзала. Но местные жители встали на защиту тихого и уединённого городка, опасаясь, что с появлением железной дороги он превратится в промышленный, поэтому её так и не построили. Теперь в нарядном сооружении в классическом стиле размещается банк, а его история напоминает об особенной атмосфере Тарусы, которая до сих пор привлекает искателей вдохновения.
Необычный частный музей находится на улице Шмидта — через него стоит проложить свой маршрут по городу, если захочется посмотреть на удивительные скульптуры. Художник Сергей Жаров в 2012 году создал экспозицию, в которой собрал фигуры из металла — предметы, которые обычно можно найти на свалке, в его мастерской превращаются в произведения искусства. Здесь можно встретить как скульптуры известных личностей, так и сказочных персонажей. Ещё в музее представлена большая коллекция старинных утюгов, музыкальных пластинок, швейных машин, предметов быта и фотографий Тарусы. В музее живёт сам художник — он не только покажет оригинальные работы в технике художественной сварки, но и поставит музыку на старом патефоне и расскажет истории о создании скульптур.
На окраине города в уединённом живописном месте находится Дом литераторов. Расположение местного концертного зала не случайно: в прошлом веке по адресу роскошного сооружения в стиле классицизм с портиком и колоннами находилась усадьба Цветаевых под названием «Песочное», которую семья арендовала для отдыха в Тарусе. Позже старый дом разрушили: на его месте построили базу отдыха, а в 1950-х в пансионате устроили просветительский клуб. Сегодня в комплексе для отдыха по-прежнему размещается пансионат и культурная площадка — Дом литераторов. В нём проходят концерты и выставки, а также ежегодный Рихтеровский музыкально-художественный фестиваль.
Важнейшим культурным символом Тарусы является традиционная вышивка — цветная перевить, или вышивка по продергу. Промысел существовал в Калужской области с древних времён: мастерицы обвивали яркими нитями прореженную до сетки ткань в виде геометрических орнаментов, поэтому техника и получила такое название. Но ремесло оказалось под угрозой исчезновения в революционный период — тарусскую вышивку получилось спасти двум местным специалистам, Марии Якунчиковой и Наталье Давыдовой. В 1924 году они создали объединение мастеров, в которое входило около 40 человек, а к началу войны в Тарусе уже работало целое производство. В военное время фабрика пострадала, а новое здание обрела в 1964 году — в красивом здании, расписанном орнаментами самой вышивки, она находится до сих пор.
С Тарусой связаны многие представители творческой интеллигенции XIX–XX веков. По совету своего друга и коллеги венгерского поэта Антала Гидаша сюда приехал Николай Заболоцкий. Тот лично подыскал для писателя дачу, где Заболоцкий провёл два последних лета в своей жизни — в 1957 и 1958 годах. За небольшой период поэт написал множество стихов, ставших одними из самых важных в его творчестве. А одно из произведений прославило Тарусу и вдохновило жителей на создание детского фестиваля «Петухи и гуси в городе Тарусе» — шуточное название заимствовано из стихотворения «Городок». В 2015 году недалеко от дома, где жил поэт, Заболоцкому открыли бронзовый памятник (по адресу: перекрёсток улиц Луначарского и Карла Либкнехта).