Стоя на Якорной площади Кронштадта, можно наблюдать великое творение архитекторов Василия и Георгия Косяковых: первый занимался архитектурой храма, второй — росписью иконостаса. Строительство длилось с 1903 года целых 10 лет. Никольский собор стал последним и самым крупным морским собором, возведённым в Российской Империи. После революции святыни и драгоценности были уничтожены. Храм был переоборудован под кинотеатр имени Максима Горького, из-за чего в городе его называли «Максимка». После здесь размещался наблюдательный пост (в период Великой Отечественной войны), с середины 50-х проводили концерты, а с середины 70-х располагалась экспозиция Морского музея. В ходе ремонтных работ в 2013 году купола украсили золотыми якорями, соединив их золотыми же канатами. Православный храм стал не просто достопримечательностью города Кронштадта, а памятником трагически ушедшим из жизни морякам. Сегодня вход в Никольский собор свободный, а за отдельную плату можно попасть на экскурсию и подняться на колокольню под самый купол.
Это одна из знаковых достопримечательностей в Кронштадте. Главная площадь получила такое название, потому что сюда свозили якоря и якорные цепи со списанных судов из Санкт-Петербурга и других портов. Стоя на площади, можно и не заметить, что плитка выложена в виде якоря. Разглядеть его можно лишь с высоты, например, с колокольни Никольского Морского собора — вид с этой точки открывается потрясающий. Во второй половине XIX века на площади Кронштадта была возведена стена из камня, которая отделяла её от адмиралтейства. В 2009 году это строение стало носить название «Стена Славы». Она была названа так в память о героях — защитниках города, которые обороняли его и Ленинград во время войны. Стена содержит две дюжины памятных плит. Посетить Якорную площадь рекомендуем с гидом, который сможет организовать экскурсию по знаменитой площади и её достопримечательностям.
Что ещё можно посмотреть в Кронштадте за один день? Конечно, Петровский док — одно из старейших гидротехнических сооружений города. Он построен по приказу Петра I. В строительстве участвовали порядка трёх тысяч солдат, крестьян, каторжников. Строили док лопатами, ломами и другими ручными инструментами. В период строительства умер Пётр I, так и не дождавшись завершения стройки. Петровский док в Кронштадте торжественно открыла императрица Елизавета Петровна в 1752 году и сама запустила шлюзовые механизмы. Петровский док построен из камня и кирпича. Внутри исторического памятника имеется несколько причалов, которые использовались для разгрузки и погрузки кораблей. Некоторые из них ещё служили до 2008 года. Сегодня док является одним из популярных туристических мест в окрестностях Санкт-Петербурга. Он привлекает туристов со всего мира и является гордостью Кронштадта и всей России.
В самом Санкт-Петербурге и по всей России стоит много памятников великому императору. Прогуливаясь по главной аллее Петровского парка, вы не пройдёте мимо ещё одного знаменитого памятника Петру Первому. Примечателен тот факт, что монумент вседержителю был возведён раньше, чем парк, в котором он базируется. Высота памятника достигает почти девяти метров. Бронзовый император смотрит в сторону моря. Он изображён во весь рост с обнажённой шпагой в руке. Гранитный четырёхметровый постамент придаёт памятнику значимости, около него часто можно заметить цветы, которые люди возлагают великому императору. Памятник был основан в Кронштадте ещё в 1841 году по велению императора Николая I. Изготовлением монумента занимался скульптор французского происхождения, окончивший национальную высшую школу изящных искусств в Париже, Теодор Жак. Памятник установили прямо на день празднования победы в Полтавской битве. Это была 132-я годовщина со дня победы в великом сражении над шведской армией.
Не знаете, что посмотреть в Кронштадте за один день? Посвятите своё время лёгкой прогулке вдоль Обводного канала. Его берега выполнены из гранита с возведёнными по краям чугунными решётками. На необходимость создать Обводный канал повлияло возведение адмиралтейства в 1784 году по приказу императрицы Екатерины II после уничтожения в результате пожара такого же комплекса в Санкт-Петербурге. Изначально все мостовые переправы через протоку были отводными. Позднее им на смену пришли обычные мосты. Длина канала составляет более трёх километров, с шириной до 18 метров и глубиной до трёх метров. Он протекает вдоль Петровской улицы, улицы Комсомола, Советской и Карла Маркса. Схематично канал напоминает прямоугольник. Лишь на изгибах можно заметить, что канал немного раздаётся вширь, чтобы суда могли безопасно разойтись. Эта дорога объединяет в один маршрут сразу несколько достопримечательностей города: с набережной можно увидеть музей истории Кронштадта, Никольский Морской собор, парки и сады, мосты и старые здания.
Это действующее сооружение находится на охраняемой военными территории: попасть на объект не получится. Стоит отметить, что это не самый старый маяк в городе, но интересно место другим. На сегодняшний день это единственный в мире работающий маяк из дерева. Остальные давно перестроили в камне или бетоне. Этот же был возведён в 1888 году и с тех пор ни разу не перестраивался. Квадратная в плане конструкция возвышается на 40 метров над землёй и несколько сужается кверху. Маяк выкрашен в белый цвет, что придаёт ему нарядности и привлекает для фотосессий не только путешественников: молодожёны любят это место, от которого веет историей и теплом. Находится он на Петровском канале. На набережной также располагается экспозиция музея военно-морской техники. Рядом с маяком можно увидеть военные корабли, подводные лодки, батискафы и катера.
В страшные блокадные годы что только не приходилось есть людям, чтобы не умереть от голода: с улиц города Ленинграда исчезли все птицы, кошки и собаки. Даже рыбу выловили всю. В заливе осталась только малюсенькая — около четырёх сантиметров — колючая рыбка с ласковым названием «колюшка». Именно ей и посвящён небольшой памятник у Синего моста вблизи сквера Подводников. Её ловили любыми способами: вёдрами, корзинками, даже майками и рубашками. Из рыбки готовили уху, жарили, делали котлеты. Но такое счастье было доступно только в тёплое время года, когда на реке и заливе не было льда. Из жира этой рыбки в мединституте разработали мазь, которой лечили ожоги и раны. Ещё несколько лет после войны в продаже можно было встретить куски льда с вмёрзшей в него мелочью. В советские годы появилось много достопримечательностей в память о блокаде, но этот памятник появился только в 2005 году. Он находится возле здания футштока — прибора для измерения уровня воды в море.
Эта информационно-развлекательная локация недалеко от Санкт-Петербурга появилась в 2020 году. Здесь есть несколько главных достопримечательностей. Например, Аллея героев-моряков. Вдоль неё разместили информацию в разных форматах о трёхсотлетней истории российского флота — очень необычная и интересная задумка. Ещё одна — декоративный Маяк памяти. В нём можно прочитать имена двухсот моряков, отличившихся за годы несения службы во флоте за весь период его существования. И взрослым, и детям интересно будет покататься на цепочных качелях, которые разместили вокруг Маяка памяти на берегу залива. Одновременно на них может кататься 24 человека. Общая площадь территории парка — более 10 гектаров. Здесь есть огромная детская площадка и большие и уютные аллеи. Имеется яблоневый сад. А возле него — пруд. Поскольку вход в парк бесплатный. Заплатить нужно только при посещении верёвочного городка.
Строительство форта «Кроншлот» началось в XVIII веке вместе с самим городом Кронштадтом и параллельно с обустройством Санкт-Петербурга. Форт выполнял функцию защиты северо-западных морских рубежей империи. За всё время «Кроншлот» претерпел ряд укреплений и перестроек. Причиной этому стала война со шведами, после которой решено было укреплять рубежи страны. А во время ВОВ форт стал штабом для «морских охотников». Кронштадт богат на форты, ведь не зря его называют городом портов. На строительство фортов уходили очень большие средства. Известно, что форт «Император Павел I» обошёлся примерно в три миллиона рублей серебром. До нашего времени дошли каменные стены, элементы обороны, в частности, бастионы. Сюда каждый год приезжают тысячи путешественников, чтобы не только увидеть знаменитый форт в Кронштадте, но и красивую природу. Прийти на экскурсию сейчас не получится: форт закрыт. Ему хотят вернуть исторический облик. Планируется, что первых посетителей пустят только в 2025 году.
Этот форт не только оборонял Санкт-Петербург от вражеских флотов. Ещё на рубеже XIX-XX веков в нём располагалась первая лаборатория, где разработали лекарство против чумы. В 1899 году лабораторию открыл биохимик Сергей Лукьянов. За 178 лет форт «Александр I» три раза находился в боевой готовности, но никогда не участвовал в военных действиях. Архитектура форта заслуживает внимания: это трёхэтажное овальное здание. В центральной части возведена полубашня с лестницами. На воротах стоят головы львов, флаги. Форт занимает довольно большую площадь: свыше пяти тысяч квадратных метров. Одновременно здесь могли находиться до тысячи человек. В последние годы на территории форта в Кронштадте проводились праздничные мероприятия для молодёжи. В настоящее время форт закрыт на реконструкцию, чтобы восстановить исторический облик, а также сделать его местом, где можно изучить историю города. Форт откроют для посетителей не раньше 2025 года.
Одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Форт «Константин» был основан ещё в начале XIX века для защиты Санкт-Петербурга от вражеских набегов со стороны Финского залива. Данный форт является одним из самых больших в городе, а ещё до него легко добраться — рядом с ним проходит КАД. Именно поэтому он пользуется большой популярностью среди путешественников. Один из самых знаменитых фортов был разоружён ещё в 1960 году. На территории форта можно посетить Музей маячной службы, который расположен в отреставрированной казарме 1866 года. Также вам удастся пройти в музей «Пушкарь», в котором хорошо сохранились батареи, пороховые погреба и шахты для транспортировки боеприпасов. Более того, вы узнаете, что из себя представляют орудийные дворики. Сотрудники форта с радостью организовывают экскурсии, что делает пребывание на фортификационном сооружении Кронштадта ещё более захватывающим и интересным.
С тех пор как остров Котлин стал играть важную оборонительную роль для Российского государства, его стали застраивать. Так появился город Кронштадт. Одним из первых в новом городе был построен Итальянский дворец. В рядом стоящих домах на берегу залива поселили морских офицеров и других служащих морфлота. В 1764 году случился большой пожар, пострадало много домов, но Итальянский дворец уцелел. Екатерина II приказала переселить туда морских офицеров. После восстановления их жилья императрица отдала здание флоту. С тех пор там в разные годы располагались разные учреждения: от таможни до Штурманского училища. В стенах Итальянского дворца училось много прославленных мореплавателей и инженеров. Здесь учились Крузенштерн, Беллинсгаузен, Сенявин и другие знаменитости, вошедшие в мировую историю мореплавания. За годы существования здание несколько раз достраивали. Сегодня в нём располагается музей «Кронштадтская крепость». Билет можно купить в кассе или на сайте музея. Изучить экспозицию будет интереснее в составе экскурсии.
Небольшая часовня площадью всего 15 квадратных метров была построена в 1910 году. Стояла она на гранитном фундаменте. Жизнь святыни была недолгой: в 1927 году купола убрали, а в здании стали хранить всякие вещи. В её гранитном подвале устроили хранилище в 1935 году, сразу после того как окончательно снесли стены. Подвалом пользовались несколько лет. Вновь часовню отстроили в 2018 году. Для строительства использовали только старые фотографии, потому что не нашли ни одного чертежа. Новодел возвели на том самом гранитном фундаменте. Ныне она находится на территории парка «Патриот». Красивое здание красного цвета с высоким коническим куполом располагается рядом с главным входом в парк. Белый купол с голубыми волнами заканчивается маленькой главкой, а на четырёх углах стоят такие же купола, но размером примерно в треть от главного.
Этот собор был возведён в XIX веке в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Её написали по волеизъявлению Петра I, чтобы она стала заступницей в отвоевании исконно русских земель, которые захватили шведы. При первом российском императоре она хранилась в палатке полковой церкви в Кронштадте. В 1727 году для иконы построили деревянный храм. Он сгорел в 1874 году в большом пожаре. Интересно, что икона уцелела. Нынешнее здание построили из камня в 1882 году. Храм вмещает 1000 верующих. В период богоборчества — 30-е годы прошлого века — храм закрыли, а в 1950-е вообще взорвали. Но разрушился он от взрыва не полностью. Сильно пострадали алтарь с папертью и колокольня. Повторный взрыв нарушил целостность зданий, стоящих рядом. Но церковь устояла. На этом взрывы прекратили, чтобы не разрушить весь город. Полуразрушенный собор так и оставили пустовать. В храм верующие вернулись лишь в 1990 году. С 1999-го начали проводить службы в нижней церкви. Восстановить собор удалось уже в наше время. Внешний вид здания и внутреннее убранство храма максимально приближены к историческому облику.
Интересное изобретение, которое установлено на опоре Синего моста на набережной Обводного канала, — ещё одна знаковая достопримечательность города Кронштадта. Называется она «футшток». Это небольшой измерительный прибор для определения уровня воды Балтийского моря. Футшточная служба была организована ещё в 1707 году по приказанию Петра I. Такое решение было принято исходя из соображений возможных наводнений, ведь с помощью футштока можно отслеживать высоту воды и вовремя реагировать на бунтующую стихию. Для Кронштадтского футштока объектом слежения является Балтийское море. Здание рядом с Синим мостом называется мареографом, оно работает в связке с футштоком. В здании есть глубокий колодец, который соединён с водой канала. На поверхности воды находится поплавок, который меняет своё положение исходя из уровня воды. Движения поплавка приводят в действие самописца. Он рисует кривую, по которой можно определить, насколько повысился уровень воды в море. Это городское достояние пользуется огромной популярностью у приезжих и местных жителей. Около футштока часто можно встретить туристические группы.
Строительство здания адмиралтейства в Кронштадте началось в 1784 году по приказу Екатерины II. Прежнее адмиралтейство в Санкт-Петербурге сгорело. Такое решение было принято императрицей из соображений безопасности в городе. Для постройки целого комплекса выделили земельный участок, который прилегал к Петровскому доку. В качестве защиты адмиралтейства от проникновения посторонних лиц и пожара был разработан план Обводного канала, который окружил бы всю прилегающую территорию, включая казармы, склады, магазины и т. д. Немалое количество зданий и построек комплекса сохранилось до наших дней, и теперь посмотреть на них можно во время экскурсии или самостоятельной прогулки по городу. Ещё недавно адмиралтейство было под государственной охраной, и посетителей туда не пускали. Теперь над главными воротами на Якорной площади красуется табличка «Адмиралтейство императора Петра I». Круглый год старинный комплекс в Кронштадте привлекает путешественников. Почувствовать себя частью истории может каждый желающий, ведь за вход на территорию адмиралтейства не надо платить.
Торговый центр из камня появился в Кронштадте в 1832 году. Этому предшествовал визит императора Николая I в город. Он был недоволен видом грязной площади, на которой происходила торговля, и власти решили исправить положение. Проект здания Гостиного двора предложил архитектор В. И. Маслов. Макет будущего торгового комплекса состоял из двух этажей. В середине здания сделали сквозные ворота, разделив таким образом сооружение пополам. К реставрации самой крупной торговой площадки в городе приступили лишь в конце 1990-х. Отремонтированное здание было готово к сдаче к 2007 году. После реставрации две части торгового центра соединили на втором этаже. Сейчас Гостиный двор является крупнейшей торговой точкой Кронштадта, как и много лет назад. Здесь помимо магазинов с одеждой, детских магазинов, ювелирных и многих других полно ресторанов и кафе. Здесь можно купить самые разные товары и памятные сувениры по приятным ценам. Располагается Гостиный двор неподалёку от набережной Обводного канала у Александровского сада. Локация нередко входит в обзорные экскурсии по городу.
За время поездки нужно обязательно выделить один день на Морской музей Кронштадта, где была открыта первая военная водолазная школа в стране. Экспозиция начала работу в 2012 году, когда водолазной службе России исполнилось 130 лет. Гостям музея, здание которого было построено в XIX-XX веках, представлено два зала, где можно ознакомиться с историей водолазного дела и с военной историей самого города. Во время экскурсии по музею интересно будет увидеть водолазное снаряжение, которое использовалось на протяжении более века. Это шлемы, буксировщики, дыхательные аппараты, костюмы. Главного внимания заслуживает выставка обороны Кронштадта в период Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены оружие, патроны, миномёт, медали, солдатская форма, документы. Интересно будет увидеть игрушки и колокольчики, которыми пользовались дети в годы военного лихолетья. Билеты можно купить в кассе музея или на сайте.
Удивительный памятник архитектуры неизвестного автора. Одноэтажное здание Голландской кухни с элементами уходящего барокко и раннего классицизма расположилось в Кронштадте между Итальянским прудом и Купеческой гаванью. Оно было возведено в промежутке с 1803 по 1805 год и выделялось тем, что в качестве материала был использован красный кирпич. Готовка еды на судах строго запрещалась из соображений пожарной безопасности, поэтому этим занимались в Голландской кухне. Поскольку вся еда и вода с котлами и дровами были судовыми, повара брали их с собой. Кухня имела четыре отделения, в которых занимались готовкой пищи для личного состава на судах. Отделения включали в себя печки, которые были одинаковы по размерам. В них помещалось два больших котла по 10 вёдер каждый. В 1828 году власти ввели портовый сбор за пользование кухней, который обязывал платить, даже если моряки не пользовались кухней. Чем больше была вместимость судна, тем больше денег нужно было заплатить в казну Кронштадта. Сегодня здесь открыт тематический музей.
Не знаете, где ещё сделать отменные фото в Кронштадте? Тогда предлагаем отправиться в одно из самых красивых мест — на Макаровский мост. Его облюбовали горожане, путешественники и молодожёны. Макаровский мост вы можете увидеть, гуляя в центре Кронштадта. Он не уступает по красоте многочисленным мостам в Санкт-Петербурге. По нему можно дойти от Якорной площади до Красной улицы. Раньше мост назывался также Красным, но местные жители это не оценили. Теперь мост вновь называют Макаровским — в честь известного кораблестроителя и исследователя Степана Макарова. Построили мост более ста лет назад для того, чтобы император Николай II мог добраться от Петровской пристани до Никольского храма. Согласно легенде, когда император приехал освящать собор, то мост показался ему не очень прочным. Николай II побоялся по нему идти. Тогда прочность Макаровского моста проверил один из офицеров. Всё прошло успешно, и он получил от Николая II награду за свою смелость. Теперь по этому мосту можете пройтись и вы. Тем более что впоследствии его хорошо укрепили.
Если будете гулять по Кронштадту, не забудьте посетить это значимое место. Сквер Подводников носит такое название благодаря памяти, которую хранят местные жители о героях-подводниках. Они в годы Великой Отечественной войны сражались на подходах к Ленинграду и выстояли во время многомесячной ленинградской блокады. Памятник был установлен по инициативе капитана Юнакова, который служил в подводных войсках. Примечателен тот факт, что монумент был возведён на денежные средства людей из учебного отряда. Не так давно сквер Подводников вместе с памятником морякам был отреставрирован, а также обновлено старое освещение. Монумент морякам, который расположен внутри сквера, открылся в День Победы в 1965 году. Над ним работали архитекторы Михаил Мейсель и Михаил Афанасьев. Прямоугольный памятник выполнен из гранита. На монументе выражены слова благодарности морякам-подводникам, которые стояли на защите водных подступов города Ленинграда.