В 1861 году, когда в России отменили крепостное право, на карте Европы появилось государство Италия. В этом же году началась реставрация знаменитого Кастелло-Сфорцеско. По задумкам властей, это здание, имеющее богатую историю, должно было стать главной достопримечательностью и архитектурным символом Милана. В середине XIV века герцог Галеаццо II Висконти начал строительство замка в пригороде Милана. За сто лет правления деспотичная семья настолько настроила против себя народ, что нуждалась в мощной крепости. Подобная предосторожность не спасла тиранов, и вскоре после постройки замок пал перед озверевшими горожанами. Только спустя столетие сенат Амброзианской республики, правившей в городе, вернул потомку семьи Висконти Франческо Сфорце титул и родовое имение. Его потомок, Лодовико, приложил много усилий к украшению мрачной крепости. Путешественник, пришедший посмотреть древний замок, к сожалению, уже не увидит фресок работы Леонардо да Винчи, но сможет посетить несколько интересных музеев и прекрасную библиотеку.
Собор Дуомо лишь немного уступает собору Святого Павла в Ватикане по вместительности и размерам. Огромный храм 158 на 92 метра обладает 135 шпилями, главный из которых устремляется ввысь на 106 метров и увенчан статуей Девы Марии, покровительницы города и этого собора. Однако знаменит Дуомо вовсе не этой впечатляющей статистикой. И даже не тем, что в элементах внешней отделки можно найти статую Муссолини. Огромный собор из бело-розового мрамора, по праву считающийся одной из визитных карточек Милана, строился целых семь веков! Первый камень в основание храма заложили в конце XIV века, когда городские власти пришли к выводу, что старые религиозные постройки не соответствуют их политическим амбициям. Именно политические причины повлияли на длительность строительства: многочисленные войны и смены власти сильно задержали возведение грандиозного сооружения. Плохо это или хорошо, но современный путешественник сможет полюбоваться уникальным зданием, в котором готический стиль разных эпох гармонично смешивается с ренессансным.
Пассажем последнее время принято называть пространство, где расположились разнообразные бутики и заведения общепита премиум-класса. Именно такой предстанет перед путешественником Галерея Виктора Эммануила II, носящая имя первого короля объединённой Италии. Всенародно любимый монарх присутствовал при закладке грандиозного сооружения в 1865 году и не пропустил день его открытия в 1977-м. Проект этой достопримечательности разработал архитектор Джузеппе Менгони. К сожалению, сам он так и не увидел, как по его детищу прогуливается король: создатель галереи упал со строительных лесов и погиб за несколько дней до завершения работ. До сих пор ходят слухи, что виной тому — несчастная любовь мастера, а трагедия, произошедшая с ним, — самоубийство. Размах сооружения восхищает: купол высотой 47 метров наполняет светом пространство, посетить которое стремится любой шопоголик мира. Здесь можно встретить магазины всемирно известных брендов, а также заведения, в которые захаживали деятели искусства и государственные чиновники 150 лет назад.
Всемирно известный оперный театр Ла Скала откроет свои двери путешественнику, склонному к классическому искусству. Несмотря на появляющиеся то тут, то там попытки связать название театра с прямым переводом слова la scala — лестницей, на самом деле это не так. На месте нынешнего театра ранее располагалась церковь постройки XIV века, покровительницей которой считалась знатная дама Беатриче-Регина делла Скала. Когда в 1776 году погиб в пожаре Королевский Герцогский театр, императрица Священной Римской империи Мария-Терезия Габсбург распорядилась построить новый. Это должно было сохранить за Миланом славу центра итальянского оперного искусства. В 1778 году здание в неоклассическом стиле, скромное снаружи и роскошное внутри, открыло свои двери для посетителей. Грандиозный проект Джузеппе Пьермарини позволял принять большое количество зрителей и имел специальный въезд для конных экипажей. Любопытно, что при расчистке места под стройку обнаружили мраморную глыбу с изображением известного древнеримского мима Пилада.
Красивая, устремлённая в небо церковь Санта-Мария-делле-Грацие с просторным светлым двориком, обсаженным зеленью и оборудованным небольшим бассейном, — жемчужина Милана, место поклонения не только Иисусу, но и уникальному изобразительному искусству Италии эпохи Возрождения. Строительство церкви началось на подаренной доминиканцам земле по проекту Гуинифорте Солари. Здание в позднем готическом стиле привлекло внимание герцога Лодовико Марии Сфорцы иль Моро, пожелавшего устроить здесь свою усыпальницу. Для завершения строительства назначили Донато Браманте, а к росписи герцог привлёк своего придворного живописца — Леонардо да Винчи. Так в пристройке храма, служившей трапезной, появилась фреска «Тайная вечеря», венец творений знаменитого мастера. Посетить шедевр просто так не получится: все билеты раскупают на несколько месяцев вперёд. Любопытно, что усыпальницей церковь так и не стала. После падения Сфорца здесь обосновался суд инквизиции. Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие внесён в Список Всемирного наследия ООН.
В древние времена очертаниями похожее на рогатку ледниковое озеро в Альпах называлось Ларио и давало пищу вдохновению великого римского поэта Вергилия. Нынешний путешественник познакомится с ним уже под новым названием — Комо. Красивое озеро находится в сорока километрах на север от Милана, имеет площадь 145 квадратных километров, ширину четыре километра и впечатляющую глубину в 410 метров. Если есть время, на исследование окрестностей озера Комо можно смело потратить пару дней, приехав сюда из города и поселившись в одном из многочисленных отелей или частных домов, которые сдают местные жители. Озеро Комо славится не только упоительной природой, но и уникальными образчиками средневековой архитектуры, расположившимися в городках и деревнях на его берегах. Путешествовать по ним можно как по воде, так и по суше вокруг водоёма. Любопытно, что озеро Комо является героем нескольких всемирно известных кинокартин, включая второй эпизод знаменитых «Звёздных войн».
Палаццо Реале — один из вариантов, куда сходить в Милане непогожим днём. Здесь с 1951 года проводятся художественные выставки, а после масштабной реконструкции 2000 года — показы мод и другие мероприятия, так или иначе связанные с искусством. Королевский дворец украшает город с XII столетия. В разное время здесь располагались городская ратуша, резиденция правящей династии Висконти (с 1277 по 1447 год), представительский дворец герцогов Сфорца (с 1450 по 1535 год). Тогда здание носило имя «Палаццо дель Бролетто Веккьо». Средневековый замок перестроил в ренессансном стиле герцог Франческо I Сфорца в XV веке. Испанцы, правившие в Милане до 1714 года, добавили зданию роскоши, а нынешние неоклассические формы оно приобрело при переходе города под власть австрийских Габсбургов. Тогда же старое название сменилось на «Палаццо Реале». Во дворце жили такие выдающиеся государственные деятели, как Мария-Терезия Габсбург, Наполеон Бонапарт, короли династии Савойя. Эти последние продали здание государству в 1919 году.
Есть в Милане своеобразный «Монмартр», и самой главной его достопримечательностью по праву считается старинная картинная галерея — Пинакотека Брера. Во дворце XVI века на Виа Брера расположилась миланская Академия художеств, для слушателей которой королева Мария-Терезия Австрийская в конце XVIII столетия распорядилась создать галерею. Официально её открыли в 1809 году. Посетитель сможет ознакомиться здесь с творчеством великих итальянских художников: Рафаэля, Караваджо, Тинторетто, а также некоторых голландских, как, например, Рембрандт или Ван Дейк. В одном из залов путешественник увидит работы мастеров XX века. Есть зал, полностью посвящённый портретам разных художественных школ. Особо любопытные гости имеют возможность понаблюдать за работой художников-реставраторов. К сожалению, фото- и видеосъёмка в галерее запрещена, но можно приобрести альбомы по искусству и сувениры.
В наше время трудно себе представить, что в Средние века и в эпоху Возрождения Милан был опутан сетью каналов не хуже Венеции. Имевшие сугубо утилитарные цели, эти водные артерии служили для судоходства, обеспечения работы мельниц и мастерских, а также и более прозаическим нуждам: для орошения земель, как источник питьевой воды и даже для стирки белья. Основную часть проекта сети каналов в городе создал гениальный Леонардо да Винчи. Впрочем, привычка хоронить усопших на берегах каналов и общее загрязнение воды сыграло свою роль: именно каналы были в итоге признаны основным источником распространения чумы. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за утраты транспортной функции большая часть каналов ныне не существует. Остались только два основных: Навильо-Гранде и Навильо-Павезе, между которыми и расположился район Навильи. Здесь путешественник сможет насладиться древней архитектурой, вкусной едой и купить антикварные сувениры. Правда, рынок антиквариата работает всего один день в неделю: по субботам.
Парк Семпионе некоторые называют зелёным сердцем Милана. Расположенный возле Кастелло Сфорцеско, во времена династии Висконти это был дворцовый парк, который впоследствии расширили герцоги Сфорца, превратив его в настоящий лес площадью 300 гектаров и населив экзотическими животными. Испанское владычество привело лес в запустение, а на месте современного парка расположился воинский плац. При Наполеоне Бонапарте плац упразднили, разработали проект грандиозного комплекса, прославляющего императора. Этим планам не суждено было сбыться. В конце XIX столетия архитектор Эмилио Алеманья создал здесь парк в английском стиле. Знатные жители города получили возможность прогуливаться здесь в экипажах, для чего были спроектированы широкие аллеи. В наше время парк Семпионе — любимое место отдыха горожан и гостей Милана. Пространство оборудовано площадками для выгула собак, велодорожками и детскими площадками. Здесь можно посетить несколько старинных достопримечательностей и ознакомиться с новыми, построенными уже в XX веке.
История этого древнего здания в романском стиле начинается в 386 году, когда Милан звался Медиоланум, вместо Италии и большей части Европы была трещащая по швам Римская империя, а верующих христиан ещё с десяток лет назад ловили, подвергали пыткам и казнили как государственных преступников. В те тёмные и суровые времена Амвросий Медиоланский, ещё не святой, обнаружил на развалинах языческого храма захоронение Гервасия и Протасия — святых православных мучеников. Здесь, на месте обретения мощей, Амвросий построил часовню и нарёк её часовней Мучеников. Самого Амвросия признали святым ещё при жизни, его почитают православная и католическая конфессии, а после смерти основателя храм принял его имя. Нынешняя базилика датируется концом XI века. Её возведение было обусловлено притоком большого количества паломников. В середине XIX века базилику капитально отреставрировали и вернули ей исконный романский стиль, подпорченный «оптимизациями». Здесь по наши дни хранятся мощи древних святых, Протасия, Гервасия и самого Амвросия.
Склонность к пышности, помпезности, мифическим существам и библейским сюжетам в оформлении надгробий испокон веков присуща католикам. На Чимитаре-монументале путешественник найдёт настоящую выставку похоронного искусства. Монументальное кладбище в Милане обустроено в 1866 году по проекту архитектора Карло Макъячини. Как изначально планировалось, в этом роскошном некрополе упокоились знатные и знаменитые жители города. Здесь, в мемориальной часовне-пантеоне, стоит саркофаг известного писателя Алессандро Мандзони, архитектор Лука Бельтрами и стоят скромные урны с прахом солдат, погибших в Первой мировой войне. Когда-то именно на этом кладбище был похоронен великий композитор Джузеппе Верди. С 1958 года расширенный пантеон принял новых выдающихся миланцев, среди которых нобелевский лауреат Сальваторе Квазимодо. Любителям мистики понравится обстановка на кладбище: по свидетельствам путешественников, посетивших его, здесь царит атмосфера фантасмагорического загробного мира, как видели его авторы скульптур и мавзолеев.
Озеро Лугано — альпийский ледниковый водоём, самый высокогорный в Италии. Он забрался на 250 метров над уровнем моря. В отличие от своих соседей — Комо и Маджоре — озеро относительно небольшое, его площадь около 50 квадратных километров, и только треть находится на территории итальянской провинции Комо. Остальная часть Лугано принадлежит соседней Швейцарии. Озеро Лугано имеет интересную форму, характерную для альпийских озёр, ширину три километра и максимальную глубину 288 метров. Отдых на озере Лугано больше всего понравится любителям природы и активного отдыха: мягкий климат и высокая температура воды в летнее время так и тянет к себе поклонников рыбалки и водных дисциплин спортивного туризма. Живописные окрестности озера и средневековые памятники архитектуры на побережье приятно будет исследовать пешком, на велосипеде или даже на лошади. Склонные к спокойствию и созерцанию гости тоже не будут разочарованы, если приедут сюда из Милана: на берегах озера практически не бывает туманов, и ничто не помешает любоваться красивыми видами.
Озеро Маджоре спряталось в альпийских горах, как в ладонях матери. Благодаря его удачному расположению здесь царит мягкий климат, а само озеро не замерзает даже зимой. С территории Швейцарии сюда впадает река Тичино — основная водная артерия, питающая водоём. Множество мелких рек вытекают из озера Маджоре, а река Точе обеспечивает его связь с озером Орта. Благодаря такому активному движению вода в озере кристально чистая, а её температура летом составляет комфортные 20-22 градуса. Размеры озера оправдывают его самое старое название — Лакус-Максимус, данное ему в Древнем Риме. 60 километров в длину, 10 в ширину, этот извилистый водоём имеет впечатляющую глубину примерно 370 метров. На берегах озера Маджоре, кроме стандартных курортов, можно посетить уникальные образчики средневековой архитектуры в Вербании, посмотреть красивые острова, принадлежащие князьям Борромео, попробовать песочное печенье, созданное местным кулинаром из города Стреза для будущей королевы Италии Маргариты Савойской. Кстати, купить его можно только здесь.
Эту достопримечательность в центре Милана обязательно стоит посетить любителям современного искусства. Сюда на постоянное место жительства в 2010 году переехала из Палаццо Реале впечатляющая коллекция мастеров XX века, собранная усилиями коллекционеров Милана и Ломбардии. Примерно 400 работ представлено в музее в хронологическом порядке. Музей Новеченто занимает здание Палаццо Аренгарио, построенное в конце 30-х годов XX века, во время правления в Италии Бенито Муссолини. В 1999 году городские власти приняли решение отреставрировать здание и приспособить его под музей современного искусства. Кроме внушительной коллекции ценных произведений XX столетия, музей удивит путешественника уникальным интерьером. Особенно интересно будет подняться по спиральному пандусу прямо из станции метро «Дуомо» через все этажи палаццо и полюбоваться видами города с верхней террасы. Музей Новеченто связан подвесной дорожкой с Палаццо Реале, где располагается финальная часть экспозиции, представляющая 60-е и 70-е годы прошлого века.
Что несомненно притягивает в Италии, так это бережное отношение к своей истории и искусству. Разнообразных музеев и художественных галерей в Милане хватит самому придирчивому ценителю. Галерея современного искусства — ещё один музей, посвящённый ломбардским мастерам живописи и скульптуры XVIII-XX столетий. Он расположился в роскошном здании под названием Королевская вилла, построенном на рубеже XVIII-XIX веков. Экспозиция началась с щедрого подарка маркизов Фольяни, которые оставили в наследство городу свою коллекцию в 1868 году. Сам по себе музей организован в 1921 году на пожертвования, сделанные Милану ломбардскими меценатами. С тех пор запасники пополняются аналогичным способом. В 2010 году площадь музея расширили за счёт здания ратуши на Соборной площади и поместили туда работы, выполненные в XX веке.
Деловая площадь, или площадь Аффари, ныне ассоциируется с Миланской фондовой биржей и большими деньгами. А ведь это одна из самых древних площадей в Милане! Её основание относится ко временам Древнего Рима, а на месте здания биржи в I веке до нашей эры по приказу императора Августа был построен театр. В XIX веке здесь появилась Миланская торговая палата, предшественница современного здания биржи. Площадь реконструировали при Бенито Муссолини, именно тогда, в 1932 году, архитектор Паоло Меццанотте построил здание нынешней биржи. Его называют Меццанотте-палас, а на стене висит мемориальная доска о древнем происхождении площади. Славится площадь Аффари тем, что из окон делового здания сотрудники, глядящие в окна, наблюдают «Памятник среднему пальцу». Эта инсталляция появилась здесь в 2010 году и должна была символизировать борьбу с фашизмом, но живые умы жителей и гостей города неизменно видят в ней некий юмор. Вероятно, посетить площадь и сделать фото с 11-метровым монументом будет как минимум забавно.
Эта художественная галерея в Милане создана совсем недавно банковской группой «Интеза Санпаоло» при участиии Фонда Карипло. Она занимает сразу несколько зданий в городе и имеет весьма обширную коллекцию произведений искусства итальянских мастеров XIX-XX века. Только XIX веку здесь посвящено 13 экспозиций, а всего у музея более 20 залов, так что его посещение логично разбить на 2 дня, а то и больше. Наградой терпеливому станут уникальные работы Антонио Кановы, Умберто Боччони, Карло Крессини и многих других, представленные в исторических зданиях на площади Скала и улице Мандзони. Воистину Милан крепко держится за своё право зваться культурной столицей Италии, а то и всей Европы.
Джан Джакомо Польди-Пеццоли — страстный коллекционер, положивший на алтарь сбора произведений искусства, старинных доспехов и оружия свою судьбу и жизнь. В завещании он писал, что желает, чтобы его дом и коллекция стали музеем, аналогичным по принципам работы Галерее Брера. В 1879 году Джан Джакомо умер, не оставив наследников, а своим душеприказчиком назначил художника Джузеппе Бертини. Джузеппе Бертини выполнил волю покойного друга и в 1881 году подарил Милану, его жителям и гостям шикарный музей с великолепной экспозицией. После его смерти учреждение перешло под управление дирекции Галереи Брера, о чём мечтал создатель коллекции. «Сундуком» и «Дворцом чудес» окрестили в городе этот уникальный дом с таинственной атмосферой Средневековья и тщательно продуманным декором. Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но экспонаты были спрятаны в бомбоубежищах. Власти Милана восстановили здание и вновь открыли музей уже в 1951 году.
Базилике Сант-Эусторджио приписывают раннехристианскую легенду о том, что святой Евсторгий, епископ Милана, в 344 году доставил в город мощи царей-волхвов. Волы, тянувшие телегу, пали от истощения за городской стеной. Приняв это происшествие за знак свыше, епископ решил основать храм на этом месте. С тех пор базилика Сант-Эусторджио стала местом паломничества. Полноценное здание возвели в XII веке в характерном для Средневековья романском стиле. Однако примерно в то же время город подвергся разграблению ордами армии Фридриха Барбароссы, а мощи были похищены и перевезены в Кёльн. Вернуть их удалось только в 1903 году. Здание базилики претерпело несколько реконструкций, которые оставили от первоначальной постройки только фасад. Однако внутри всё ещё можно найти средневековые часовни и даже древние руины. Храм знаменит своей колокольней: на её шпиле вместо стандартного креста располагается звезда, символизирующая вифлеемскую.
Музей Багатти-Вальсекки — отличный ответ на вопрос: «Что посмотреть в Милане?», если вам интересны старинные интерьеры и спокойный осмотр разных бытовых и специальных предметов, сохранившихся с эпохи Возрождения. Братья Фаусто и Джузеппе Багатти-Вальсекки, жившие на рубеже XIX-XX веков, будучи богатыми и знатными жителями Милана, не ставили перед собой цели создать музей или собрать коллекцию. Они просто обустраивали свой старинный, постройки XVI века, дом в стиле той эпохи. При этом средневековые интерьеры удачно сочетались с бытовыми новшествами, принесёнными концом XIX и началом XX столетия. Обстановка включает грамотно расположенные предметы и произведения искусства, в основном XIV-XVI веков. В одном из залов дворца посетитель найдёт внушительную коллекцию аутентичного древкового оружия. В 1974 году наследник Джузеппе Пазино Багатти-Вальсекки продал дом городу, и в 1994 году здесь открылся музей. Здесь можно посмотреть работы преимущественно итальянских мастеров, по большей части тосканских и ломбардских.
Дом-музей Боски ди Стефано — квартира в жилом доме, принадлежавшая супругам Антонио Боски, инженеру компании «Пирелли», и Мариеде ди Стефано, художнице по керамике, скульптору и дочери строителя дома. С момента свадьбы супруги разделяли любовь к искусству и сумели собрать внушительную коллекцию произведений скульпторов и художников XX века, насчитывающую примерно 2000 экспонатов. В 1974 году, через шесть лет после смерти супруги, Антонио Боски пожертвовал часть коллекции городу — она была выставлена в Палаццо Реале, — а сам тем временем продолжил семейное увлечение. В доме-музее можно посмотреть около трёхсот произведений искусства XX века, особенно интересны работы современных итальянских художников, которым посвящён целый зал. Перед собственной смертью в 1987 году Антонио Боски передал муниципалитету Милана всю оставшуюся коллекцию. В неё попала и подаренная компанией «Пирелли» деталь автомобильной трансмиссии, выполненная из золота.
Виа Монтенаполеоне — рай для шопоголиков с толстыми кошельками. На этой улице длиной всего 500 метров держат свои бутики такие «монстры» всемирной моды, как «Версаче», «Диор», «Ролекс» и другие. Иногда в этом ряду появляются фирмы помельче, но ненадолго: стоимость аренды магазина на этом празднике жизни крайне высока. Сама же улица тянет свою историю ещё с Древнего Рима. В те далёкие времена здесь проходила крепостная стена. Когда город расширился, стену перенесли, а на её месте несколько столетий спустя обосновались скромные женские монашеские ордена. В XIII столетии папа римский ордена упразднил, а улица стала городской. Нынешнее название улица получила в честь Наполеона Бонапарта. В XIX веке здесь начали строить себе дома знатные и богатые жители Милана. Все их дворцы, выполненные в основном в стиле классицизм, сохранились до наших дней. Правда, в слегка усовершенствованном виде: когда-то строгие глухие стены обзавелись большими стеклянными витринами и гирляндами с яркими разноцветными лампочками.