Кругобайкальская железная дорога — «золотая пряжка» Транссиба

31 янв 2023, обновлено 2 окт 2024
Кругобайкальская железная дорога — «золотая пряжка» Транссиба

Найти экскурсию

Показать
Кругобайкальская железная дорога — уникальный памятник архитектуры России с непростой историей. Она проходит по берегу глубочайшего озера нашей планеты, соединяя посёлок Байкал и город Слюдянка. Рассказываем о способах путешествия по этой железной дороге и главных до­сто­при­ме­ча­тель­но­стях, которые можно увидеть по пути.
СодержаниеИстория КБЖД«Золотая пряжка» ТранссибаДлина КБЖДИнженерные сооружения на КБЖДТоннелиМосты и виадукиДо­сто­при­ме­ча­тель­но­сти КБЖДПорт и посёлок БайкалПосёлок ШумихаИтальянская подпорная стенкаПосёлок ПоловиннаяТоннель №9‑бисМыс КиркирейШабартуйский комплексСтарая АнгасолкаСтанция СлюдянкаПутешествия по Кругобайкальской железной дорогеПоездка на ретропоездеПоезд «матаня»Поездка на теплоходеПо КБЖД пешкомЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Александр

    Иркутянин в тринадцатом поколении, который любит свой город и буквально боготворит Байкал. А ещё издал первый с 1982 года подробный путеводитель по Иркутску.

История КБЖД

Транссибирскую магистраль начали прокладывать в 1891 году по указу императора России Александра III. Участок в её составе, проходивший вдоль берега Байкала, получил название Кругобайкальской железной дороги.

История КБЖД
1904‑1911 годы. Вид на тоннель №23

Первоначально КБЖД назывался участок «посёлок Байкал — станция Мысовая» протяжённостью 260 километров. Его строительство длилось четыре года — с 1896‑го по 1900‑й. Сооружение создавалось руками заключённых Александровской тюрьмы.

Невозможное возможно

Потребовалось шесть изыскательных экспедиций, растянувшихся на 15 лет, прежде чем приняли вариант строительства вдоль узкой кромки Байкала, который изначально рассматривали как невозможный.
А ещё КБЖД строили китайцы, турки и даже итальянцы, которые оставили после себя изящную кладку на многих сооружениях в лучших традициях Древнего Рима.

Александр, гид в Иркутске
1902‑1904 годы. Тоннель №21 • 1903 год. Строительство виадука и тоннеля

Самой сложной частью стал участок от Слюдянки до станции Байкал, расположенной у истока реки Ангары. Прокладка путей началась здесь в 1902 году. Строительные материалы доставляли по воде и по льду озера, а большая часть работ, включая пробивку тоннелей в горах и сооружение виадуков, производилась вручную. Для установления железнодорожного сообщения на время прокладки путей был разработан проект создания переправы, соединяющей берега Байкала. Для этого в Англии были заказаны два парома‑ледокола, курсировавшие по водам озера в тёплое время года. Зимой, после закрытия навигации, шпалы и рельсы переправы укладывались прямо на лёд.

С началом Русско‑японской войны строительство стало идти быстрее, основное внимание уделялось инженерным сооружениям и железнодорожным путям. Всего к работам привлекли более 13 тысяч человек. Благодаря ускоренным темпам этот отрезок был введён в эксплуатацию уже в 1904‑м — первый железнодорожный состав прошёл здесь на год раньше планируемого срока.

Во время Гражданской войны КБЖД была местом ожесточённых боёв, в ходе которых движение на дороге прекратилось на 20 дней из‑за взрыва Киркидайского тоннеля.

1904 год. Поезд с рабочими на перегоне между Слюдянкой и Байкальском • 1904 год. Станция Слюдянка

В 1941 году было начато строительство дублирующей магистрали через Олхинское плато, куда позже провели основное движение Транссибирской магистрали. Кругобайкалка утратила важное транспортное значение. Часть путей была разобрана, часть — затоплена при сооружении Иркутской ГЭС и наполнении одноимённого водохранилища.

Сегодня Кругобайкалкой называется тупиковый участок Транссиба от Слюдянки-2 до порта Байкал и одноимённого посёлка, по которому ездят пригородные и экскурсионные поезда.

«Золотая пряжка» Транссиба

Такое название железная дорога получила из‑за больших расходов при прокладке путей. На каждый километр уходило около вагона взрывчатки и около 400 вагонов земли и щебня, а итоговая стоимость одного километра Кругобайкалки составила примерно 130 тысяч рублей. Для сравнения — стоимость строительства других участков Транссиба обходилась в среднем в 93 тысячи.

Пряжкой дорогу стали называть из‑за её уникального расположения: она соединила разорванный водами Байкала участок Транссибирской магистрали.

Ещё по теме
 
1901‑1904 годы. Строительство виадука через «Упорную губу»

Длина КБЖД

Современный тупиковый участок КБЖД составляет 89 километров. Пути с многочисленными тоннелями и виадуками проложены вдоль берега Байкала, на всём протяжении Кругобайкалки путешественников ждут природные красоты и разнообразные архитектурные и инженерные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти.

Инженерные сооружения на КБЖД

Они уникальны своими нестандартными проектами и потрясающей степенью сохранности. Здесь практически ничего не перестраивалось и дошло до наших дней в нетронутом виде.

Сегодня на туристическом маршруте в окружении гор и вод Байкала можно увидеть около 500 различных инженерных конструкций. В среднем на каждый 180‑метровый отрезок КБЖД приходится одно или несколько искусственных сооружений.

Виадук через реку Ангасолку, построенный в 1904 году

Тоннели

Первоначально планировалось прорубить в горах от 20 до 35 длинных тоннелей, но в связи со сложным рельефом местности проект был изменён. Для постройки первого пути было проложено 39 тоннелей, длина которых составила более семи километров.

Через семь лет началось строительство второго пути, в ходе которого было пробито ещё два тоннеля. Один из них до наших дней не сохранился, поэтому сегодня в состав КБЖД входит 40 тоннельных участков разной длины.

Мосты и виадуки

Только на участке «станция Байкал — Слюдянка» можно увидеть не менее 240 подобных сооружений, которые по праву считаются памятниками инженерного искусства. Многочисленные мосты и виадуки Кругобайкалки различаются по форме и высоте, но построены в едином стиле — модерн. Для строительства применялись не только деревянные и железные конструкции, но и железобетон — уникальный материал для России того времени. Всего же на КБЖД насчитывается около 450 мостов и шесть красивых каменных виадуков.

До­сто­при­ме­ча­тель­но­сти КБЖД

Проезжая по Кругобайкалке на поезде, можно увидеть из окон вагонов множество до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей. Здесь потрясающие по красоте пейзажи перемежаются уникальными инженерными памятниками и хорошо сохранившимися старинными зданиями.

Порт и посёлок Байкал

Место с историей

Порт «Байкал» — это первое место на священном море, куда пришли рельсы Транссиба ещё в 1896 году. Именно здесь когда‑то действовала самая сложная железнодорожная переправа на территории России. В течение зимнего периода два ледокола Байкал и Ангара кололи метровый лёд, перевозя пассажиров Транссиба с одного берега на другой.

Александр, гид в Иркутске

Здесь, на истоке реки Ангары, в 1900 году была построена конечная станция КБЖД. Эти места знамениты своими уединёнными пляжами, красивой нетронутой природой и небольшим количеством туристов.

Старинный английский маяк • Церковь Преображения Господня • Здание вокзала • Музей истории КБЖД • Фото: from_Reutov, Евгений Михайлов

В посёлке можно увидеть:

  • Старинный английский маяк, расположенный над портом. В посёлок его доставили в разобранном виде на ледоколе в 1899 году. Он проработал почти сто лет, до 1984 года.
  • Храм Преображения Господня, который получится увидеть при подъёме к ныне не работающему маяку.
  • Старинное здание вокзала 1904 года постройки, рядом с которым находится ещё одна до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть посёлка — памятник паровозу.
  • Галерею №1 — 82‑метровое инженерное сооружение, первое такого типа на Кругобайкалке, которое построено для защиты поездов от падающих камней.
  • Музей истории КБЖД в зале ожидания здания вокзала, восстановленного в начале XXI века к 100‑летию уникальной дороги.

Посёлок Шумиха

В окрестностях этого населённого пункта расположено множество исторических и природных до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей: Шумихинский мыс, речная долина Большой и Малой Шумихи и ряд подпорных стен, построенных совместно с итальянскими мастерами. Интерес представляют и инженерные сооружения в районе посёлка: здесь находятся Большая Шумихинская галерея (№7) и железобетонный виадук с красивыми арочными пролётами.

Ещё по теме
 

Итальянская подпорная стенка

Самое большое из подобных сооружений на КБЖД. Находится неподалёку от посёлка Шумиха на 102-103‑м километрах Кругобайкалки. Увидеть знаменитую стенку получится прямо из окна поезда.

Крепкий недострой

Итальянская подпорная стенка — это ничто иное как недостроенная металлическая галерея. Её начали возводить в 1905 году на глазах изумлённых пассажиров Транссиба. При непрерывным движении поездов осуществлять это было очень трудно. В итоге дело до конца не довели: оставили крепко сложенную опорную каменную часть с восемью арочными отверстиями, что помогло сохранить уйму строительного материала.

Александр, гид в Иркутске

Она служит для защиты от обвалов или камнепадов, а Итальянской её назвали из‑за того, что её возведением в 1905 году руководил итальянский подданный Луиджо Феррари. Ещё есть версия, что своё название инженерное сооружение получило из‑за внешнего сходства со средиземноморской архитектурой. Интересно, что подпорная стенка должна была служить основанием для металлической галереи, которая так и не была здесь построена из‑за дефицита металла.

Посёлок Половинная

Назван в честь реки Большая Половинная, к западу от которой находится Чайкинский — самый короткий тоннель на КБЖД.

Основная местная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть — тоннель Половинный (№12). Он протянулся на 778 метров и считается самым длинным на Кругобайкалке. Интересно, что в отличие от других тоннелей Половинный имеет прямую форму и просматривается насквозь от начала до конца.

В посёлке можно осмотреть ещё несколько инженерных сооружений — железный мост и арочный виадук из железобетона, а также старинный паровоз модели Еа-3070, который находится около железнодорожной станции.

Тоннель №9‑бис

Строительство тоннеля велось с 1911 по 1914 год. Строился он в обход бухты Берёзовая с расчётом сразу на две железнодорожные ветки. На сегодняшний день сохранился лишь один из двух порталов — специальных конструкций, которые обрамляют вход. Общая протяжённость тоннеля — 497 метров, а высота — восемь.

Пропавший тоннель

Тоннель получил приставку «бис» как дублирующий. Любопытно, что тоннеля №9 на КБЖД вы не найдёте. Это единственный из тоннелей, который был разобран ещё в 1907 году.

Александр, гид в Иркутске

Для обходчиков в каменной кладке были устроены семь специальных ниш по обеим сторонам. А ещё здесь есть боковой ход к озеру Байкал.

Фото: Artem Svetlov, CC BY 2.0

Мыс Киркирей

Один из самых сложных участков Кругобайкалки. Первоначально здесь через узкий участок скалы был проложен тоннель №18, но из‑за угрозы обвала возникла необходимость переноса путей. При строительстве второй ветки был пробит новый ход №18‑бис длиной 600 метров. А чтобы защитить инженерное сооружение от вод протекающего ручья, рядом была возведена плотина и выложены желоба для слива воды. Сейчас через ручей переброшен мост, тут же обустроена смотровая площадка.

Шабартуйский комплекс

Уникальная инженерная конструкция, которая состоит из арочного железобетонного виадука и железного моста с «ездой по верху». Такое название обозначает расположение ж/д полотна над пролётами моста, а не внутри них.

Вверх тормашками

Из‑за особенностей конструкции мост также прозвали Чёртовым. Но такое решение было абсолютно нормальным для строительства железных дорог раньше, и подобные мосты иногда появлялись в других районах России.

Александр, гид в Иркутске
Ещё по теме
 

Старая Ангасолка

Посёлок был построен в 1904 году специально для строителей КБЖД. Позже неподалёку было основано новое поселение, получившее название Ангасольского, поэтому к названию первого посёлка добавилось слово «Старая». Основные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти Старой Ангасолки:

  • Дом‑музей Н. К. Рериха. В 1926 году в ходе экспедиции в Центральную Азию художник посещал посёлок и останавливался здесь в одном из домов. В музей стоит отправиться, чтобы увидеть репродукции картин мастера, фотографии членов его семьи и другие предметы, посвящённые жизни и творчеству Рериха.
  • Ангасольские виадуки. Они строились с разницей в десять лет, первый арочный виадук был построен из камня во время прокладки первого пути, а второй — полностью из железобетона, во время строительства второй очереди с 1911 по 1915 год.
  • Птичий базар — 300‑метровые скалы, где гнездятся серебристые чайки. Добраться до базара можно прямо из посёлка, длина пешего маршрута — около девяти километров в одну сторону. По пути можно посмотреть Хабартуйский тоннель и подняться на скалу Обзорная.
Дом‑музей Н. К. Рериха. Фото: группа ВК музея • Виадук через «Упорную губу» • Птичий базар

Станция Слюдянка

Одна из самых известных на Транссибе. Кроме того, это начальная станция Кругобайкальской железной дороги. Она находится в городе Слюдянка на берегу залива Култук. Здесь расположен действующий вокзал, построенный полностью из белого и розового мрамора. В 2005 году была проведена реконструкция здания, а на привокзальной площади установили памятник М. И. Хилкову — министру путей сообщения Российской империи в период с 1895 по 1905 год. Этот человек внёс огромный вклад в строительство Транссибирской магистрали.

Обратите внимание

Рядом с вокзалом можно увидеть старинную Никольскую церковь, в которой находится ценнейшее собрание икон XIX века.

Александр, гид в Иркутске

Путешествия по Кругобайкальской железной дороге

Познакомиться с этим уникальным инженерным объектом России можно по‑разному. Например, проехать участок от начала до конца на поезде, любуясь здешними красотами из окна вагона. Или отправиться в плавание по Байкалу на теплоходе, чтобы смотреть на Кругобайкалку и её виадуки со стороны. Есть вариант и пеших маршрутов с остановками в живописных местах.

Поездка на ретропоезде

Есть два варианта экскурсионных маршрутов:

  • Классический — от железнодорожного вокзала в Иркутске, через Слюдянку до порта Байкал. Отсюда путешественники пересаживаются на паром до посёлка Листвянка и потом на автобусе возвращаются в город.
  • Зеркальный — из Иркутска в Листвянку, потом на пароме до порта Байкал и далее со всеми остановками до иркутского вокзала.

Чтобы путешественники могли выйти из транспорта и осмотреть некоторые до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти КБЖД, предусмотрены длительные стоянки в порту Байкал и в Слюдянке. Такая поездка займёт порядка 11-12 часов.

Поезд «матаня»

На участке Кругобайкальской дороги «Слюдянка-1 — посёлок Байкал» также курсирует пригородный поезд. Местные называют его «передачей», а с конца 1990‑х прижилось и ласковое название «матаня». Предположительно оно произошло от того, что поезд мотается от станции к станции.

Из Слюдянки «матаня» отправляется в понедельник, четверг, пятницу и воскресенье, а из посёлка Байкал — в понедельник, вторник, пятницу и субботу. Актуальную информацию о времени рейсов лучше уточнять заранее. Скорость движения железнодорожного транспорта на Кругобайкалке не превышает 20 км/ч, поэтому путь от конечной до конечной займёт около пяти часов.

Ещё по теме
 

Поездка на теплоходе

Уникальной Кругобайкалкой можно любоваться также и с воды. Маршрут на теплоходе начинается в Иркутске. Затем судно следует в посёлок Листвянка у истока Ангары, а оттуда отправляется к мысам озера Байкал. После этого корабль возвращается в Иркутск. Такой круиз занимает около 10 часов.

Эксклюзивные виды

Путешествие по КБЖД на теплоходе — довольно долгое занятие, но не менее интересное, потому что вы можете увидеть тоннели, галереи, различные водопропускные отверстия с совершенно необычного ракурса. Некоторые сооружения на Кругобайкалке в принципе видны только с воды. К тому же ни с чем не сравняться головокружительные виды на отвесные склоны Олхинского плато.

Александр, гид в Иркутске

На маршруте для группы путешественников предусмотрено несколько остановок:

  • на мысе Толстый;
  • в посёлке Шумиха (при неблагоприятных условиях — сильный ветер, туман, дождь — теплоход к берегу не причаливает);
  • на мысе Половинный, где возле железнодорожной станции находится старинный паровоз.

Навигация на Байкале длится с мая по декабрь. График движения круизных судов меняется ежегодно, актуальное расписание нужно уточнять на сайте Восточно‑Сибирского речного пароходства.

По КБЖД пешком

Протяжённость самого популярного пешего маршрута вдоль дороги — 89 километров. Останавливаться можно в многочисленных базах отдыха или диких местах, например на песчаном берегу озера. Летом этот путь пользуется большой популярностью, поэтому информацию о наличии мест на турбазах для привалов лучше уточнять заранее.

Что ещё можно увидеть

Во время пешего похода от станции «Тёмная Падь» вы посмотрите Хабартуйский комплекс тоннелей — один из самых сложных на КБЖД. Здесь на дистанции чуть менее двух километров четыре галереи, три тоннеля (один из них третий по величине), 12 подпорных стенок и шесть мостов. В его составе причудливо сочетаются старые (бутовый камень) и новые (железобетон) материалы.

Александр, гид в Иркутске

В пеших путешествиях по Кругобайкалке туристы проходят около 38 тоннелей, 15 каменных галерей и множество виадуков. Погода на Байкале довольно капризная, поэтому в поход стоит захватить тёплые вещи и дождевик. Запасы продуктов можно пополнять по пути в местных посёлках, а воду набирать прямо из озера — Байкал считается одним из чистейших озёр мира.

Заключение

Кругобайкалка — одна из самых красивых и уникальных железных дорог в России, популярный туристический маршрут и действующая ж/д ветка, соединяющая посёлок Байкал с городом Слюдянка. Увидеть её может любой путешественник. Здесь курсируют несколько туристических поездов, включая ретросостав, ходят экскурсионные теплоходы, есть также доступные пешие маршруты, позволяющие не спеша осмотреть все до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти. Для полноты впечатлений стоит отправиться в путешествие по КБЖД в компании местного гида, который обеспечит максимальное погружение в историю и особенности этого места.

Автор: Анастасия Рыбина

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Куда поехать в февралеКуда поехать в феврале Идеи для яркого путешествия в последний зимний месяц

Еще экскурсии по теме