Величественный и одновременно изящный, самый большой фонтан в Риме находится на перекрёстке трёх улиц, поэтому называется «Треви» — от латинского trivium, что и переводится как «перекрёсток трёх улиц». Грандиозная и очень живая скульптурная композиция со множеством действующих лиц построена в середине XVIII столетия. Фигуры из белого мрамора, установленные в центре фонтана, олицетворяют переменчивость океана. Повелитель морей Нептун восседает на колеснице, сделанной в форме огромной морской раковины. В повозку впряжены два коня. Один свирепый, как разбушевавшаяся морская стихия, а другой тихий, как океан в безветренную погоду. Композицию украшают скульптуры богини-целительницы, черпающей целебные воды в источнике, и богини плодородия с рогом изобилия в руках. Четыре колонны олицетворяют времена года. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть созданные из мрамора листочки.
Он был построен за несколько веков до нашей эры и представлял собой храм всех греческих богов. Неоднократно горел и перестраивался. Теперешний вид здание приобрело во втором столетии нашей эры. Купол Пантеона считается чудом инженерной мысли. Он представляет собой неармированную тяжёлую полусферу (вес около пяти тысяч тонн) без промежуточных опор. В Пантеоне нет окон, а инсоляция осуществляется за счёт круглого отверстия в самом куполе. Во время дождя вода попадает внутрь здания и отводится по специальным каналам. Стены помещения облицованы разноцветным мрамором. Бронзовые входные ворота сохранены с античных времён. У входа расположен портик из гранитных колонн с мраморными капителями. Внутри можно увидеть картины XVIII-XIX, а также могилы первых итальянских королей и великих живописцев, в числе которых Перуцци, Рафаэль, Карраччи.
Грандиозность, масштаб и красота этой локации ежегодно привлекает более шести миллионов туристов. Само здание построено для проведения боёв гладиаторов ещё в I столетии нашей эры. Кроме состязаний гладиаторов, зрители видели исценировки по мотивам древних мифов, соревнования в стрельбе из лука и так далее. Одновременно такого рода зрелища могло смотреть более 50 тысяч человек. Некоторые историки утверждают, что и более 80 тысяч. В XIV веке сильное землетрясение разрушило южную часть Колизея. Лишь в XIX веке уцелевшую часть архитектурного памятника восстановили. Путешественники могут осмотреть достопримечательность, а также побродить по системе двухуровневых тоннелей и клетей, расположенных под ареной.
Площадь в форме прямоугольника находится в самом центре итальянской столицы. Руины различных древних сооружений окружают это место по периметру. В древнем Риме здесь располагалась центральная рыночная площадь, которая называлась Большая площадь. Это был центр общественной жизни города. Вокруг площади возводили храмы, здания, где проводились суды и решались вопросы общественной жизни города, устанавливались арки и памятники известным жителям Рима. В VIII-IX столетии Форум пришёл в упадок, здания постепенно разрушались, некогда шумное и посещаемое место опустело. Горожане стали пасти здесь скот. В XIX столетии вырос интерес к историко-археологическим объектам. Благодаря этому на месте Форума были проведены масштабные раскопки, площадь частично реконструирована и превращена в популярную туристическую локацию. Чтобы узнать полную драматизма и интересных фактов историю Римского форума.
Центральная композиция одной из самых больших римских площадей — «Фонтан четырёх рек». Скульптурная группа фонтана расположена вокруг тридцатиметрового обелиска. На вершине установлен голубь с оливковой ветвью в клюве. Рядом с центральным фонтаном расположены ещё два, посвящённые Мавру и Нептуну. Украшение площади Навона — церковь Святой Агнессы, величественный католический храм. Внутри очень красивый, с традиционным для католических церквей убранством, статуями, изображающими Иисуса Христа и Деву Марию. На площади всегда многолюдно, путешественники сидят на лавочках и у фонтанов. Слышатся песни уличных музыкантов, художники продают картины.
Днём это место очень многолюдно, чтобы по-настоящему оценить его красоту, сюда лучше приходить рано утром и в поздние часы. Своё название лестница получила из-за близкого расположения к площади, на которой находилось посольство Испании. У подножия лестницы есть архитектурный шедевр — площадь с необычным фонтаном. Он имеет форму полузатопленной лодки и сделан из сияющего белоснежного мрамора. Из различных частей судна бьют струи прохладной воды. Вечером в огнях подсветки фонтан особенно красив. Лестница знаменита тем, что на ней периодически проходят показы коллекций Высокой моды. Во время праздника Рождества здесь проводятся представления, весной и летом локация впечатляет украшающими её цветущими азалиями. На улочках рядом с Испанской лестницей много ресторанчиков и модных бутиков.
Здание больше известно как мавзолей Адриана. Строение имеет круглую форму, наверху возвышается скульптура ангела. Построен замок в начале II века нашей эры императором Адрианом, который планировал использовать здание как свой мавзолей. Погребальные урны Адриана и нескольких других императоров до сих пор покоятся в этом месте. На протяжении своего существования замок был гробницей, резиденцией пап, где они отдыхали и хранили свои сокровища, и даже суровой тюрьмой, одним из узников которой был Джордано Бруно. В наши дни в здании расположен Военно-исторический музей. Со смотровой площадки замка Святого Ангела прекрасно виден Ватикан и собор Святого Петра.
Собор является крупнейшей христианской церковью в мире. Его возвели в XVII столетии. В создании внутреннего убранства принимали участие великие мастера: Микеланджело, Бернини и другие. Здесь множество статуй, алтарей, подлинных фресок эпохи Ренессанса. В церкви находятся могилы королей, принцев и римских понтификов. Площадь перед зданием собора является центральной площадью Ватикана, окружена величественной колоннадой. На своде колоннады установлены статуи религиозных деятелей. По замыслу архитектора Бернини, величественная колоннада начинается от собора Святого Петра и обрамляет площадь. Композиция символически напоминает распахнутые для объятий руки, в которые церковь принимает верующих. В центре площади возвышается обелиск из красного гранита, который венчает католический крест.
Один из семи холмов, на которых расположен Вечный город. Подняться сюда можно по одной из трёх лестниц. Самая величественная — Кордоната. Наверху с двух сторон установлены статуи близнецов Поллукса и Кастора рядом с конями. Эти произведения искусства обнаружили при раскопках Помпей. В центральной части площади Капитолийского холма установлена статуя Марка Аврелия на коне. По периметру площади стоят здания трёх дворцов, в которых расположены музеи. Возле Дворца сенаторов, где располагается резиденция мэра, установлен фонтан. С двух сторон расположены скульптуры внушительных размеров, олицетворяющие египетскую реку Нил и апеннинскую Тибр. Есть смотровые площадки. С них открывается вид на полуразрушенные храмы, античные колонны, древние улицы, а также Римский форум. У подножия холма есть ещё одна достопримечательность — Мамертинская тюрьма IV столетия.
Площадка для увеселений публики начала строиться при Юлии Цезаре. Правда, император был убит до завершения строительства. Октавиан Август, занявший трон Юлия Цезаря, продолжил возведение театра и назвал его в честь своего племянника. Согласно замыслу авторов, сооружение должно было поражать воображение посетителей великолепием и грандиозностью. Постройка была украшена мраморными статуями, бронзовыми вазами, отделана мрамором. По своему внешнему виду театр Марцелла чем-то напоминает Колизей. В Средние века здание перестроили в крепость, затем богатая римская семья Орсини построила себе резиденцию в здании и являлась его собственником до тридцатых годов XX столетия. Часть здания и сегодня используется как жилой дом.
Задумывалась площадь как место собрания для народа, где проводились дискуссии, беседы, диспуты. В центре установлен один из самых древних обелисков Рима, который привезли из Египта. По оценкам специалистов, он был сделан более 3,5 тысяч лет назад. На обелиске расположены барельефы, посвящённые фараону Рамзесу II. При входе на площадь через ворота Порта дель Пополо слева можно увидеть музей Леонардо да Винчи. Самые примечательные объекты на площади — две церкви-близнецы, построенные в XVII столетии. Очень красивы фонтаны, расположенные по бокам площади. Один посвящён Нептуну, другой богине Роме, покровительнице Рима. За фонтанами находится Наполеоновская лестница, по которой желающие поднимаются на смотровую площадку, где открывается панорамный вид Вечного города.
Для получения острых ощущений, которые любили древние римляне, в городе был построен ипподром. Большое, овальной формы пространство для скачек окружал амфитеатр с местами для зрителей, вмещавший до 50 тысяч человек. Здесь проводились скачки на колесницах — крайне опасные соревнования. При столкновении колесниц наездники иногда падали и тут же гибли под копытами лошадей соперников. Кроме скачек на арене цирка, устраивались игры легкоатлетов и бои гладиаторов. Сегодня вокруг арены древнего цирка находятся руины. Эта локация используется для проведения различных концертов, фестивалей. Местные жители приходят сюда на утренние пробежки, а туристы гуляют по дорожкам под тенистыми деревьями. Рядом расположены Колизей и Римский форум.
Достопримечательность находится у входа в церковь Святой Девы Марии. Это круглая мраморная плита диаметром почти два метра и весом больше 1000 килограммов. Она выполнена в виде маски, которая изображает лицо древнегреческого бога Тритона. Глаза, нос и рот божества представляют собой сквозные отверстия. Говорят, если лжец положит руку в рот маски, то случится страшное: обманщик лишится конечности. Тритону уже около 2000 лет. Он входил в топ достопримечательностей Рима ещё во времена Средневековья. А также успел засветиться в киноленте 50-х годов ХХ века — «Римские каникулы». Точное назначение этого мраморного диска до сих пор не установлено. Кто-то считает, что он использовался для жертвоприношений. А кто-то уверен, что это обычный канализационный люк. Зато это точно одна из самых узнаваемых достопримечательностей, с которой получится сделать запоминающиеся и забавные фото.
Рекомендуем к обязательному посещению эти две достопримечательности Рима. Тем более они находятся в пяти минутах ходьбы друг от друга. Величественное здание из белого мрамора с множеством колонн, которое возвышается над городской площадью, — это дань памяти первому правителю объединённой Италии. Строительство началось в XIX веке уже после смерти короля Виктора Эммануила II и длилось 50 лет. У здания расположены два фонтана. Они символизируют моря, которые омывают полуостров. Исполинская лестница ведёт к статуе короля. Фигура выполнена из бронзы. Король со шпагой в руке восседает на своём боевом коне. Добравшись на вершину строения, вы будете вознаграждены прекрасным видом на Старый город. Совсем рядом расположен один из последних форумов Рима. Он был построен во II веке нашей эры и являлся самым большим зданием такого типа. Особого внимания заслуживает стоящая рядом колонна Траяна. Она появилась в одно время с форумом. Её высота почти 40 метров. В качестве украшения на колонне можно увидеть мраморные плиты с сюжетами исторических событий тех лет.
Пешеходный мост через реку Тибр соединяет районы Борго и Понте и считается одним из самых совершенных образцов гидротехнического мостостроения. Этот арочный мост построили по технике замкового камня. Название сооружение получило благодаря папе Григорию I. Во время покаянной процессии, которая шла по мосту, папе явился архангел Михаил и вложил свой меч в ножны. Это было знаком окончания эпидемии чумы, поразившей Рим. Мост был переименован и стал носить имя Святого Ангела. В XVII столетии на гидротехническом сооружении были установлены 10 скульптур ангелов. Несколько фигур сделал великий мастер Джованни Бернини, спроектировавший Ватикан и собор Святого Петра.
Помещение капеллы находится в здании резиденции папы римского. Сооружено в XV столетии по приказу Сикста IV. Здесь проходят самые важное для католической церкви события: выбирают нового папу римского, проводят важные религиозные обряды в присутствии высших иерархов. Помещение Сикстинской капеллы открыто для посещений. Путешественники приходят сюда, чтобы посмотреть на фрески, созданные рукой великого Микеланджело. Роспись потолка считается самым масштабным произведением эпохи Возрождения. На стене с северной стороны представлены сюжеты из Нового Завета, повествующие о служении Иисуса Христа. На южной можно увидеть героев Ветхого Завета, в числе которых царь Давид, Иосиф, Моисей.
Эта локация не входит в топы достопримечательностей Рима. Скорее всего, вы не встретите здесь толпу туристов. Но это и плюс. Можно спокойно осмотреться. Поэтому мы рекомендуем посетить это место. На площади не кипит жизнь оживлённого мегаполиса. Время здесь застыло. Торре-Арджентина функционировала во времена Римской империи. Сегодня здесь можно увидеть руины, датируемые II-IV веками нашей эры. В основном это остатки культовых построек и театра. Они являются одними из самых старых в Вечном городе. Говорят, именно здесь был убит полководец империи Юлий Цезарь. Главными обитателями площади в наши дни являются бездомные кошки.
Если смотреть на карту Рима с достопримечательностями, то можно увидеть, что арка Константина располагается между Колизеем и Палатинским холмом. Возведена триумфальная арка в начале IV века в честь победы императора Константина в битве у Мильвийского моста. Это позволило ему стать единоличным правителем Римской империи. Сооружение впечатляет красотой, создано из блоков мрамора, аттик выполнен из кирпичей, облицованных мрамором. Арка богато украшена барельефами, изображающими пленных варваров. Над двумя боковыми арками изображены сцены из жизни самого императора Константина.
Среди достопримечательностей Рима с фото и описанием картинная галерея занимает особое место. Музей насчитывает 18 залов, где в хронологическом порядке выставлены работы известных художников и скульпторов, начиная с XII столетия. Картины имеют преимущественно религиозную тематику, сюжеты связаны с жизнью Иисуса Христа. Посетители могут наблюдать, как менялась религиозная живопись, приближаясь к светской. Произведения XIII-XIV столетия сильно отличаются от картин в привычном византийском и русском понимании. В них намного меньше суровости и аскетизма. Отметим, что в музее есть залы с естественным освещением через потолочные окна. Такое освещение даёт определённую «изюминку» картинам.
В центре Рима находится ландшафтный парк, названный по имени своего владельца, кардинала Шипионе Боргезе, страстного коллекционера и покровителя многих талантливых художников и скульпторов XVII столетия. В зданиях на территории парка организовано музейное пространство, где собраны шедевры мирового искусства. В этой локации можно увидеть картины итальянских мастеров, среди которых произведения Тициана, Рубенса, Караваджо, Рафаэля. Восхищает архитектура и оформление интерьеров виллы Боргезе: потолки и стены в помещениях украшены мозаикой, фресками, старинными барельефами. Целый этаж отведён скульптурным композициям, многие произведения выполнены любимцем кардинала Боргезе и создателем архитектурного ансамбля центральной площади Ватикана Джованни Бернини. Посетители отмечают, что посещение галереи Боргезе оставляет неизгладимое впечатление.
Эта церковь входит в топ достопримечательностей Рима. Мощное, монументальное здание сохранилось в первозданном виде с момента постройки в V столетии. Потрясающе красивые интерьеры храма в яркие солнечные дни можно детально рассмотреть. Прекрасно сохранились древние мозаики и фрески, лепнина, узоры в рядах золочёной окантовки на потолке. Удивляет яркость красок и необычно хорошее состояние внутреннего убранства, созданного несколько веков назад. В храме хранится христианская святыня — частица яслей, в которые был положен Иисус Христос после появления на свет. Их привезла Елена, мать императора Константина, благодаря которому христианство стало официальной религией. На триумфальной арке подробно представлены евангельские сюжеты: Благовещение, Богоявление, поклонение волхвов.
Одна из главных достопримечательностей Рима была построена в XVII веке и является примером римского барокко. Над проектом трудились сразу три архитектора. А строительство растянулось почти на десять лет. Центральная часть сооружения заглублена, а боковые корпуса выступают вперёд. Первый этаж представляет собой лоджию, украшенную полуколоннами. Второй и третий этажи застеклены арочными окнами. Здание принадлежало одному из богатейших родов Италии. Один из его представителей даже был избран папой римским. Сегодня дворец может посетить любой желающий. Внутри находятся Институт нумизматики и Национальная галерея старинного искусства. Во время осмотра экспозиций можно полюбоваться и внутренним убранством палаццо.
На самом деле эту базилику нужно называть собором Святого Иоанна Крестителя. А такое народное название собор получил из-за своего расположения: он находится на Латеранском холме. Сам храм построили в V столетии, но за свою историю он претерпел немало изменений, что отразилось и на его архитектуре. На фасаде здания можно найти элементы различных стилей: барокко, классицизма и других. Есть много декора, характерного для XVII века. В апсиде (алтарной пристройке) сохранились мозаики времён постройки храма. На них изображены мученики периода раннего христианства. Также в базилике находятся трон и кафедра папы римского. В храме расположено несколько часовен, посвящённых христианским святым. При базилике организована работа музея, в котором экспонируются святыни XI-XIX столетий.
Площадка, на которой высажено более тысячи сортов роз, имеет форму амфитеатра. Отсюда открывается впечатляющий вид на Палатинский холм. Создательницей сада роз является графиня Мэри Гейли Сенни, очень любившая цветы и особенно розы. Открылся розарий в 1932 году, и с тех пор все желающие могут насладиться цветением редчайших видов роз. Например, красавица Chinensis Mutabilis меняет цвет один раз в несколько дней. Розы сорта Chinensis Viridiflora имеют зелёные лепестки, их бутоны очень похожи на артишоки. В центре розария расположена овальная клумба. На ней высажены цветы, являющиеся победителями конкурса роз, проводимого здесь каждый год. Работает розарий два месяца в году (май, июнь) в период наиболее бурного цветения растений. В остальное время понять, что представляет собой этот прекрасный островок роз, можно только осматривая его через ограждение.
Здание больше напоминает дворец. Фасад украшают барельефы со сценами из жизни античных времён и мифологические персонажи. В многочисленных нишах располагаются бюсты и статуи. Вход охраняют мраморные львы. Строилось в XVI столетии для размещения коллекции художественных ценностей, принадлежавших кардиналу Фердинанду де Медичи. В начале XIX столетия вилла была выставлена на продажу, здание приобрела Французская академия для стажировки молодых французских художников в Италии. Попасть на виллу и ознакомиться с хранящейся там коллекцией можно только в составе экскурсионной группы. Расписание экскурсий есть на сайте Академии. Вокруг виллы расположен очень красивый парк, созданный по подобию ботанического сада. Кругом растут редкие растения, в тенистых уголках располагаются статуи античных героев.
Одной из главных достопримечательностей в окрестностях Рима является древний город, что сегодня частично погребён под слоем вулканического пепла. Почти 2000 лет назад Помпеи потонули в потоках лавы. По некоторым данным, погибло около 2000 человек. Виновником этой страшной катастрофы стал вулкан Везувий. Он является действующим и в наше время. Раскопки здесь ведутся с XVI века. Их финансировала даже младшая сестра Наполеона Бонапарта. Однако и по сей день под слоем пепла остаётся около 20% древнего поселения. Сегодня на территории города можно увидеть храмы, построенные в честь древнегреческих и древнеримских богов, театры и амфитеатры, жилые дома, термы, рынки, пекарни. Сохранились даже пешеходные переходы. Отдельно стоит упомянуть фрески и мозаики, оставшиеся на стенах местных построек. Ещё одна удивительная местная особенность — гипсовые слепки фигур погибших. В XIX веке археологи обнаружили, что на месте тел, что были погребены под слоем пепла, образовались пустоты. Заполнив их гипсом, учёные получили слепки жертв катастрофы.
Музей создан по указанию папы Павла VI, стоявшего во главе католической церкви с 1963 по 1978 год. Понтифик считал, что путь к сердцам верующих лежит в том числе и через искусство, и поощрял художников к творчеству. В залах музея представлены картины современных художников и скульпторов. Здесь можно увидеть работы Марка Шагала, Пабло Пикассо, Василия Кандинского. Большое внимание уделяется работам итальянских авторов, среди которых абстракционист Альберто Бурри, делавший свои шедевры из мешковины, обгоревшей древесины, смолы. Он выражал в своих произведениях впечатления, полученные при работе врачом во время Второй мировой войны. Обширна коллекция работ импрессионистов, неоклассицистов, символистов, сюрреалистов, кубистов.
Это величественное сооружение первым встречает посетителей Римского форума. Расположено у входа на Палатинский холм. Возведена арка в честь победы императора Тита над Иерусалимом. Облицовано сооружение белым мрамором, украшено многочисленными барельефами, запечатлевшими триумф римлян. Среди барельефов находятся изображения богини Виктории, сцены сражения при Иерусалиме. Триумф Тита отмечен двумя горельефами внутри арки. Один изображает императора на квадриге, на другом римские солдаты несут из Рима военные трофеи, в числе которых святыни из Иерусалимского храма: серебряные трубы и семисвечник.
Эта достопримечательность входит в список особо почитаемых базилик столицы Италии. На протяжении многих столетий её стремятся посетить верующие во время совершения паломничества по святым местам Вечного города. Кроме того, святыня внесена в Список наследия ЮНЕСКО. Достопримечательность названа в честь апостола Павла. Христиане считают, что храм построен на месте захоронения святого. Сегодня его мощи хранятся под алтарём базилики. Строение представляет собой пятинефный храм. Центральное помещение отделено от остальных с помощью сорока мраморных колонн. В нём установлены статуи святых Петра и Павла. Фигуры ещё десяти апостолов находятся в нишах боковых нефов. Апсиду храма украшает мозаика XIII века. На ней изображён Иисус, держащий Евангелие, святые Пётр, Павел, Лука и Андрей, а также папа Гонорий III, по заказу которого мозаика и была выложена. Кроме того, внутри храма находится действующий орган, которому уже около 140 лет.
Начало сбору экспонатов музейного комплекса положил папа Сикст IV в XV столетии. Он передал в дар городу Риму коллекцию античной бронзы, которая была выставлена на Капитолийском холме. Фонды музея пополнялись, возникла необходимость в новых помещениях. В XVI столетии был построен комплекс из трёх зданий для Капитолийских музеев. Дворцы носят различные названия, а в каждом из них размещаются определённые коллекции. Здесь можно увидеть части гигантской статуи императора Константина, горельефы со сценами из жизни античного Рима, статуи древнеримских богов и богинь. В коллекции всемирно известные скульптуры: «Мальчик, вытаскивающий занозу», бронзовая статуя волчицы, вскормившей основателей Рима. В художественной галерее представлены картины Караваджо, Тициана, Тинторетто, Микеланджело. В Галерее Садов выставлены артефакты, найденные в домах богатых жителей древнего города.
Грандиозный банный комплекс возведён в начале III века нашей эры. Сегодня от него остались лишь развалины, позволяющие понять масштабность строения. В некоторых помещениях сохранились элементы красивого мозаичного пола. Здание бань было рассчитано на одновременный приём более тысячи человек. Здесь были залы для омовений, развлечений и отдыха. Люди приходили не только помыться, но и пообщаться, обсудить деловые вопросы, хорошо отдохнуть. В середине первого тысячелетия варвары перекрыли акведуки, по которым поступала вода в Рим. Здание бань стало разрушаться, период упадка длился до XIV столетия. Затем на месте терм стали проводить раскопки, чтобы добыть материал для строительства папских дворцов. Были найдены статуи Геракла, порфировые ванны и различные артефакты, которые в настоящее время хранятся в музеях. Посещение этой огромной археологической зоны дополняет представление о жизни горожан Вечного города в древние времена.
Почти половину площади Ватикана занимает парковая зона, в которой гармонично соседствуют различные виды растений. Здесь можно встретить пальмы, ели, дубы, кипарисы и аккуратно подстриженные тисы. Поражают красотой оливковые рощи. Есть целая стена, украшенная кактусами. Всего здесь собрано более семи тысяч различных видов растений. Здания окружены фонтанами и водопадами. Территория садов Ватикана украшена колоннами и статуями. Деревья и кустарники цветут большую часть года, газоны аккуратно подстрижены. Есть небольшой зоопарк, с дерева на дерево перелетают яркие африканские попугаи, которые чувствуют себя здесь легко и вольготно.
На самом деле это не одна локация, а целых четыре. И все они достойны быть обозначенными на карте с достопримечательностями Рима. Музей был основан в XIX веке. В основу его экспозиции легли частные коллекции немецкого монаха-иезуита и итальянского археолога и этнографа. Сегодня коллекция музея — это одно из крупнейших в Риме собраний скульптур, фресок и мозаик времён Римской империи. Кроме того, в залах музея представлена коллекция драгоценностей. Отдельная выставка посвящена нумизматике. В музейных залах представлены монеты разных эпох и даже древнее устройство для их подделки. Не менее интересны древние саркофаги. Среди экспонатов музея можно увидеть даже мумию.
Римские катакомбы — сеть подземных тоннелей протяжённостью около 20 километров. После смерти Христа последователи его учения подвергались жестоким гонениям со стороны властей. В катакомбах христиане хоронили своих усопших и мучеников, проводили богослужения, прятались от преследователей. Стены катакомб украшались мозаичными и живописными священными изображениями. По приблизительным подсчётам, в катакомбах Святого Каллиста находится около полумиллиона захоронений. Для осмотра этой достопримечательности Рима в подземелье можно спуститься только в составе экскурсионной группы. Путешественники ходят по длинным галереям, осматривают ниши древних захоронений первых христиан, фрески периода раннего христианства.
Согласно преданию, на этой возвышенности волчица вскормила братьев-близнецов Ромула и Рема, которые основали Великий Рим. Легенда спорная, но часть истины в ней есть. Как показывают раскопки, на холме Палатин действительно возникло первое римское поселение. Во времена Римской республики (509-27 годы до н. э.) здесь селились представители знатных родов и императоры. Богатство сгубило это место: в 410 году готы разграбили Рим и сожгли императорские дворцы на холме. Палатин так и не восстал из пепла. Лишь в XIX веке власти начали реставрацию древних построек. Масштабное здание, сохранившееся на Палатинском холме, — дворец Августов. Это был огромный дом, состоящий из множества помещений и садов. Сегодня в нескольких сохранившихся помещениях можно увидеть фрески и мраморные панели. Хорошо сохранилась комната с нарисованными на стене окнами и колоннами — это покои императора.
Площадь Венеции
Сложно пройти мимо этой площади: она расположена у основания Капитолийского холма на пересечении пяти улиц. Ранее здесь находилось представительство Венецианской республики — отсюда и произошло название площади. В нынешнем виде место сформировалось в начале XX века, когда в 1935 году достроили громадное здание Витториано. Это эклектичное строение из-за необычной формы часто называют «пишущей машинкой» и «свадебным тортом». В центре площади установлен памятник королю Виктору Эммануилу II, который в конце XIX века объединил Италию. Под монументом расположен Алтарь Отечества с могилой Неизвестного солдата. Смотровая площадка на здании Витториано — одно из классных мест для тех, кто любит панорамы. Подняться на обзорную площадку можно на лифте (вход с обратной стороны здания). С вершины открываются великолепные виды на центр города и археологические памятники Римского форума. Отсюда можно сделать несколько красивых фото.
«Уста истины» в церкви Санта-Мария-ин-Космедин
В центре Рима можно посетить древний «полиграф» — двухметровый круглый камень с ликом древнего бога с открытым ртом. Считается, что это изображение Нептуна, Оракула или Фавна. Необычный «детектор лжи» вмурован в одну из стен в церкви Санта-Мария-ин-Космедин. В Древнем Риме людей, которых подозревали в ложных показаниях на судах, заставляли класть руку в рот божества. Существовало поверье, что «Уста истины» оставят человека без руки, если он солгал судьям. До наших дней дошли исторические документы, которые объясняют «чудо»: по обратную сторону рельефа стоял палач, который и отрубал руки несчастным. Однако неизвестно, кто именно делал выводы о правдивости слов подозреваемого и отдавал указания палачу. Сама церковь Санта-Мария-ин-Космедин расположена на площади Бокка делла Верита (собственно, такое название дано в честь «Уст истины»). Эта площадь необычайно живописна летом — вдоль набережной Тибра растут раскидистые деревья, на их фоне высятся храмы и дворец эпохи Возрождения.
Авентинский холм
Здесь расположен один из самых красивых уголков Вечного города — апельсиновый сад (официальное название — парк Савелло). Предлагаем закончить маршрут первого дня и встретить закат именно здесь. В парке есть обзорная площадка с прекрасным видом на Рим. Вечером сад особенно красив и романтичен: все деревья освещены, а воздух наполнен ароматом цветов и фруктов в тёплое время года. Здесь можно устроить пикник, послушать музыку на лужайке или просто насладиться красотой природы. Авентинский холм славится ещё одной необычной достопримечательностью. Это замочная скважина дворца Великих Магистров. Заглянув в неё, можно увидеть сразу три государства: Италию, Ватикан и Мальтийский орден.
Парк Боргезе
Один из самых больших зелёных оазисов в центре Рима был создан в начале XVII века. Сегодня сюда приходят те, кто любит гулять на свежем воздухе, покататься на велосипедах или просто отдохнуть на скамейках в тени деревьев после прогулки по раскалённому Риму летом. Парк Боргезе огромный — общая его площадь 80 гектаров (примерно как три Красные площади). Самое романтичное место здесь — Озёрный сад, который представляет собой уединённый уголок. Особенно приятно оказаться здесь на закате, когда солнце прячется за памятниками архитектуры, а небо окрашивается в золотистый цвет.
Галерея Боргезе
На территории парка открыт музей — в главном здании виллы Боргезе. Этот известный художественный музей состоит из 75 залов, в которых выставлено более пяти тысяч экспонатов. В основе коллекции — искусство Древнего Рима и шедевры эпохи Возрождения. Музей славится произведениями Караваджо, Тициана, Бернини, Веронезе, Рафаэля — не хуже, чем в именитых музеях Европы. Один из шедевров галереи — «Похищение Прозерпины» Бернини. Скульптор создал эту статую, когда ему было всего 23 года. Молодой мастер смог невероятно точно передать в камне эмоции героев: и решительность, и силу бога, и отчаянное сопротивление девушки. А ещё здесь хранится шедевр Караваджо «Больной Вакх». Это ранний автопортрет художника. Интересно, что в период написания картины молодой Караваджо болел малярией. Это объясняет желтоватый оттенок кожи на портрете.
Палаццо Барберини
Дворец для влиятельного рода начал строить в XVII веке Карло Мадерна (автор фасада собора Святого Петра в Ватикане). Он разработал проект здания в форме буквы «H» и соединил в одном корпусе парадный дворец и городскую виллу с садом, а помогал ему племянник Франческо Борромини. Он спроектировал необычную лестницу в виде улитки. После смерти Мадерно строительные работы поручили Бернини. Он разработал проект парадной лестницы слева от входа, которая ведёт в галерею. Обе лестницы считаются непревзойдёнными шедеврами архитектуры. Сегодня во дворце располагается Национальная галерея античного искусства. Здесь представлены работы Эль Греко, Тициана, Андреа дель Сарто, Бронзино, Караваджо. Одна из самых значимых картин в коллекции — портрет возлюбленной Рафаэля Санти «Форнарина». Личность этой девушки окутана тайной: считается, что она была дочерью пекаря. Есть легенда, что Рафаэль встретил её, когда гулял на набережной Тибра. Он восхитился её красотой, и с этого момента она стала его музой. Её черты угадываются почти во всех женских образах на его полотнах. Другой шедевр, ради которого стоит сходить в музей, — «Нарцисс» Караваджо. Художник посвящает свою работу греческому мифу о красивом юноше, который влюбляется в собственное отражение и умирает после того, как его страсть становится одержимостью. Интересно, что в отражении лицо юноши постаревшее. Художник использовал этот приём, чтобы показать, что внешняя красота недолговечна.
Площадь Торре-Арджентина
Ещё один островок Древнего Рима на карте города. Здесь находятся руины театра Помпея и четырёх храмов III века до н. э. Многие годы остатки античных строений были скрыты под землёй. Их нашли в 1920-х при строительстве новых жилых домов. Руины находятся ниже уровня современной улицы, поэтому их можно рассмотреть с возвышения. С недавних пор по площади разрешили гулять: здесь проложили пешеходные дорожки и открыли музей. При раскопках нашли две тысячи артефактов, большую часть из них представили посетителям. Среди экспонатов — большая голова богини полей и лесов Феронии и надгробный камень с загадочной надписью «Держись подальше от моей могилы». Место примечательно ещё и тем, что именно здесь, рядом с театром Помпея, в 44 году до н. э. убили Юлия Цезаря. Заговорщики были недовольны его властью и реформами. Считается, что знаменитая фраза «И ты, Брут?» прозвучала именно тут: император выкрикнул её, когда увидел в числе предателей одного из своих сподвижников.
Площадь Святого Петра
Ватикан — это город-государство и независимая территория, расположенная в Риме. Это самое маленькое государство в мире по территории, его площадь лишь 44 гектара. При этом между Италией и Ватиканом нет пограничных переходов, так что при визите в музеи Ватикана, например, никто не спросит у вас паспорт. Ватикан начинается с площади Святого Петра. Как и собор, она названа в честь одного из двенадцати сподвижников Иисуса Христа. Считается, что во времена Римской империи святой принял мученическую смерть и был похоронен именно здесь. Если взглянуть на площадь с высоты, то видно, что она имеет форму замочной скважины. Это неслучайно: Петра считают хранителем ключей от рая. Величие площади придают полукруглые колоннады — с каждой стороны от собора. Наверху стоят 140 гигантских статуй святых. В центре расположен 26-метровый обелиск. Историки считают, что он стоял на этой территории с древнейших времён, когда был казнён апостол Пётр. Жители Вечного города верили, что в шаре на вершине обелиска, который венчал его раньше, хранился прах императора Юлия Цезаря. Но, разумеется, это миф. Мрамор, из которого сделан шар, цельный. Позднее его сняли и перевезли в Капитолийские музеи (он хранится там по сей день). А сегодня обелиск венчает огромный крест. Считается, что внутри него кусочек распятия Иисуса.
Район Трастевере
Если после насыщенной прогулки у вас ещё остались силы и время, рекомендуем прогуляться от Ватикана вдоль набережной Тибра до этого уютного района Рима. Здесь нет каких-то очевидных достопримечательностей, но он славится своей атмосферой. В Трастевере можно бесконечно гулять по извилистым улочкам и восхищаться красотой старинных домов терракотового, жёлтого и персикового цветов. Сами римляне очень любят этот район и приезжают сюда, чтобы просто погулять. А ещё в районе много уютных ресторанчиков и кафе, где можно попробовать традиционную римскую кухню.