Главный символ и одно из старейших сооружений города. Воскресенский собор расположен в центре Шуи на берегу реки Тезы, откуда открывается потрясающий вид на воду и луга. На этом месте в древности стояла деревянная церковь — первое упоминание о ней датируется 1629 годом. В 1650-х годах она прославилась благодаря чудотворной Смоленской иконе Божьей Матери. По преданию, после молитвы перед образом удалось остановить моровую язву в городе. А позже в церковь приезжал сам царь Пётр I и, исцелившись от недуга, хотел забрать икону с собой. В конце XVII века вместо прежнего деревянного сооружения возвели сразу два новых: Воскресенский собор и зимнюю Никольскую церковь. Но оба здания сгорели, а отстроили их заново только в 1799 году. Храмы сохранили архитектурные черты конца XVIII века несмотря на реконструкции, поэтому сегодня в Шуе можно полюбоваться двумя церквями в стиле раннего классицизма. Ещё один памятник архитектуры у здания церкви — колокольня, установленная в XIX веке. Она считается одной из самых высоких в стране.
Колокольня, высота которой составляет целых 106 метров, входит в число самых высоких в стране. Эта достопримечательность Шуи относится к ансамблю кафедрального Воскресенского собора: колокольню установили рядом со зданием храма на Зелёной площади в XIX веке, а её строительство заняло более 20 лет. Возведение башни начали 1810 году по проекту архитектора-швейцарца Гауденцио Маричелли, но сооружение рухнуло. После чего проект доверили русскому зодчему Евграфу Петрову — четырёхъярусную колокольню в стиле классицизма архитектор закончил в 1832 году. Сооружение вышло по-настоящему уникальным для того времени — на открытие приехали даже гости из других губерний. В 1891 году на третий ярус звонницы был поднят колокол, вес которого составил 1270 пудов — это один из самых крупных колоколов в стране. Полюбоваться на редкий памятник архитектуры можно и сегодня — до наших дней сооружение сохранилось без значительных изменений. Также уцелели ещё два старинных колокола и 45-метровый шпиль с крестом, установленный в 1868 году.
Одно из самых роскошных зданий города находится на улице Московской. Усадьба принадлежала местному купцу и предпринимателю Михаилу Павлову, который управлял крупной и высокотехнологичной по тем временам ткацкой фабрикой «Товарищество Шуйской мануфактуры». Во владении Павлова была усадьба в области и особняк с конюшней, служебным корпусом и флигелем в самой Шуе. Комплекс городских зданий построили в 1880-х годах в стиле необарокко с элементами классицизма — старинный дом богато украшен декором и напоминает настоящий царский дворец. До наших дней сохранился не только изящный облик здания, но и его внутреннее убранство. В интерьере можно увидеть парадную лестницу, оригинальный паркет и мозаику, а также сохранившиеся элементы декора. В особняк стоит заглянуть, чтобы не только посмотреть на архитектуру, но и попасть на одно из мероприятий культурного центра, располагающегося в здании. Здесь проходят интересные городские мероприятия: фестивали, праздники, концерты классической музыки. Также регулярно устраивают литературные чтения и творческие вечера.
Шуя богата старинными церквями и храмами. Один из знаковых для города памятников архитектуры XIX века находится на площади Революции, которая раньше называлась по имени самого храма — Ильинской. Небольшое здание церкви построили прямо на въезде в город в 1881 году из красного кирпича — таким её вид сохранялся до начала XX века, пока сооружение не оштукатурили. Храм возвели в эклектичном стиле с пятью главами на четверике и шатровой колокольней, а позже пристроили к основному объёму притвор. В советское время у храма снесли главы, а внутри устроили клуб ткацкой фабрики «Шуйский пролетарий», который местные прозвали «Безбожник». Возобновились богослужения в храме только в 2009 году, а реставрация идёт до сих пор.
В историческом центре города на площади Ленина находится первый в стране литературный музей, посвящённый Константину Бальмонту — выдающийся поэт Серебряного века и переводчик родился и вырос в Шуе. Сначала небогатая дворянская семья жила в селе Гумнище в области, а в дошкольном возрасте старших детей переехала в город. Здесь будущий поэт-символист учился в мужской гимназии, где впервые проявился его талант — именно в школе он написал свои первые стихи. В возрасте 18 лет Бальмонт отправился во Владимир, а затем в Москву, чтобы продолжить обучение. Сегодня в музее, расположенном в роскошном особняке XIX века в псевдорусском стиле, напоминающем сказочный терем, можно узнать много интересного о творчестве и судьбе поэта и истории Шуйского края. В экспозиции представлены личные вещи и прижизненные издания Бальмонта, макет древней городской крепости, документы, принадлежавшие знаменитым местным купцам, а также небольшая коллекция живописи.
Более ста лет назад Шую потрясли трагические события. В 1921 году в Поволжье начался голод из-за засухи, и, чтобы помочь нуждающимся, церковь организовала сбор средств и пожертвовала драгоценную утварь. Ситуацию большевики использовали против духовенства: в 1922 году издали закон об изъятии церковных ценностей. В Шуе на защиту церкви вышли прихожане и преградили вход в Воскресенский собор, чтобы специальная комиссия не могла войти внутрь. Спустя несколько дней обороны власти применили оружие. Происходило всё у здания церкви — на этом месте и был установлен памятник, а события вошли в историю как Шуйское дело. После этого Ленин приказал расправиться со священниками храма, а также ужесточить гонения на духовенство по всей стране. Погибшие в Шуе у стен собора и замученные настоятели храма были причислены к лику святых в 2000 году, а в 2007-м на площади у колокольни поставили памятник павшим за веру в годину гонений на церковь. Бронзовая композиция состоит из фигур двух священнослужителей и девочки, будто закрывающей их собой от выстрелов.
Чтобы посмотреть самые важные здания города, отправляйтесь в исторический центр Шуи. Здесь находятся знаковые административные сооружения, старинные особняки и дореволюционные дома. Один из самых заметных — Народный дом, построенный в 1901 году из красного кирпича по проекту московского архитектора Константина Терского, учителя известного зодчего Фёдора Шехтеля. Дом возвели из кирпича разобранной после пожара местной ткацкой фабрики, которая принадлежала крупному предпринимателю Ивану Попову — тот пожертвовал средства и материал для культурного учреждения. В 1911 году в здании разместилось Благородное собрание, а с приходом советской власти — Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым управлял Михаил Фрунзе. В 1918 году с подачи революционера в здании организовали Шуйский драматический театр, а в 1951 году разместили Дом культуры, который находится здесь и по сей день.
Среди известных достопримечательностей Шуи — старинный водочный завод на Завокзальной улице. Местные винные склады с прилегающей к ним железной дорогой построили в 1899 году в традиционном промышленном стиле из красного кирпича с фигурной кладкой. Производство выпускало водку и стало одним из крупнейших в стране — его выработка достигала около 300 тысяч вёдер в год. Ликёроводочный завод был закрыт в годы Первой мировой войны, когда действовал сухой закон, и в 1980-х, во времена борьбы с алкоголизмом. Сегодня предприятие с большой историей продолжает выпускать продукцию, а при заводе работают магазин и интересный музей. Здесь на экскурсии можно узнать о традициях русского винокурения, изготовлении местных напитков и продегустировать морсы и соки, которые используют в шуйском производстве.
Находится в самом центре рядом с площадью Ленина и является одной из старейших церквей в городе. В древности эту часть Шуи окружала крепость, первое здание храма возвели в этом месте XVII веке: именно эта церковь считалась соборной, пока в Воскресенском храме не появилась главная святыня — Смоленская икона Божьей Матери. Деревянное сооружение заменили каменным зданием в 1754 году, а спустя 20 лет здесь возвели ещё одну, тёплую, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — до революции в храме хранилась икона святого, присланная в дар от самого Ивана Грозного. В начале XVIII века церкви объединили и пристроили трёхъярусную колокольню в стиле классицизм с высоким шпилем. Его, как и купола храма, в советское время снесли, а в храме разместили сначала пекарню, а затем склады. Богослужения возобновились в 1998 году. Общий облик здания в эти годы практически не пострадал, а дореволюционные детали восстанавливают до сих пор, поэтому сегодня можно полюбоваться не только на оригинальную архитектуру церкви, но и увидеть копии старинной ограды и деревянных дубовых дверей и репродукции древних икон.
Если не знаете, что в первую очередь посмотреть в Шуе, отправляйтесь к павильону мерных весов. Сооружение находится на Центральной площади — его построили в 1820 году. Местные весы считаются уникальным архитектурным памятником, в других районах области подобные здания не сохранились. Изначально постройка служила местом отсчёта всех дорог в городе — своего рода «нулевым километром». Чуть позже здесь были установлены огромные мерные весы для взвешивания тяжёлых грузов — на них возы заезжали прямо вместе с товаром. Они назывались вагой, а крытый квадратный павильон для них — важнёй. До наших дней дошла только постройка в стиле классицизм с рядами колонн, фронтонами и ротондой. Это интересное сооружение остаётся одним из главных символов древнего купеческого города и напоминает о его богатой истории. От павильона мерных весов обязательно стоит прогуляться по главной пешеходной улице Шуи — Малахия Белова, — чтобы рассмотреть старинные торговые ряды, познакомиться с атмосферой города и сделать несколько фото на память.
Шуя издревле считалась промышленным городом: здесь развивались мыловаренный, текстильный и даже овчинно-шубный промысел — старинное ремесло было особенно популярно в годы правления Василия Шуйского, владевшего городом, за что тот получил прозвище Шубник. Благодаря местным предпринимателям Шуя активно застраивалась: появлялись мануфактуры, административные здания, церкви и купеческие дома, которые определили архитектурный облик города. Старинные особняки можно увидеть на улицах города и сегодня. Например, усадьбу купцов Посылиных — одних из крупных промышленников, которым принадлежали две ситценабивные и одна миткалевая фабрики. Ансамбль состоит из двух зданий: первое построили на рубеже XVIII–XIX веков на площади Ленина (в то время — Спасской) в стиле классицизм, второй дом возвели в конце XIX столетия. На территории усадьбы была даже оранжерея, где круглый год выращивали цветы. Место известно и тем, что здесь останавливался будущий царь Александр II вместе с наставником Василием Жуковским во время своего визита в Шую.
Историю развития города можно проследить по его планировке: Шуя делится на старый центр с белоснежными церквями и Заречье — правый берег реки Тезы, где строили мануфактуры в классическом промышленном стиле. Фабричный район начинается сразу за мостом на площади Революции, а открывает его небольшой храм Ильи Пророка и старинные корпуса текстильного производства. Его основал местный купец Калужский в 1860-х годах, а в 1878-м владельцами ситцепечатной фабрики стали братья Шорыгины и Михаил Павлов. Спустя несколько лет Михаил Алексеевич выкупил «Товарищество Шуйской мануфактуры» у напарников и развернул крупное производство: в 1903 году здесь перерабатывали 100 тысяч пудов хлопка. В советское время фабрику национализировали и переименовали в «Шуйский пролетарий». Сегодня в нескольких зданиях старинной мануфактуры по-прежнему работает текстильное производство.
Одна из самых красивых церквей находится на окраине города на Мельничной улице. В древности здесь находилось село Мельничное, которое принадлежало княжескому роду Шуйских, как и сама Шуя, на протяжении 200 лет — фамилию знатная династия как раз получила от названия города. В вотчину часто приезжал сам Василий Шуйский, последний государь из рода Рюриковичей, чтобы развлечься на соколиной охоте, а по легенде, здесь даже покоится его дочь. Преображенскую церковь предположительно основали во времена правления Ивана Грозного рядом с княжеской усадьбой. Современную же каменную церковь в стиле классицизм с элементами псевдорусского стиля возводили в несколько этапов в XIX веке, а оригинальная застройка сохранилась до наших дней. Храм не пострадал в советское время и был закрыт всего в течение 10 лет — в это время в нём размещались мастерские и склады. Но уже в 1940-х в церкви возобновили службу — она оставалась единственной в городе действующей и считалась соборной, пока в 1990-х не открыли Воскресенский собор.
На карте города можно обнаружить множество зданий дореволюционного времени из характерного красного кирпича. Одно из самых ярких сооружений этого периода — мужская гимназия на улице Советской. Её построили в 1873 году в эклектичном стиле, а средства на учебное заведение пожертвовали местные купцы — Иван Попов, Алексей Посылин и ещё несколько десятков человек. В 1900 году к зданию пристроили церковь Николая Чудотворца. В советское время она была закрыта, а крест и глава утрачены. Но само здание и некоторые элементы интерьера сохранились до наших дней — здесь по-прежнему размещается средняя образовательная школа. Она носит имя Константина Бальмонта: знаменитый поэт Серебряного века учился в этой гимназии в 1876–1884 годах. Кроме него, здание помнит и других выдающихся людей: художника Анатолия Лебедева-Шуйского, актёров московских театров Юрия Юницкого и Василия Лужского.
На главной пешеходной улице Малахия Белова (её также называют местным Арбатом) в самом центре города находится музей, посвящённый знаковой личности в революционное время — Михаилу Фрунзе. Его имя запечатлено в истории города: государственный деятель сбежал из ссылки в Казани в Шую, где организовал движение местных рабочих, вместе с которым участвовал в Декабрьском восстании 1905 года в Москве. В 1917 году он служил в Минске, после чего советские власти направили Фрунзе в Шую, где революционер стал председателем Совета рабочих, земской управы и городской думы. В память о местном чиновнике создали экспозицию в здании, где шуйские боевые дружины проходили обучение под его руководством. Сегодня в музее можно узнать о судьбе Фрунзе и истории города во времена Гражданской войны, а также увидеть краеведческую выставку — здесь представлены предметы быта и одежда разных сословий дореволюционного времени и макет с исторической планировкой города.
В самом сердце города находится старинная пожарная водонапорная башня — одно из самых красивых исторических сооружений Шуи. Здание возвели в 1883 году по проекту известного московского архитектора и автора Исторического музея на Красной площади Владимира Шервуда. Постройка отличается оригинальностью и нетипичной для служебных сооружений архитектурой: её построили в эклектичном стиле из красного кирпича с фигурной кладкой в стиле русского зодчества. Башня состоит из крестообразного основания и восьмерика, украшенного аркатурными поясами. Здание обязано попасть на фото каждого гостя города, как и расположенные рядом с ним Центральная площадь и местный Арбат (улица Малахия Белова): исторические локации богаты на объекты культурного наследия Ивановской области и красивые старинные здания.
Важнейший символ Шуи, как ни странно, самый обыкновенный брусок мыла — предмет гигиены даже изображён на гербе города. Всё потому, что в XVIII–XIX веках здесь работало около 20 мыловарен — производство считалось одним из главных в Шуе, а товар очень ценился по всей стране. Сегодня на Дубковской улице работает музей, посвящённый важному для города ремеслу: здесь можно узнать, как развивалась технология мыловарения с XVII века по наши дни, какие бывают традиции стирки в разных странах, сколько зарабатывали мыловары и как использовали мыло для изготовления оружия в годы Первой мировой войны. А ещё в музее получится самому сделать мыльный брусок на мастер-классе или приобрести готовое изделие от местных производителей в качестве идеального сувенира из Шуи.
Вокзал в Шуе не просто станция, а настоящий культурный объект и значимое историческое здание. Его построили в 1896 году — прежний вокзал, возведённый в 1868-м, перенесли на другое место из-за увеличения пассажирского потока, а здесь построили новое здание, которое и сегодня встречает прибывших гостей и жителей города. В 2020 году вокзал отреставрировали, восстановив его первоначальный облик: центральная часть здания выполнена из кирпича, а крылья — из дерева. Также восстановили резные наличники и карнизы и декоративную башню с часами, а внутри создали экспозицию: по рейтингу РЖД Шуйский вокзал входит в число лучших железнодорожных музеев страны. На выставке можно узнать об истории Шуйско-Ивановской линии и достопримечательностях города. Ещё на вокзале можно оказаться в эпицентре городских культурных событий: здесь проводят различные мероприятия, например фестиваль шуйского мыла.
Чтобы узнать больше об истории края, отправляйтесь в Ивановскую область в село Введенье к одному из древнейших монастырей в стране — Николо-Шартомскому. Считается, что он был основан в XIII веке на месте обретения иконы Николая Чудотворца на берегу реки Шартомы, а первое документальное описание монастыря относится к 1425 году. Обитель с давних времён считалась важным оплотом веры: её почитали цари и жертвовали средства представители княжеских родов. До 1649 года здания монастыря были деревянными. После пожара, уничтожившего все постройки, обитель решили отстроить в камне на новом месте, у устья Молохты. Строительство крупного монастырского комплекса заняло десятилетия — Преображенскую церковь закончили только в 1813 году. В годы советской власти обитель переживала упадок, а её восстановлением занялись в 1990-е годы — монастырь был возвращён церкви одним из первых в стране. Поэтому сегодня во Введенье можно полюбоваться на величественные храмы в византийско-русском стиле, напоминающие о древней и богатой истории страны.
Не только одна из древнейших церквей в Шуе, но и важное сооружение для всего архитектурного облика центра города. Она расположена на берегу Тезы на Театральной площади — в древности на этом месте стояло несколько храмов. Они задавали композицию прилегающему к кремлю посаду, а Крестовоздвиженская церковь замыкала всю перспективу. Здание храма возвели примерно в XVII веке — первое упоминание относится к 1619 году. Но деревянное сооружение сгорело в 1662 году, каменную постройку на его месте возвели в 1693 году. Скромное здание перестроили в стиле классицизм в начале XIX века и украсили внутри росписями. Роскошную церковь посещал даже Александр II вместе со своим наставником, поэтом Василием Жуковским. Но к сожалению, убранство храма не сохранилось: в советское время колокольню, главы и часовню церкви снесли, а внутри разместили фабричные помещения. Несмотря на значительные изменения в облике, храм не потерял своей значимости для города — сейчас здание восстанавливается.