Главный собор города имеет несколько названий: Миланский, Дуомо и Рождества Богородицы. Здание лишь немного уступает собору Святого Павла в Ватикане по размерам. Храм 158 на 92 метра имеет 130 шпилей, главный из которых уходит вверх на 106 метров. Украшает собор множество статуй: их насчитывается более 3400. Они изображают апостолов, святых отцов и других знаковых личностей. Но встречаются и необычные фигуры. Например, статуи Муссолини и Наполеона. Сложно поверить, но строительство собора затянулось на несколько столетий: возводить его начали в 1386 году, и завершились работы только в начале XIX века. Но это не повлияло на архитектурный облик здания: фасады выдержаны в позднем готическом стиле, залы украшены витражами XV-XVI веков. Главная достопримечательность собора — золотая статуя Девы Марии, установленная на одной из башен. Она считается покровительницей Милана. Над алтарём храма располагается гвоздь, который, согласно преданиям, использовался в момент распятия Иисуса Христа.
Это здание, имеющее богатую историю, считается главной достопримечательностью и архитектурным символом Милана. Располагается оно в самом сердце города — с этого места обычно начинаются прогулочные маршруты по историческому центру. Замок был возведён в середине XIV века герцогом Галеаццо II Висконти. Но после провозглашения Амброзианской республики и свержения местной власти (в 1440-х годах) здание было разрушено, а богатая резиденция разграблена. Свой современный облик дворец получил во второй половине XV века, когда земля перешла во владение Франческо Сфорце — потомка Висконти. Новый владелец приложил много усилий к украшению мрачной крепости. Над оформлением интерьеров трудился сам Леонардо да Винчи. Из его работ уцелела только декоративная галерея в саду. В начале XX века в замке разместилась Библиотека Тривульциана и несколько городских музеев.
Здание крытой торговой галереи располагается рядом с площадью Дуомо и соединяет её с другой площадью, где стоит театр Ла Скала. Этот памятник архитектуры, названный в честь первого короля объединённой Италии, был построен по проекту архитектора Джузеппе Менгони во второй половине XIX века. Роскошная галерея в стиле неоренессанса — один из первых пассажей в Европе. В то время так называли здания, где размещались дорогие магазины и кафе. Размах сооружения восхищает и сегодня: купол из стекла достигает 47 метров в высоту и наполняет пространство естественным светом. Сейчас здесь можно встретить магазины всемирно известных брендов и заведения, в которые захаживали деятели искусства и государственные чиновники XIX века. Также это место часто выступает площадкой для концертов и выставок современного искусства.
Всемирно известный оперный театр Ла Скала располагается в самом сердце Милана на одноимённой площади. Некоторые пытаются перевести название la scala с итальянского как «лестница». Но на самом деле оно связано с самим местом, где стоит здание. В XVI веке в этой части города находилась церковь Санта-Мария-алла-Скала, которая и дала название будущему театру. К XVIII веку в Милане уже была крупная театральная сцена — Королевский Герцогский театр, который полностью разрушил пожар 1776 года. Спустя несколько лет (в 1778 году) было завершено строительство нового здания в строгом классическом стиле. Грандиозный проект архитектора Джузеппе Пьермарини впечатляет и сегодня — залы «Ла Скала» вмещают чуть более 2000 зрителей одновременно. В последующие века театр стал знаковым местом для деятелей искусств с мировым именем. С «Ла Скала» связаны имена знаменитых композиторов: здесь впервые были представлены произведения Джузеппе Россини, Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти.
В Средние века Милан был опутан сетью каналов не хуже Венеции. Эти водные артерии служили для судоходства, обеспечения работы мельниц и мастерских, также они использовались для орошения земель, как источник питьевой воды или для стирки белья. Часть из них была проложена ещё в XII веке, а уже в XV столетии новые сети каналов в городе создал Леонардо да Винчи. Впрочем, привычка хоронить усопших на берегах каналов и общее загрязнение воды сыграло свою роль: именно каналы были признаны основным источником распространения чумы. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за утраты транспортной функции большая часть каналов ныне не существует. Остались только два основных: Навильо-Гранде и Навильо-Павезе, между которыми и расположился район Навильи. Во время прогулки путешественник сможет насладиться древней архитектурой и вкусной едой. Местные улицы украшают здания разных стилей, здесь же располагаются магазины с антиквариатом и художественные галереи современного искусства.
Красивая церковь в готическом стиле была построена на территории доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в XV веке. Храм по праву считается жемчужиной Милана. В это место приходят, чтобы своими глазами увидеть шедевры искусства Италии эпохи Возрождения: здесь хранятся «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и фреска «Распятие» Джованни Донатто. Строительство церкви началось по проекту Гуинифорте Солари на подаренной доминиканцам земле. Здание в позднем готическом стиле привлекло внимание герцога Лодовико Марии Сфорцы иль Моро, пожелавшего устроить здесь свою усыпальницу. Для завершения работ пригласили архитектора Донато Браманте, а к росписи герцог привлёк своего придворного живописца — Леонардо да Винчи. Так одну из стен трапезной стала украшать «Тайная вечеря». Посетить шедевр просто так не получится: все билеты раскупают на несколько месяцев вперёд. Усыпальницей церковь так и не стала. После падения Сфорца здесь обосновался суд инквизиции. Сегодня монастырь Санта-Мария-делле-Грацие внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Палаццо Реале — место, куда стоит сходить ценителям изобразительного искусства. Расположен дворец рядом с Миланским собором на главной площади города — Пьяцца дель Дуомо. Здесь с 1951 года проводятся художественные выставки, а после масштабной реконструкции 2000 года — показы мод и другие культурные мероприятия, связанные с современным искусством. Королевский дворец украшает город с XII столетия. В разное время здесь располагались городская ратуша, резиденция правящей династии Висконти (с 1277 по 1447 год), представительский дворец герцогов Сфорца (с 1450 по 1535 год). Тогда здание носило имя «Палаццо дель Бролетто Веккьо». Средневековый замок перестроил в ренессансном стиле герцог Франческо I Сфорца в XV веке. Испанцы, правившие в Милане до 1714 года, добавили зданию роскоши, а нынешние неоклассические формы оно приобрело при переходе города под власть австрийских Габсбургов. Тогда же старое название сменилось на «Палаццо Реале». Во дворце жили такие выдающиеся государственные деятели, как Мария-Терезия Габсбург, Наполеон Бонапарт, короли династии Савойя.
Есть в Милане место, которое называют «Монмартром» — это район Брера. Самой главной его достопримечательностью по праву считается старинная картинная галерея. Во дворце XVI века на Виа Брера расположилась миланская Академия художеств, для слушателей которой королева Мария-Терезия Австрийская в конце XVIII столетия распорядилась создать галерею. Официально её открыли в 1809 году. Сегодня здесь хранится впечатляющая коллекция работ великих итальянских художников: Рафаэля, Караваджо, Тинторетто, а также некоторых голландских, как, например, Рембрандт или Ван Дейк. В одном из залов путешественник увидит работы мастеров XX века. Есть зал, полностью посвящённый портретам разных художественных школ. Особо любопытные гости имеют возможность понаблюдать за работой художников-реставраторов. К сожалению, фото- и видеосъёмка в галерее запрещена, но можно приобрести альбомы по искусству и сувениры.
Парк Семпионе называют зелёным сердцем города. Он занимает площадь в 50 гектаров и расположен неподалёку от Кастелло Сфорцеско и Миланского собора. В XIII-XV веках, при династии Висконти, это был дворцовый парк. Впоследствии его расширили герцоги Сфорца, превратив место в настоящий лес площадью 300 гектаров и населив экзотическими животными. Испанское владычество привело его в запустение, а на месте современного парка расположился воинский плац. При Наполеоне Бонапарте его упразднили, разработали проект грандиозного комплекса, прославляющего императора. Этим планам не суждено было сбыться. В конце XIX столетия архитектор Эмилио Алеманья создал здесь парк в английском стиле. Знатные жители города получили возможность прогуливаться здесь в экипажах по широким аллеям. В наше время парк Семпионе — любимое место отдыха горожан и гостей Милана. Пространство оборудовано зонами для выгула собак, велодорожками и детскими площадками. Здесь можно посетить несколько старинных достопримечательностей и ознакомиться с новыми, построенными уже в XX веке.
В древние времена это озеро называлось Ларио и вдохновляло великого поэта Вергилия. Современный путешественник познакомится с этим местом уже под новым названием — Комо. Расположено оно в 50 километрах от города. Водоём считается третьим по величине в стране, уступая озёрам Гарда и Лаго-Маджоре. Комо имеет площадь 145 квадратных километров, ширину четыре километра и впечатляющую глубину в 410 метров. Если есть время на исследование окрестностей, то можно смело потратить пару дней, приехав сюда из города и поселившись в одном из многочисленных отелей или частных домов, которые сдают местные жители. Озеро Комо славится не только упоительной природой, но и уникальными памятниками средневековой архитектуры, которые уцелели в окрестных городах и деревнях. Путешествовать здесь можно как по воде, так и по суше вокруг водоёма. Любопытно, что озеро Комо является героем нескольких всемирно известных кинокартин, включая второй эпизод знаменитых «Звёздных войн».
История этого древнего здания в романском стиле начинается в 386 году, когда Милан звался Медиоланум, вместо Италии и большей части Европы была Римская империя, а верующих христиан подвергали пыткам и казнили как государственных преступников. В те тёмные и суровые времена Амвросий Медиоланский обнаружил на развалинах языческого храма захоронение Гервасия и Протасия — святых православных мучеников. Здесь, на месте обретения мощей, Амвросий построил часовню и нарёк её часовней Мучеников. Самого Амвросия признали святым ещё при жизни, его почитают православная и католическая конфессии, а после смерти основателя храм принял его имя. Нынешняя базилика датируется концом XI века. Её возведение было обусловлено притоком большого количества паломников. В середине XIX века базилику капитально отреставрировали и вернули ей исконный романский стиль, подпорченный «оптимизациями». Здесь хранятся мощи древних святых, Протасия, Гервасия и самого Амвросия.
Склонность к пышности, помпезности, изображению мифических существ и библейских сюжетов в оформлении надгробий испокон веков присуща католикам. На Чимитаре-монументале — одном из крупнейших некрополей города — путешественник найдёт настоящую выставку похоронного искусства. Монументальное кладбище в Милане было обустроено в 1866 году по проекту архитектора Карло Макъячини. В этом роскошном некрополе упокоились знатные и знаменитые жители города. Здесь, в мемориальной часовне-пантеоне, стоит саркофаг известного писателя Алессандро Мандзони, архитектор Лука Бельтрами и стоят скромные урны с прахом солдат, погибших в Первой мировой войне. Когда-то именно на этом кладбище был похоронен великий композитор Джузеппе Верди. С 1958 года расширенный пантеон принял новых выдающихся миланцев, среди которых нобелевский лауреат Сальваторе Квазимодо. Любителям мистики понравится обстановка на кладбище: по свидетельствам путешественников, посетивших его, здесь царит особая атмосфера загробного мира, как видели его авторы скульптур и мавзолеев.
Эту достопримечательность в центре Милана обязательно стоит посетить любителям современного искусства. Сюда на постоянное место жительства в 2010 году переехала из Палаццо Реале впечатляющая коллекция работ мастеров XX века, собранная усилиями коллекционеров Милана и Ломбардии. Примерно 400 предметов изобразительного искусства представлено в музее в хронологическом порядке. Музей Новеченто занимает здание Палаццо Аренгарио, построенное в конце 30-х годов XX века, во время правления в Италии Бенито Муссолини. В 1999 году городские власти приняли решение отреставрировать здание и приспособить его под музей современного искусства. Кроме внушительной коллекции ценных произведений XX столетия, музей удивит путешественника уникальным интерьером. Особенно интересно будет подняться по спиральному пандусу прямо из станции метро «Дуомо» через все этажи палаццо и полюбоваться видами города с верхней террасы. Музей Новеченто связан подвесной дорожкой с Палаццо Реале, где располагается финальная часть экспозиции, представляющая искусство 60-х и 70-х годов прошлого века.
Что несомненно притягивает в Италии, так это бережное отношение к своей истории и искусству. Разнообразных музеев и художественных галерей в Милане хватит самому придирчивому ценителю. Галерея современного искусства — ещё один музей, посвящённый ломбардским мастерам живописи и скульптуры XVIII-XX столетий. Он расположился в самом центре города в роскошном здании под названием Королевская вилла, построенном на рубеже XVIII-XIX веков. Экспозиция начала формироваться с щедрого подарка маркизов Фольяни, которые оставили в наследство городу свою коллекцию искусства в 1868 году. Сам по себе музей был организован в 1921 году на пожертвования, сделанные Милану ломбардскими меценатами. С тех пор фонды пополняются аналогичным способом. В 2010 году площадь музея расширили за счёт здания ратуши на Соборной площади и поместили туда работы мастеров XX века.
Озеро Лугано — альпийский ледниковый водоём, самый высокогорный в Италии. Он расположен на высоте 250 метров над уровнем моря. В отличие от своих соседей — Комо и Маджоре — озеро относительно небольшое, его площадь около 50 квадратных километров, и только треть находится на территории итальянской провинции Комо. Остальная часть Лугано принадлежит соседней Швейцарии. Озеро Лугано имеет интересную форму, характерную для альпийских озёр, ширину три километра и максимальную глубину 288 метров. Отдых на озере Лугано больше всего понравится любителям природы и активного отдыха: мягкий климат и высокая температура воды в летнее время так и тянет к себе поклонников рыбалки и водных дисциплин спортивного туризма. Живописные окрестности озера и средневековые памятники архитектуры на побережье приятно будет исследовать пешком, на велосипеде или даже на лошади. Склонные к спокойствию и созерцанию гости тоже не будут разочарованы, если приедут сюда из Милана: на берегах озера практически не бывает туманов, и ничто не помешает любоваться красивыми видами.
Одно из самых больших озёр Италии находится в альпийских горах. Благодаря удачному расположению на Маджоре царит мягкий климат, а вода в нём не замерзает даже зимой. С территории Швейцарии сюда впадает река Тичино — основная водная артерия, питающая водоём. Множество мелких рек вытекают из озера Маджоре, а река Точе обеспечивает его связь с озером Орта. Благодаря такому активному движению вода в озере кристально чистая, а её температура летом составляет комфортные 20-22 градуса. Размеры озера оправдывают его самое старое название — Лакус-Максимус, данное ещё в Древнем Риме. 60 километров в длину, 10 в ширину, этот извилистый водоём имеет впечатляющую глубину примерно 370 метров. На берегах озера Маджоре, кроме стандартных курортов, можно увидеть средневековую архитектуру в Вербании, посмотреть красивые острова, принадлежащие князьям Борромео, попробовать песочное печенье, созданное местным кулинаром из города Стреза для будущей королевы Италии Маргариты Савойской. Кстати, купить его можно только здесь.
Базилике Сант-Эусторджио приписывают раннехристианскую легенду о том, что святой Евсторгий, епископ Милана, в 344 году доставил в город мощи царей-волхвов. Волы, тянувшие телегу, пали от истощения за городской стеной. Приняв это происшествие за знак свыше, епископ решил основать храм на этом месте. С тех пор базилика Сант-Эусторджио стала местом паломничества. Полноценное здание возвели в XII веке в характерном для Средневековья романском стиле. Однако примерно в то же время город подвергся разграблению ордами армии Фридриха Барбароссы, а мощи были похищены и перевезены в Кёльн. Вернуть их удалось только в 1903 году. Здание базилики претерпело несколько реконструкций, которые оставили от первоначальной постройки только фасад. Однако внутри всё ещё можно найти средневековые часовни и даже древние руины. Храм знаменит своей колокольней: на её шпиле вместо стандартного креста располагается звезда, символизирующая вифлеемскую.
Деловая площадь, или площадь Аффари, располагается в центре города и ассоциируется с Миланской фондовой биржей и большими деньгами. Мало кто предполагает, что это одна из самых древних площадей в Милане. Её основание относится ко временам Древнего Рима, а на месте здания биржи в I веке до нашей эры по приказу императора Августа был построен театр. В XIX веке здесь появилась Миланская торговая палата. Площадь реконструировали при Бенито Муссолини, именно тогда, в 1932 году, архитектор Паоло Меццанотте построил современное здание биржи. Его называют Меццанотте-палас, а на стене висит мемориальная доска о древнем происхождении места. Славится площадь Аффари тем, что из окон делового здания сотрудники, глядящие в окна, наблюдают «Памятник среднему пальцу». Эта инсталляция появилась здесь в 2010 году и должна была символизировать борьбу с фашизмом, но живые умы жителей и гостей города неизменно видят в ней некий юмор.
Эта художественная галерея в Милане была создана совсем недавно банковской группой «Интеза Санпаоло» при участиии Фонда Карипло. Она занимает сразу несколько зданий в городе и хранит весьма обширную коллекцию произведений искусства итальянских мастеров XIX-XX века. Только XIX столетию здесь посвящено 13 экспозиций, а всего у музея более 20 залов, так что его посещение логично разбить на 2 дня, а то и больше. Наградой терпеливому станут уникальные работы Антонио Кановы, Умберто Боччони, Карло Крессини и многих других, представленные в исторических зданиях на площади Скала и улице Мандзони. Воистину Милан крепко держится за своё право зваться культурной столицей Италии, а то и всей Европы.
Дом-музей Боски ди Стефано — квартира в жилом доме, принадлежавшая супругам Антонио Боски, инженеру компании «Пирелли», и Мариеде ди Стефано, художнице по керамике, скульптору и дочери строителя дома. С момента свадьбы супруги разделяли любовь к искусству и сумели собрать внушительную коллекцию произведений скульпторов и художников XX века, насчитывающую примерно 2000 экспонатов. В 1974 году, через шесть лет после смерти супруги, Антонио Боски пожертвовал часть коллекции городу — она была выставлена в Палаццо Реале, — а сам тем временем продолжил семейное увлечение. В доме-музее можно посмотреть около трёхсот произведений искусства XX века, особенно интересны работы современных итальянских художников, которым посвящён целый зал. Перед собственной смертью в 1987 году Антонио Боски передал муниципалитету Милана всю оставшуюся коллекцию. В неё попала и подаренная компанией «Пирелли» деталь автомобильной трансмиссии, выполненная из золота.
Музей Багатти-Вальсекки — отличный ответ на вопрос: «Что посмотреть в Милане?», если вам интересны старинные интерьеры и разные бытовые и специальные предметы, сохранившихся с эпохи Возрождения. Братья Фаусто и Джузеппе Багатти-Вальсекки, жившие на рубеже XIX-XX веков, будучи богатыми и знатными жителями Милана, не ставили перед собой цели создать музей или собрать коллекцию. Они просто обустраивали и украшали свой старинный, постройки XVI века, дом в стиле той эпохи. При этом средневековые интерьеры удачно сочетались с бытовыми новшествами, принесёнными концом XIX и началом XX столетия. Обстановка включает грамотно расположенные предметы и произведения искусства, в основном XIV-XVI веков. В одном из залов дворца посетитель найдёт внушительную коллекцию аутентичного древкового оружия. В 1974 году наследник Джузеппе Пазино Багатти-Вальсекки продал дом городу, и в 1994 году здесь открылся музей. Здесь можно посмотреть работы преимущественно итальянских мастеров, по большей части тосканских и ломбардских.
Рай для шопоголиков с толстыми кошельками. Виа Монтенаполеоне располагается в самом центре города у площади Кавур. На этой улице длиной всего 500 метров держат свои бутики такие «монстры» всемирной моды, как «Версаче», «Диор», «Ролекс» и другие. Иногда в этом ряду появляются фирмы помельче, но ненадолго: стоимость аренды магазина на этом празднике жизни крайне высока. Сама же улица начала свою историю ещё в Древнем Риме. В те далёкие времена здесь проходила крепостная стена. Когда город расширился, стену перенесли, а на её месте обосновались скромные женские монашеские ордена. В XIII столетии папа римский их упразднил, а улица стала городской. Нынешнее название улица получила в честь Наполеона Бонапарта. В XIX веке здесь начали строить себе дома знатные и богатые жители Милана. Все их дворцы, выполненные в основном в стиле классицизм, сохранились до наших дней. Правда, в слегка усовершенствованном виде: когда-то строгие глухие стены обзавелись большими стеклянными витринами и гирляндами с яркими разноцветными лампочками.
Джан Джакомо Польди-Пеццоли — страстный коллекционер, положивший на алтарь сбора произведений искусства, старинных доспехов и оружия свою судьбу и жизнь. В завещании он писал, что желает, чтобы его дом и коллекция стали музеем, аналогичным по принципам работы Галерее Брера. В 1879 году Джан Джакомо умер, не оставив наследников, а своим душеприказчиком назначил художника Джузеппе Бертини. Джузеппе Бертини выполнил волю покойного друга и в 1881 году подарил Милану, его жителям и гостям шикарный музей с великолепной экспозицией. После его смерти учреждение перешло под управление дирекции Галереи Брера, о чём мечтал создатель коллекции. «Сундуком» и «Дворцом чудес» окрестили в городе этот уникальный дом с таинственной атмосферой Средневековья и тщательно продуманным декором. Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но экспонаты были спрятаны в бомбоубежищах. Власти Милана восстановили здание и вновь открыли музей уже в 1951 году.