Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога — уникальный памятник архитектуры с непростой историей. Она проходит по берегу глубочайшего озера нашей планеты, соединяя посёлок Байкал и город Слюдянка. Рассказываем о главных достопримечательностях и способах путешествия по этой железной дороге.
СодержаниеИстория КБЖД«Золотая пряжка» ТранссибаДлина КБЖДИнженерные сооружения на КБЖДТоннелиМосты и виадукиДостопримечательности КБЖДПорт и посёлок БайкалПосёлок ШумихаИтальянская подпорная стенкаПосёлок ПоловиннаяТоннель № 9-бисМыс КиркирейШабартуйский комплексСтарая АнгасолкаСтанция СлюдянкаПутешествия по Кругобайкальской железной дорогеПоездка на ретропоездеПоезд «мотаня»Поездка на теплоходеПо КБЖД пешкомЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Александр

    Иркутянин в тринадцатом поколении, который любит свой город и буквально боготворит Байкал. А ещё издал первый с 1982 года подробный путеводитель по Иркутску.

История КБЖД

Транссибирскую магистраль начали прокладывать в 1891 году по указу императора Александра III. Участок, проходивший вдоль берега Байкала, получил название Кругобайкальской железной дороги.

Первоначально КБЖД назывался участок «посёлок Байкал — станция Мысовая» протяжённостью 260 километров. Его строительство длилось четыре года — с 1896-го по 1900-й — руками заключённых Александровской тюрьмы.

Невозможное возможно

Потребовалось шесть изыскательных экспедиций, растянувшихся на 15 лет, прежде чем приняли вариант строительства вдоль узкой кромки Байкала, который изначально рассматривали как невозможный.
А ещё КБЖД строили китайцы, турки и даже итальянцы, которые оставили после себя изящную кладку на многих сооружениях в лучших традициях Древнего Рима.

Александр, гид в Иркутске
1904-1911 год. Вид на тоннель № 23 • 1902-1904 год. Тоннель № 21 • 1903 год. Строительство виадука и тоннеля

Самой сложной частью пути стал участок от Слюдянки до станции Байкал. Прокладка путей началась в 1902 году, строительные материалы доставляли по воде и по льду озера, а большая часть работ производилась вручную. Для установления железнодорожного сообщения на время прокладки путей был разработан проект создания переправы, соединяющей берега Байкала. Для этого в Англии были заказаны два парома-ледокола, курсировавшие в тёплое время года. Зимой, после закрытия навигации, шпалы и рельсы укладывались прямо на лёд.

С началом Русско-японской войны строительство пошло быстрее, основное внимание уделялось инженерным сооружениям и железнодорожным путям. Благодаря ускоренным темпам работ этот отрезок был введён в эксплуатацию уже в 1904-м — на год раньше планируемого срока.

Во время Гражданской войны КБЖД была местом ожесточённых боёв, в ходе которых движение на дороге прекратилось на 20 дней из-за взрыва Киркидайского тоннеля.

1904 год. Поезд с рабочими на перегоне между Слюдянкой и Байкальском • 1904 год. Станция Слюдянка

В 1941 году было начато строительство дублирующей магистрали через Олхинское плато, куда позже провели основное движение Транссибирской магистрали. Кругобайкалка утратила важное транспортное значение, часть путей была разобрана, часть — затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.

Сегодня Кругобайкалкой называется тупиковый участок Транссиба от Слюдянки-2 до порта Байкал и одноимённого посёлка, по которому ездят пригородные и экскурсионные поезда.

«Золотая пряжка» Транссиба

Такое название железная дорога получила из-за больших расходов при прокладке путей. На каждый километр уходило около вагона взрывчатки и около 400 вагонов земли и щебня, а итоговая стоимость одного километра Кругобайкалки составила примерно 130 тысяч рублей. Для сравнения — стоимость строительства других участков Транссиба обходилась в среднем в 93 тысячи.

Пряжкой дорогу стали называть из-за её расположения: она соединила разорванный Байкалом участок Транссибирской магистрали.

1901-1904 год. Строительство виадука через «Упорную губу»

Длина КБЖД

Современный участок КБЖД составляет 89 километров. Пути проложены вдоль берега Байкала, на всём протяжении Кругобайкалки путешественников ждут разнообразные архитектурные, инженерные и природные достопримечательности.

Инженерные сооружения на КБЖД

Они уникальны своими нестандартными проектами и потрясающей степенью сохранности. Здесь практически ничего не перестраивалось и дошло до наших дней в нетронутом виде.

Сегодня на туристическом маршруте насчитывается около 500 различных конструкций. В среднем на каждый 180-метровый отрезок КБЖД приходится одно или несколько искусственных сооружений.

Виадук через реку Ангасолку, построенный в 1904 году

Тоннели

Первоначально планировалось прорубить от 20 до 35 длинных тоннелей, но в связи со сложным рельефом местности проект был изменён. Для постройки первого пути было проложено 39 тоннелей, длина которых составила свыше семи километров.

Через семь лет началось строительство второго пути, в ходе которого было пробито ещё два тоннеля. Один из них до наших дней не сохранился, поэтому сегодня на КБЖД насчитывается 40 тоннельных участков разной длины.

Мосты и виадуки

Только на участке «станция Байкал — Слюдянка» можно увидеть не менее 240 подобных объектов, которые по праву считаются памятниками инженерного искусства. Многочисленные мосты и виадуки Кругобайкалки различаются по форме и высоте, но построены в едином стиле — модерн. Для строительства применялись не только деревянные и железные конструкции, но и железобетон — уникальный материал для России того времени. Всего же на КБЖД насчитывается около 450 мостов и шесть каменных виадуков.

Достопримечательности КБЖД

Проезжая по Кругобайкалке на поезде, можно увидеть множество достопримечательностей. Потрясающие пейзажи из окон вагонов перемежаются уникальными инженерными памятниками и хорошо сохранившимися старинными зданиями.

Порт и посёлок Байкал

Конечная станция КБЖД построена в 1900 году на истоке реки Ангары. Здешние места знамениты своими уединёнными пляжами, нетронутой природой и небольшим количеством туристов. Здесь можно увидеть:

Место с историей

Порт «Байкал» — это первое место на священном море, куда пришли рельсы Транссиба ещё в 1896 году. Именно здесь когда-то действовала самая сложная железнодорожная переправа на территории России. В течение зимнего периода два ледокола Байкал и Ангара кололи метровый лёд, перевозя пассажиров Транссиба с одного берега на другой.

Александр, гид в Иркутске
Старинный английский маяк • Церковь Преображения Господня • Здание вокзала • Музей истории КБЖД • Фото: from_Reutov, Евгений Михайлов
  • Старинный английский маяк, расположенный над портом. В посёлок его доставили в разобранном виде на ледоколе в 1899 году. Он проработал почти сто лет, до 1984 года.

  • При подъёме к ныне не работающему маяку также можно осмотреть храм Преображения Господня.

  • Старинное здание вокзала 1904 года постройки, рядом с которым находится памятник паровозу.

  • Галерею № 1 — 82-метровое инженерное сооружение, первое такого типа на Кругобайкалке, которое построено для защиты поездов от падающих камней.

  • Музей истории КБЖД в зале ожидания восстановленного к 100-летию дороги здания вокзала.

Посёлок Шумиха

В окрестностях этого населённого пункта расположено множество исторических и природных достопримечательностей: Шумихинский мыс, речная долина Большой и Малой Шумихи и ряд подпорных стен, построенных совместно с итальянскими мастерами. Интерес представляют и инженерные сооружения в районе посёлка: Большая Шумихинская галерея (№ 7) и железобетонный виадук с арочными пролётами.

Итальянская подпорная стенка

Самое большое из подобных сооружений на КБЖД. Находится неподалёку от станции Шумиха на 102-103-м километрах Кругобайкалки.

Крепкий недострой

Итальянская подпорная стенка — это ничто иное как недостроенная металлическая галерея. Её начали возводить в 1905 году на глазах изумлённых пассажиров Транссиба. При непрерывным движении поездов осуществлять это было очень трудно. В итоге дело до конца не довели: оставили крепко сложенную опорную каменную часть с восемью арочными отверстиями, что помогло сохранить уйму строительного материала.

Александр, гид в Иркутске

Она служит для защиты от обвалов или камнепадов, а Итальянской её назвали из-за того, что её возведением в 1905 году руководил итальянский подданный Луиджо Феррари. Ещё есть версия, что название сооружение получило из-за внешнего сходства со средиземноморской архитектурой. Интересно, что подпорная стенка должна была служить основанием для металлической галереи, которая так и не была построена из-за дефицита металла.

Посёлок Половинная

Назван в честь реки Большая Половинная, к западу от которой находится Чайкинский — самый короткий тоннель на КБЖД.

Основная местная достопримечательность — тоннель Половинный (№ 12). Он протянулся на 778 метров и считается самым длинным на Кругобайкалке. Интересно, что в отличие от других тоннелей Половинный имеет прямую форму и просматривается насквозь от входа до выхода.

В посёлке можно осмотреть железный мост и арочный виадук из железобетона, а также старинный паровоз модели Еа-3070, который находится около железнодорожной станции.

Тоннель № 9-бис

Строительство тоннеля велось с 1911 по 1914 год. Строился он в обход бухты Берёзовая с расчётом сразу на две железнодорожные ветки. На сегодняшний день сохранился лишь один из двух порталов — специальных конструкций, которые обрамляют вход. Общая протяжённость тоннеля — 497 метров, а высота — восемь.

Пропавший тоннель

Тоннель получил приставку «бис» как дублирующий. Любопытно, что тоннеля № 9 на КБЖД вы не найдёте. Это единственный из тоннелей, который был разобран ещё в 1907 году.

Александр, гид в Иркутске

Для обходчиков в каменной кладке были устроены семь специальных ниш по обеим сторонам. А ещё здесь есть боковой ход к озеру Байкал.

Фото: Artem Svetlov, CC BY 2.0

Мыс Киркирей

Один из самых сложных участков Кругобайкалки. Первоначально здесь через узкий участок скалы был проложен тоннель № 18, но из-за угрозы обвала возникла необходимость переноса путей. При строительстве второй ветки был пробит новый ход № 18-бис длиной 600 метров. А чтобы защитить сооружение от вод протекающего ручья, рядом была возведена плотина и выложены желоба для слива воды. Сейчас через ручей переброшен мост, тут же обустроена смотровая площадка.

Шабартуйский комплекс

Уникальная конструкция, которая состоит из арочного железобетонного виадука и железного моста с «ездой по верху». Такое название обозначает расположение ж/д полотна над пролётами моста, а не внутри них.

Вверх тормашками

Из-за особенностей конструкции мост также прозвали Чёртовым. Но такое решение было абсолютно нормальным для строительства железных дорог раньше, и подобные мосты иногда появлялись в других районах России.

Александр, гид в Иркутске

Старая Ангасолка

Посёлок был построен в 1904 году специально для строителей КБЖД. Позже неподалёку было основано новое поселение, получившее название Ангасольского, поэтому к названию первого посёлка добавилось слово «Старая». Основные достопримечательности Старой Ангасолки:

  • Дом-музей Н. К. Рериха. В 1926 году в ходе экспедиции в Центральную Азию художник посещал посёлок и останавливался в одном из домов. Сегодня здесь можно увидеть репродукции картин мастера, фотографии членов его семьи и другие предметы, посвящённые жизни и творчеству Рериха.

  • Ангасольские виадуки. Они строились с разницей в десять лет, первый арочный виадук был построен из камня во время прокладки первого пути, а второй — полностью из железобетона, во время строительства второй очереди с 1911 по 1915 год.

  • Птичий базар — 300-метровые скалы, где гнездятся серебристые чайки. Добраться до базара можно прямо из посёлка, длина пешего маршрута — около девяти километров в одну сторону. По пути можно посмотреть Хабартуйский тоннель и подняться на скалу Обзорная.

Дом-музей Н. К. Рериха. Фото: группа ВК музея • Виадук через «Упорную губу» • Птичий базар

Станция Слюдянка

Одна из самых известных на Транссибе. Кроме того, это начальная станция Кругобайкальской железной дороги. Здесь расположен действующий вокзал, построенный полностью из белого и розового мрамора. В 2005 году была проведена реконструкция здания, а на привокзальной площади установили памятник М. И. Хилкову — министру путей сообщения Российской империи в период с 1895 по 1905 год. Он внёс огромный вклад в строительство Транссибирской магистрали.

Обратите внимание

Рядом с вокзалом можно увидеть старинную Никольскую церковь, в которой находится ценнейшее собрание икон XIX века.

Александр, гид в Иркутске

Путешествия по Кругобайкальской железной дороге

Познакомиться с этим уникальным инженерным объектом можно по-разному. Есть вариант проехать участок на поезде или сесть на теплоход, чтобы смотреть на Кругобайкалку со стороны. Есть вариант и пеших маршрутов с остановками в живописных местах.

Поездка на ретропоезде

Есть два варианта экскурсионных маршрутов:

  • Классический — от железнодорожного вокзала в Иркутске, через Слюдянку до порта Байкал. Отсюда путешественники пересаживаются на паром до посёлка Листвянка и потом на автобусе возвращаются в город.

  • Зеркальный — из Иркутска в Листвянку, потом на пароме до порта Байкал и далее со всеми остановками до иркутского вокзала.

Чтобы путешественники могли осмотреть некоторые достопримечательности КБЖД, предусмотрены длительные стоянки в порту Байкал и в Слюдянке.

Поезд «мотаня»

На участке Кругобайкальской дороги «Слюдянка 1 — посёлок Байкал» также курсирует пригородный поезд. Местные называют его «передачей», а с конца 1990-х прижилось и ласковое название «мотаня». Предположительно оно произошло от того, что поезд мотается от станции к станции.

Из Слюдянки мотаня отправляется в понедельник, четверг, пятницу и воскресенье, а из порта Байкал — в понедельник, вторник, пятницу и субботу. Скорость движения железнодорожного транспорта на Кругобайкалке не превышает 20 км/ч, поэтому путь от конечной до конечной займёт около шести часов.

Поездка на теплоходе

Кругобайкалкой можно любоваться также и с воды. Маршрут на теплоходе начинается в Иркутске. Затем судно следует в посёлок Листвянка, а оттуда — к мысам озера Байкал.

Эксклюзивные виды

Путешествие по КБЖД на теплоходе — довольно долгое занятие, но не менее интересное, потому что вы можете увидеть тоннели, галереи, различные водопропускные отверстия с совершенно необычного ракурса. Некоторые сооружения на Кругобайкалке в принципе видны только с воды. К тому же ни с чем не сравняться головокружительные виды на отвесные склоны Олхинского плато.

Александр, гид в Иркутске

На маршруте предусмотрено несколько остановок:

  • на мысе Толстый;

  • в посёлке Шумиха (при неблагоприятных условиях — сильный ветер, туман, дождь — теплоход к берегу не причаливает;

  • на мысе Половинный, где возле железнодорожной станции находится старинный паровоз.

Навигация на Байкале длится с мая по декабрь. График движения круизных судов меняется ежегодно, актуальное расписание нужно уточнять на сайте Восточно-Сибирского речного пароходства.

По КБЖД пешком

Протяжённость самого популярного пешего маршрута вдоль дороги — 89 километров. Останавливаться можно в многочисленных базах отдыха или диких местах, например на песчаном берегу озера. Летом этот путь пользуется большой популярностью, поэтому о наличии мест на турбазах для привалов на маршруте лучше узнавать заранее.

Что ещё можно увидеть

Во время пешего похода от станции «Тёмная Падь» вы посмотрите Хабартуйский комплекс тоннелей — один из самых сложных на КБЖД. Здесь на дистанции чуть менее двух километров четыре галереи, три тоннеля (один из них третий по величине), 12 подпорных стенок и шесть мостов. В его составе причудливо сочетаются старые (бутовый камень) и новые (железобетон) материалы.

Александр, гид в Иркутске

В пеших путешествиях по Кругобайкалке туристы проходят около 38 тоннелей, 15 каменных галерей и множество виадуков. Погода на Байкале довольно капризная, поэтому в поход стоит захватить тёплые вещи и дождевик. Запасы продуктов можно пополнять по пути в местных посёлках, а воду набирать прямо из озера — Байкал считается одним из чистейших озёр мира.

Заключение

Кругобайкалка — одна из самых красивых и уникальных железных дорог в России, популярный туристический маршрут и действующая ж/д ветка, соединяющая посёлок Байкал с городом Слюдянка. Увидеть её может любой путешественник. Здесь курсируют несколько туристических поездов, включая ретросостав, ходят экскурсионные теплоходы, есть также доступные пешие маршруты, позволяющие не спеша осмотреть все достопримечательности КБЖД.

Автор: Анастасия Рыбина

Ещё на тему путешествий

Под парусами: куда отправиться в путешествие на яхтеПод парусами: куда отправиться в путешествие на яхте Балтийское и Средиземное море, Байкал и другие морские маршруты

Экскурсии в Иркутске